Политика совместной обороны и военного сотрудничества
Распад вооруженных сил бывшего Советского Союза начался в 1991 г. В период становления СНГ последний министр обороны СССР Е. Шапошников предложил концепцию трансформации советских ВС в Объединенные вооруженные силы (ОВС) СНГ. В течение 5 лет предлагалось сохранить под единым командованием общие структуры и системы обороны, а государствам СНГ предлагалось до завершения трансформации единых вооруженных сил воздержаться от создания собственных. Однако данный план не получил поддержки среди бывших союзных республик, в большинстве из-за не согласия с осуществлением единого командования и сохранения структурных особенностей армии Советского Союза.
На современном этапе многостороннее военное сотрудничество стран СНГ осуществляется в рамках Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 г. и вступившего в силу 20 апреля 1994 г., сроком на пять лет, а в 1999 г. действие договора было продлено. В 1995 г. Договор о коллективной безопасности был зарегистрирован в ООН. Договор предусматривает не столько создание системы коллективной безопасности, сколько формирование оборонительного союза с целью сдерживания и отражения внешней угрозы.
В рамках СНГ действует Совет министров обороны, который является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов. Главное командование Объединенных вооруженных сил осуществляет руководство этими Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Следует отметить, что в настоящее время вместо Главного командования создан Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств. Долевые взносы по финансированию штаба распределены следующим образом: Россия – 50 %,. Другие страны – по 6,25 %. Совет командующих пограничными войсками является Органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.
СНГ и сотрудничество с международными организациями
Характерной особенностью развития Содружества Независимых Государств в последние годы является заметно усиливающееся внимание к Содружеству со стороны международных организаций. Важной вехой в биографии СНГ стало предоставление Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 года статуса наблюдателя Содружеству. Аналогичный статус предоставлен Содружеству и Советом по торговле и развитию ЮНКТАД (19 апреля 1994 года). Между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ подписано Соглашение о сотрудничестве (5 мая 1994 года). 5 июня 1996 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ.
География сотрудничества СНГ с международными организациями постоянно расширяется. Только в 1995 г. налажены деловые контакты с такими авторитетными организациями, как Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Минскую штаб-квартиру СНГ посетили Генеральный секретарь ООН г-н Бутрос Бутрос-Гали (1994 г.), Исполнительный секретарь ЕЭК ООН г-н Ив Бертелло, Генеральный секретарь Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе г-н Вильгельм Хойнк (1994 г.), Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности г-н Арпад Богш (1994 г.), Генеральный секретарь ОБСЕ г-н Джанкарло Арагона (1996 г.), Генеральный секретарь Совета Министров Северных стран г-н Пер Стейнбек (1996 г.), Президент Форума “Кран-Монтана” г-н Жан-Поль Картерон (1997 г.).
В свою очередь, представители Исполнительного Секретариата СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций. С 1996 г. начались контакты между СНГ и МЕРКОСУР. В ходе этих контактов рассматривались вопросы расширения торгово-экономических связей между двумя интеграционными объединениями и создания для этого соответствующей организационной инфраструктуры. Все это свидетельствует об авторитете СНГ на международной арене, о его признании международным сообществом в качестве межгосударственной региональной организации.
Содружество Независимых государств возникло как непосредственный результат распада СССР. Данную организацию можно охарактеризовать в качестве институциональной структуры многостороннего взаимодействия между независимыми государствами, при этом, однако следует отметить о вспомогательном характере по отношению к их двусторонним связям.
На современном этапе роль СНГ в вопросах взаимоотношений стран бывшего Советского Союза довольна велика. На основе политико-правовой базы Содружества создаются новые политические и экономические объединения, что упрощает процесс успешного осуществления отношений как на двухстороннем, так и на многостороннем уровне взаимодействия.
Глава 20