Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Литература к теме
Монтень, М. Опыты [Текст] : в 3 кн. / М. Монтень. – М. : Рипол классик, 1997. – Кн. 1–2. – 928 с. Кн. 3. – 672 с.
Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты [Текст] / Н. В. Мотрошилова. – М. : Политиздат, 1991. – С. 251–301.
Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков [Текст] : учеб. для вузов / В. В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003. – 428 с.
С л о в а р ь
Антропоцентризм– воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм (humanus – человечный) – мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; принцип философского осмысления проблем антропологии, в основу которого ставится соотнесение общественного развития с целями и задачами развития человека; подчеркивает активность и ответственность человека перед миром и другими людьми.
Титан– выдающийся человек, деятель исключительного масштаба, таланта, ума и т.п. К титанам Возрождения относят Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
Пантеизм (pan – всё и theos – бог) – учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу. Таким образом, природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется.
Возрожденческий пантеизм существовал в двух разновидностях – мистической и натуралистической. В мистической версии (Парацельс, Я. Бёме) природа растворяется в Боге. В натуралистической версии (Дж. Бруно) Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая ее сила, заключенная в самих природных вещах.
Геоцентризм – мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира.
Гелиоцентризм – мировоззрение, согласно которому центром мира является Солнце.
Утопия(от греч. ou – нет и tópos – место) – «место, которого нет». Идеальный общественный строй, лишенный научного обоснования. Слово и понятие «утопия» введены Томасом Мором.
Утопист– человек, который имеет склонность, проповедует и стремится к осуществлению невыполнимых планов улучшения общества (к утопиям).
П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т
1).Хронологически эпоха Возрождения охватывает XIV–XVI вв. Характерные черты эпохи Возрождения:
а) формирование национальных государств, абсолютных монархий; усиление светской власти;
б) кризис феодализма; зарождение капиталистических общественных отношений; совершенствование орудий труда и производственных отношений;
в) глубоких социальных конфликтов – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, революция в Нидерландах;
г) усиление городов-республик, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимых от феодалов и Церкви;
д) развитие ремесла и торговли, время великих географических открытий;
е) успехи естественных наук; научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии). Повышение образованности в Европе.
Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Основные направления:
Гуманистическое(XIV–XV вв.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество. Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.
Неоплатоническое(сер. XV–XVI вв.) развивало учение Платона, пыталось познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма. Представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.
Натурфилософское(XVI – нач. XVII вв.) пыталось развенчать некоторые положения учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия, заложило основу первой естественнонаучной картины мира. Представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.
Реформационное (XVI–XVII вв.) стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью. Представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.
Политическое(XV–XVI вв.) изучало проблемы управления государством, поведение правителей. Представитель: Николо Макиавелли.
Утопическо-социалистическое (XV–XVII вв.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем равенстве. Представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.
Характерные черты:
Антропоцентризм– основной принцип философии Возрождения. Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Возрождение рассматривает человека исходя не из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения.
Понятие «творчество», бывшее прежде прерогативой Бога, применимо теперь и к человеку, к человеческой деятельности. Человек олицетворяет собой творческое начало в искусстве, в политике, в ремесле и технических изобретениях. Фигура художника приобретает символическое значение, в ней наиболее полно выражена самая глубокая идея Ренессанса – идея человека-творца, вставшего на место Бога. Человек начинает искать точку опоры в себе самом – в своей душе, теле, телесности.
Характерной чертой мировоззрения этой эпохи является ориентация на искусство, и в связи с этим на художественно-эстетическое мышление. Прекрасное выдвигается на первый план. Культ человека-творца дополняет культ красоты. Но уже не в небесном, абстрактном ее понимании, а в земном, чисто человеческом. Восхищение вызывает прекрасное обнаженное тело (и в жизни, и на полотне художника), равно как и тело, одетое в костюм, великолепный сам по себе и подчеркивающий стройность фигуры. Символ искусства Возрождения - Мадонна, в которой земное, телесное начало порой затмевает начало духовное. В образе Мадонны возвышается образ женщины, матери, а вместе с этим и земная человеческая любовь.
Гуманизм– своеобразная философия эпохи Возрождения. Гуманизм обусловлен развитием гражданской жизни, стремлением к политической свободе. Если индивид эпохи средневековья представлял ту или иную корпорацию (крестьянство, цех ремесленников, гильдия купцов, дворянство), то в эпоху Возрождения он представляет самого себя, формируется новое самосознание человека: его гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта. Гуманизм рассматривается как идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, противостоящее схоластике и духовному господству церкви.
Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов.
В узком смысле гуманизмом называется культурное движение в Европе XIV–XV вв., целью которого было изучение и популяризация античных языков, литературы и искусства, а также философии. Все это было направлено на воспитание и образование человека, на формирование человеческого в человеке. Родина гуманизма – Италия, идейный центр – Флоренция.
Для гуманизма характерно:
Ø Человек приобретает атрибуты божества;
Ø Героический идеал обожествленного человека, его символ Прометей, а не Адам;
Ø Гуманисты более литераторы и поэты, чем философы;
Ø Их свободомыслие не идет далее антицерковной полемики;
Ø Бог как творческое начало, проявляется в красоте и гармонии;
Ø Мир не юдоль в печали, а область человеческой деятельности.
Социальная ориентация гуманизма:
q Торгово-промышленные слои города (ремесленные цехи, купечество);
q Светская интеллигенция.
Ведущие идеи гуманизма:
v Свобода мысли, суждений;
v Независимость от авторитетов;
v Смелый критический дух;
v Вера в безграничные возможности человека.
Таблица 1. Сравнительная характеристика схоластов и гуманистов
Схоласты | Гуманисты | |
Образование | Схоласты-теологи с университетским образованием занимали кафедры университетов | «Необразованные» гуманисты были учеными без степеней и званий вне университетов |
Род деятельности | Преподаватели в университетах | Публицисты, поэты, филологи, риторы |
Литературная форма | Литературная форма – догматический текст в комментаторской манере | Литературно-риторический текст, излюбленный жанр – диалог, представляющий различные точки зрения |
Миропонимание | Схоластическое иерархическое представление о мироздании | