Вопрос 3. Источники международного права (международные договоры и обычаи).

Лекция № 2. Источники международного права(ОК-1, ОК-5).

Вопрос 1. Нормы международного права и их классификация (договорные и обычные; универсальные и локальные; императивные и диспозитивные; обязывающие, запрещающие и управомочивающие; регулятивные и охранительные).

Согласно общей теории права под источникамиправа понимается способ закрепления правовых велений. Следовательно, источником международного права является способ выраженияволи субъектов международного права. В источниках отражаются результаты процесса создания норм международного права. Как образноотмечает С. С. Алексеев, источники права представляют собой единственное место пребыванияюридических норм, резервуар, в которомюридические нормы только и находятся и откуда мы их черпаем.

В теории права под источником права понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства, и т.д.).

Таким образом, источниками международного права будут считаться те формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

Термин "источники права" обычно принято употреблять в двух значениях - материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права, более всего интересующие правоведов, - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права.

Источники международного права отличаются от источников национального права по следующим параметрам.

Во-первых, нормы международного права устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласованную общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм. Таким образом, правотворчество в международном праве осуществляется по "горизонтали", т.е. между равноправными субъектами, в то время как в национальном праве принят "вертикальный" - сверху вниз - порядок правотворчества.

Во-вторых, субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят юридические обязательства других субъектов международного права, в то время как в национальном праве подобная ситуация встречается не так часто.

Международные отношения затрагивают различные аспекты деятельности государств, правительств, различных государственных и межгосударственных органов и организаций. Для нормального и эффективного функционирования этого комплекса отношений необходима правовая регламентация, которая осуществляется посредством применения различных форм и методов регулирования, а также средств технического характера.

Международное право является совокупностью и системой норм, с помощью которых происходит регулирование таких отношений. Значительнуюроль в становлении нормативной системы международного права сыгралУстав ООН.

Международную нормативную систему составляют нормы различного

характера. В большинстве своем международно-правовые нормы имеют согласительный, рекомендательный, констатирующий, диспозитивный характер. В отличие от внутригосударственной нормы, норма международного права представляет собой невластное предписание, поскольку никакой власти над государствами нет. Тем не менее международная норма может иметь и характер императивного предписания.

Согласно теории права норма права представляет собой правило поведения, юридическая обязательность которого состоит в том, что предписываемое ею поведение субъекта права обеспечивается в случае необходимости принуждением. В целом нормы международного права также являются юридически обязательными правилами поведения, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению. Сущность международных норм заключается в нормативном регулировании отношений между субъектами международного права.

Помимо характера нормы международного права имеют и особую структуру. С общетеоретической точки зрения, нормы права включают три элемента: гипотезу, обозначающую условие действия установленного правила поведения; диспозицию, излагающую это правило, и санкцию, указывающую на те неблагоприятные юридические последствия, которые наступают для субъекта права, нарушившего данное правило. Специфика же международно-правовых норм и их системы состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию. Как правило, в теории международного права и в международно-правовых актах вместо термина «обязанность» используется термин «обязательство». Например, в Договоре о коллективной безопасности 1992 г. ст. 1 говорит о том, что государства-участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях.

А санкция является общей для всей системы. Конкретные санкции могут быть предусмотрены и отдельными договорами. Например, Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г.

Нормы международного права имеют свою специфику, отличающую их от норм национального права, хотя несомненно, что многие общие черты их юридической природы как правовых категорий дают возможность в определенной степени использовать отдельные категории и понятия национального права и общей теории права вообще при исследовании правовой природы норм международного права

Характерные черты международно-правовой нормы порождены, прежде всего, двумя факторами: объектом регулирования и методом регулирования.

Первым является особая разновидность общественных отношений – отношения между суверенными государствами и их объединениями. Эти отношения в конечном счете определяют и специфику метода воздействия на них, метода международно-правового регулирования.

В соответствии с теорией международного права международно-правовая

норма должна отвечать следующим требованиям:

1) регулировать отношения между субъектами международного права;

2) быть обязательной для субъектов этого права;

3) носить общий характер.

Международно-правовая норма – это созданное соглашением субъектов определенное правило, регулирующее межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемое юридическим механизмом охраны.

Формы и виды классификации международно-правовых норм разнообразны, так же как и характер международных и межгосударственных отношений, и определяются в зависимости от критериев, принятых для данной классификации.

В доктрине современного международного права по характеру (природе) норм различают императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы

международного права, нормы-обращения, нормы-декларации. Как правило,рекомендательные нормы никого не обязывают в юридическом смысле, хотяи относятся к правовым явлениям. Они могут служить этапом и ориентиромна пути формирования договорных или обычных международно-правовыхнорм. Рекомендательный характер нормы выражается в ее содержании. В большинстве своем такие нормы содержатся в резолюциях международныхорганизаций.

Кроме того, можно выделить такие виды норм международного права, какальтернативные и факультативные, нормы постоянного и временного действия и т. д. По сфере применения различают универсальные и локальные, всеобщие и региональные нормы.

В зависимости от объема содержания и значения различают основные и подчиненные нормы. Последние в свою очередь делятся на два вида: поднормы основных норм и вторичные нормы. Поднормы конкретизируют особенности применения основных норм.

По сфере действия выделяют универсальные, региональные, партикулярные или локальные нормы. Универсальные нормы, как правило, носят общий характер и содержатся в многосторонних международных договорах, в отличие от региональных или локальных норм. Последние, например, содержатся в двусторонних международных договорах.

Международно-правовые нормы также можно классифицировать по функциям в механизме международно-правового регулирования на материальные и процессуальные.

В зависимости от того, в каком источнике содержатся нормы, можно выделить такие виды, как обычные, договорные, нормы-решения международных организаций; регулятивные и охранительные.

Международные акты могут содержать отсылочные нормы, которые обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах.

По способу регулирования различают международно-правовые нормы, носящие запрещающий, обязывающий и управомочивающий характер.

В зависимости от объекта регулирования можно выделить отраслевые нормы.

Вопрос 2. Кодификация норм международного права: содержание и цели.

Кодификация международного права — это усовершенствованиеи прогрессивное развитие действующих принципов и норм международногоправа путем приведения их в определенный порядок. В результатекодификации уточняются и изменяются действующие нормы международного права, а также разрабатываются новые нормы.

Современный процесс кодификации и прогрессивного развития международного права, указывает А. П. Мовчан, представляет собой систематизацию и совершенствование принципов и норм общего международного права, осуществляемых путем: а) установления точного содержания и четкого формулирования уже издавна действующих (обычных

или договорно-правовых) принципов и норм международного правав той или иной сфере отношений между государствами; б) измененияили пересмотра устаревших норм; в) разработки новых принципови норм с учетом научно-технического прогресса и актуальных потребностей международных отношений; г) закрепления в согласованном видевсех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте(конвенции, договоре, соглашении).

Кодификация международного права может быть официальной, осуществляемой на международном уровне или в рамках межправительственных организаций, и неофициальной, проводимой международныминеправительственными организациями, научными учреждениями и учеными.

Начало официальной кодификации и прогрессивному развитию международного права было положено на Венскомконгрессе (1814—1815 гг.), на котором государства подписали Парижский договор 1814 г., утвердили положения, касающиеся режима международных рек, запрещения работорговли и ранга дипломатических агентов. Этот Конгресс положилначало постоянному нейтралитету.

Огромную роль в кодификации норм международного права сыгралиГаагские конференции мира.В 1899 г. состоялась первая Гаагская конференция мира, созваннаяпо инициативе императора Николая II. Эта Конференция приняла триважные конвенции: о применении Женевской конвенции 1864 г. о защите раненых и больных в морской войне, о мирном разрешении меж-дународных столкновений и о законах и обычаях сухопутной войны.

Вторая Гаагская конференция мира, созванная в 1907 г., утвердилатринадцать конвенций. Три из этих конвенций: Конвенция о мирномразрешении международных споров, Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны и Конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции — заменили собою три соответствующие конвенции

первой Гаагской конференции мира.

После второй Гаагской конференции были частично кодифицированы международно-правовые нормы относительно военных действий.Так, в 1929 г. подписаны многосторонние конвенции об обращениис военнопленными и об обращении с больными и ранеными. В 1925 г.государства подписали Конвенцию об употреблении отравляющихи удушливых газов. В 1928 г. заключен Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики.

После Первой мировой войны вопросы кодификации и прогрессивного развития международного права были сосредоточены в рамкахЛиги Наций.

Конференция Лиги Наций по кодификации проходила в Гаагес 13 марта по 12 апреля 1930 г. Однако на Конференции были принятыдокументы, касающиеся лишь вопроса о гражданстве. Таковыми являлись: Конвенция по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве; Протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства; Протокол, относящийся к определенномуслучаю без гражданства; Специальный протокол, касающийся гражданства. За исключением последнего документа, все остальные вступилив силу в 1937 г.

После Второй мировой войны практически всеми аспектами кодификации и прогрессивного развития международного права занимается

ООН — как универсальная и наиболее авторитетная организация в области управления международными отношениями.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея организует исследование и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.

На II сессии Генеральной Ассамблеи 21 ноября 1947 г. (рез. 174 (II))была принята резолюция об учреждении КМП ООН и утверждено ее

Положение.

Согласно Положению КМП ООН имеет своей целью содействоватьпрогрессивному развитию международного права и его кодификации.

В ст. 1 Положения указано, что Комиссия ≪занимается преимущественно вопросами международного публичного права, но она может рассматривать вопросы и международного частного права≫.

Согласно ст. 15 Положения выражение ≪прогрессивное развитие международного права≫ употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным

правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств. Равным образом выражение ≪кодификация международногоправа≫ для удобства употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях,в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.

Когда Генеральная Ассамблея передает КМП ООН предложение, касающееся прогрессивногоразвития международного права, Комиссия назначает одного из своих членов докладчиком, составляет план работы,рассылает правительствам вопросник и просит их представлять ей в определенный срок информацию и данные, относящиеся к вопросам,

включенным в план работы.КМП ООН рассматривает передаваемые ей Генеральным секретаремпредложения и проекты многосторонних конвенций, представляемыегосударствами — членами ООН, главными органами ООН, кроме Генеральной Ассамблеи, специализированными учреждениями или официальными органами, созданными по договоренности между правительствами для содействия прогрессивному развитию международного праваи его кодификации.

КМП ООН делает обзор всей области международного права с целью выбора тем для кодификации, имея при этом в виду уже существующие проекты, будь то правительственные или нет. Когда Комиссия признает кодификацию по данному вопросу необходимой и желательной,она представляет свои рекомендации Генеральной Ассамблее. Ее просьбы рассмотреть тот или иной вопрос выполняются Комиссией в первуюочередь.

Вопрос 3. Источники международного права (международные договоры и обычаи).

Официальный характер источникам международного права придается, как правило, двумя путями: а) путем правотворчества, когда субъектымеждународного права одобряют договоры, содержание нормы праваили рекомендации межправительственных организаций opiniojuris;б) путем санкционирования, когда субъекты международного праваодобряют обычные нормы, придают им юридическую силу.

Источники международного права можно объединить в три группы:основные, производные (вторичные) и вспомогательные.

Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН в первую группувходят договоры, международно-правовые обычаи и общие принципыправа.

К вторичным источникам относятся резолюции и решениямежправительственных организаций.

Вспомогательными источниками являются судебные решения, доктрина и односторонние заявления государств, принятые в соответствиис международным правом.

Международные договоры.В соответствии с подп. ≪а≫ п. 1 ст. 38 Статута Международный суд при решении переданных ему споров применяет ≪международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами≫.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров1969 г. договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международнымправом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одномдокументе, в двух или нескольких связанных между собой документах,а также независимо от его конкретного наименования.

Кроме того, ст. 2 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. предусматривает, что «договор» означаетмеждународное соглашение, регулируемое международным правом и заключенное в письменной форме: между одним или несколькими государствами иодной или несколькими международными организациями; или между международными организациями, независимо от того, содержится ли такое соглашение водном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, атакже независимо от его конкретного наименования.

