Рождение штурмовой авиации СССР
Если в СССР традиционно строились первоклассные бомбардировщики и хорошие истребители, то в развитии штурмовой авиации долгое время наблюдалось отставание.
Над созданием штурмовика трудилось конструкторское бюро Дмитрия Григоровича.
Результатом работы стали проекты тяжелых штурмовиков «ТШ-1», «ТШ-2» и штурмовика общего назначения «ШОН». Однако до серийного производства дело не дошло, т.к. в самолетах использовался такой вид бронирования, который ухудшал их характеристики. Была и еще одна причина: недооценка штурмовика как типа самолетов, и, как следствие, недостаток государственной поддержки их разработок.
Д.П. Григорович
Показательна, в этой связи, книга полковника А.К. Медниса «Тактика штурмовой авиации», увидевшая свет в 1935 году. В этом труде, с одной стороны, отстаивалась необходимость превращения штурмовой авиации в «самостоятельную боевую единицу», а, с другой стороны, заявлялось об ограниченности ее действий.
«Штурмовая авиация способна наносить мощный удар лишь по целям и объектам, расположённым открыто и массированно, а штурмовые действия по рассредоточенным и укрытым боевым порядкам войск и огневым точкам малоэффективны» - писал Меднис.
«ТШ-2»
Ситуация стала меняться 1938 году. 28 января 1938 года с письмом к Сталину обратился начальник Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома:
«...Сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части забронированы... Для осуществления этого ... прошу освободить меня от должности начальника Главка, поручив мне выпустить самолет на государственные испытания...».
«ТШ-3». Штурмовик
Автором этих строк, оставившим высокий административный пост ради разработки машины нового типа, был Сергей Владимирович Ильюшин.
Плодом работы Ильюшина и его единомышленников стал легендарный штурмовик «Ил-2» («БШ-2») - самолет, внесший огромный вклад в Победу над гитлеровской Германией. «Ил» представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения.
В проекте были заложены два варианта обшивки корпуса: цельнометаллический и смешанный (хвостовая часть фюзеляжа и крылья – из дерева и фанеры). Фонарь заметно возвышался на фюзеляже, поэтому самолет прозвали «Горбатым».
С.В.Ильюшин
Все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, система охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы.
Броневая защита была настолько мощна, что могла противостоять даже ударам зенитной артиллерии. Пушки и пулеметы размещались в крыльях, бомбы (400 – 600 кг.) и реактивные снаряды подвешивались под крыльями, один крупнокалиберный пулемет для защиты хвоста находился в кабине стрелка. «Ил-2» отличался превосходными летными и боевыми качествами, надежностью и живучестью. В Гитлеровской Германии подобных самолетов не было!
«Ил-2»
Внедрение штурмовика «Ил-2»
Штурмовик Ильюшина создавался достаточно быстро: построен к концу 1939 года, накануне нового 1940 года – первый полет (испытатель - В. К. Коккинаки).
Еще около года ушло на технические доработки. Наконец, в марте 1941 года «Ил-2» был запущен в серийное производство.
За первую половину 1941 года промышленность выпустила 249 штурмовиков. Это позволило начать перевооружение нескольких полков еще в мирное время.
Слева – В.К.Коккинаки
Согласно планам командования перевооружение на новый штурмовик приграничных округов должно было завершиться к концу 1941 года, а внутренних округов – к середине 1942 года.
Увы, гитлеровцы не дали нам столько времени! На практике получилось следующее. Всего 18 машин получили Прибалтийский, Западный и Киевский округа. На базе одного истребительного полка был сформирован Штурмовой авиаполк. Ничтожно мало!
И самое печальное, освоение новой машины летным составом так и не началось.
Первая группа летчиков, освоивших бронированные штурмовики на заводе-производителе, видимо, так и не успела к роковому часу прибыть в части. Итог - печален, уникальные самолеты, способные переломить ход войны, в начальных боях даже не приняли участие!
Самолеты «Ил-2», способные переломить ход войны, в начальных боях даже не приняли участие