Субъектами международных договоров могут быть все субъекты международного права, то есть, прежде всего, государства, нации, борющиеся за государственную независимость, а также международные организации.

Средство и способы, при помощи которых воля субъектов международного права приобретает характер явно выраженного соглашения, составляетформу международного договора.

Общеобязательной формы международных договоров нет. Форма конкретного договора зависит от соглашения сторон. Она не влияет на обязательную силу договора и его юридическую действительность. Главное – в содержании договора, однако и форма договора имеет значение.

Международный договор – и в этом одно из его важных отличий от международного обычая – существует лишь как соглашение, воплощенное в тексте.

В понятие «форма» входят наименования международных договоров. Этодоговор, конвенция, соглашение, пакт, протокол, устав, статут, совместноезаявление, декларация, коммюнике, хартия, меморандум, регламент, акт, обмен нотами и др.

Как правило, международные договоры заключаются в письменной форме. Однако между государствами могут заключаться и устные международные договоры, так называемые джентльменские соглашения.

Существуют различные виды международных договоров. В зависимостиот числа участников все международные договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние.

Двусторонние, в свою очередь, могут быть подразделены на договоры, вкоторых с каждой стороны имеется по одному участнику (двусторонние вобычном понимании), и на договоры, в которых с одной стороны имеется не-

сколько участников (например, международная организация), а с другой –один или несколько участников.

Среди многосторонних договоров следует различать договоры с ограниченным числом участников (групповые или ограниченные) и общие, или универсальные, многосторонние договоры.

Групповые договоры объединяют ограниченное число государств, в товремя как общие носят универсальный характер. Примером ограниченныхмногосторонних договоров могут служить замкнутые военные группировки

типа НАТО, участие в которых новых государств зависит от согласия всехучастников, такие договоры являются закрытыми.

Двусторонние и многосторонние договоры при некоторых обстоятельствах могут переходить друг в друга. Двусторонние – по мере присоединения кним других государств. И наоборот, может случиться так, что международный договор заключается как многосторонний в обычном понимании этогослова, но впоследствии среди его участником образуются две группы.

Среди многосторонних договоров особое место занимают общие договоры,

или договоры универсального характера. Именно им сейчас принадлежит ведущая роль в создании общеобязательных норм международного права.

В зависимости от видов объектов можно выделить такие международныедоговоры, как политические, экономические, договоры по вопросам культуры, науки и другие.

В зависимости от уровня, на котором заключен международный договор, различают договоры межгосударственные, межправительственныеи межведомственные.

В зависимости от участников договора выделяют договоры между госуарствами, договоры между государствами и международными организациями и договоры между организациями.

В теории международного права называют три стадии принятия международных обязательств:

1) принятие текста;

2) установление аутентичности, т.е. подлинности текста;

3) согласие на обязательность договора.

Федеральным законодательством России установлены следующие способы выражения согласия на обязательность договора:

1) ратификация;

2) утверждение;

3) принятие;

4) присоединение.

Подписание как стадия заключения договора или форма выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора имеет место в том случае, если договор предусматривает его. Также подписание может быть оговорено в договоренности Российской Федерации и других участвующих в переговорах государств.

Подписание может быть, как это отмечается в теории, окончательным и предварительным. За окончательным подписанием, если оно не означает вступление договора в силу, следует акт утверждения договора. В качестве предварительного подписания обычно используют парафирование, т.е. подписание текста инициалами тех представителей, которые его непосредственно разрабатывали. После парафирования в текст международного договора запрещено вносить какие-либо изменения. За парафированием следует обычно окончательное подписание. Парафирование может быть превращено в окончательное подписание в соответствии с решением правительств участвующих государств.

Под "заключением" международного договора обычно понимают процесс принятия договора, т.е. окончательную стадию его заключения. "Полномочия" на заключение международного договора представляют собой официальный документ, которым государственный орган или должностное лицо, имеющее на это право, уполномочивает определенное лицо или лиц совершить те или иные действия по заключению договора:

1) ведение переговоров;

2) принятие текста договора или установление его аутентичности;

3) выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее договора;

4) совершение любого другого акта, относящегося к договору.

Иногда государство может не устраивать отдельное положение договора, хотя в целом договор является приемлемым. Для исправления данной ситуации существует оговорка как одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации.

Международный обычай.Согласно ст. 38 Статута Международныйсуд обязан решать переданные ему споры на основании международногоправа и при этом применяет международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

По мнению Ф. Ф. Мартенса, международными обычаями являютсяте правила и порядки, которые устанавливаются в международных отношениях на основании постоянного и однообразного применения ихк одинаковым по существу своему случаям. Как нормы международныхотношений обычные начала имеют огромное практическое и юридическое значение. Признаками международного обычая являются: продолжительное существование практики; единообразие, постоянность практики; всеобщий характер практики; убежденность в правомерности и необходимости соответствующего действия.

Доказательством существования обычая, например, являются дипломатическая переписка, политические заявления, сообщения для прессы,

заключения официальных юридических советников, правительственныекомментарии, международные и национальные судебные решения, декларативные положения договоров и других международных документов,

резолюции Генеральной Ассамблеи и других главных органов ООН.

Единообразие законодательства отдельных государств является существенным доказательством наличия международного обычая.

Обычай нельзя смешивать с обыкновением. Нормы обычая являются ≪обязательными или правильными≫. Обыкновение также являетсярезультатом практики, но оно не является обязательным. Таковыми, например, являются морские церемониалы или правила по обработке судов в морских портах.

Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

1) согласование правила поведения и

2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

Как уже отмечалось, обычай складывается в течение длительного отрезка времени, хотя это требование не нашло закрепления в судебной практике Международного суда ООН. Само по себе длительное повторение одних и тех же действий не создает еще международного обычая, поэтому такой признак, как продолжительность существования правила поведения, не может служить главным доказательством существования обычая.

Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявления). При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

Правотворческий процесс в международном праве не ограничивается заключением международного договора и признанием международного обычая в качестве обычной нормы международного права. К новым способам международного

правотворчества можно отнести заключительные акты международных совещаний и конференций, резолюции и иные акты международных организаций.

Например, многие современные межгосударственные организации разрабатывают и принимают так называемые административно-регламентационные акты, которые содержат правила, относящиеся к различным аспектамих внешнего функционирования, и способствуют решению их уставных задач.

По своей юридической силе акты международных организаций могут бытькак рекомендательными, так и носить юридически обязательный характер. Иправомочие международных организаций на принятие того или иного вида данных актов (обязательного либо необязательного) целиком зависит и основывается на положениях их учредительных актов, подписанных и ратифицированных государствами-членами на основе их суверенного волеизъявления, и другихнормативных установлениях, составляющих «правила организации».

Самой универсальной международной организацией является Организация Объединенных Наций. Учрежденные Уставом ООН органы принимаютразличные правовые решения. Генеральная Ассамблея – рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18).

Совет Безопасности – доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих международных учреждениях.

Нормы мягкого права (softlaw)

Термин «мягкое право» используется для обозначения двух различныхнормативных явлений. В одном случае речь идет об особом виде норм международного права, в другом – о неправовых международных нормах.

В первом случае к этой категории относят нормы, которые не создаютчетких, конкретных прав и обязанностей, а дают лишь общую установку. Как

правило, подобные нормы содержатся в актах международных организаций.

Относительно юридической силы таких норм, существует два противоположных мнения:

- отсутствие у документа, в котором содержатся такие нормы, юридического содержания;

- нормы «мягкого права» являются международно-правовыми.

Нормы «мягкого права» могут решать различные задачи. Например, регулировать международные отношения с участием субъектов национального права. Экономические, культурные, научно-технические связи осуществляются в основном частными лицами и организациями, которые не могут бытьобязаны государством к соответствующей деятельности.

«Мягкие нормы» вовсе не представляют собой чуждое или негативное явление в международном праве, а являются его необходимым элементом.

Отличительная особенность норм «мягкое право» заключается в особом«мягком» механизме действия, включающем и «мягкую» ответственность.

Этот механизм является не юридическим, а политическим. Нарушение нормы«мягкого права» влечет не юридическую, а политическую ответственность.

Действие такого рода норм не регулируется правом, что вовсе не означает,

что совершаемые на их основе действия могут выходить за рамки права. Это

не исключительно теоретический вывод. Соответствующие моменты находятдостаточно четкое понимание в практике государств.

Вподп. ≪d≫ п. I ст. 38 Статута указывается, чтоСуд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет ≪оговоркой, указанной в ст. 59, судебныерешения в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм≫. Из текста этого подпункта вытекает, что, во-первых, речьидет о судебных решениях самого Международного суда ООН, поскольку в соответствии со ст. 59 Статута решения Суда обязательны лишь дляучаствующих в деле сторон, во-вторых, решение Суда не должно изменять или дополнять действующее международное право, оно являетсялишь в качестве вспомогательного средства для определения правовыхнорм.

В соответствии с подп. ≪d≫ п. 1 ст. 38 Статута Международный суд при решении переданных ему споров применяет доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качествевспомогательного средства для определения правовых норм.

Литература

1. . Международное публичное право: Учебник/Под ред. К.А. Бекяшева. 6-е изд., - М.: Проспект, 2011. – 927 с.

2. Глотова, С. В. Прямая применимость (эффект) директив Европейских сообществ во внутреннем праве государств-членов ЕС / С. В. Глотов // Моск. журн. междунар.

права. – 1999. – № 3.

3. Даниленко, Г. М. Обычай в современном международном праве / Г. М. Даниленко. – М.,1988.

4. Малинин, С. А. Правовая природа административно-консультационных актов, издаваемых межгосударственными организациями / С. А. Малинин, Т. Н. Ковалева, // Правоведение. – 1999. – № 2.

5. Лукашук, И. И. Международное «мягкое право» / И. И. Лукашук // Государство и право. – 1994. – № 8–9.

6. Лукашук, И. И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И. И. Лукашук М. : Издательство «Спарк», 1997.

Контрольные вопросы:

1. Отличие источников международного права от источников внутригосударственного права.

2. Понятие международно-правовой нормы и их классификация.

3. Виды источников международного права.

4. Международный договор как источник международного права.

5. Международный обычай: понятие, признаки.

Тест для самоконтроля

(ОК-1, ОК-5)

1. Какие из следующих источников международного права относят к вспомогательным:

+судебные решения международных судов, доктрины наиболее квалифицированных специалистов, односторонние акты государств

-международные договоры, односторонние юридические акты, национальное законодательство

-международные договоры, обычаи, принципы международного права

-международные договоры, обычаи, доктрины, национальное законодательство

2. Главным источником международного права на заре его возникновения были:

+ обычаи

-принципы

-национальное законодательство

-международные договоры

3. Кодификация международного права:

+усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм и приведение их в определенный порядок

-систематизация международного права

-один из источников международного права

-кодирование правовых норм в международных компьютерных системах

4. Неофициальная кодификация международного права не может осуществляться

+все перечисленные субъекты могут осуществлять неофициальную кодификацию международного права

-отдельными учеными

-коллективами ученых

-национальными институтами

5. Под нормой международного права следует понимать:

+правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательных

-правило поведения, которое признается в качестве юридически обязательных

-система норм, которые признаются государствами и другими субъектами международного права

-правило, которое субъектами международного права признается в качестве юридически необязательных

6. Международное обыкновение:

+нормы международной вежливости или международной морали, не являющиеся юридически обязательными

-нормы международной морали и обычаев, не являющихся юридически обязательными

-нормы международной вежливости или морали, являющиеся юридически обязательными и носящими универсальный характер

-нормы международной морали и обычаев, являющиеся юридически обязательными и носящими универсальный характер

7. Как называется проникновение норм международного права в национальную правовую систему:

+имплементация

-трансформация

-проникновение

-импеляция

8. Каких видов международных договоров не существует:

- межреспубликанские; - межрегиональные;

- межправительственные; + межпрезидентские

Наши рекомендации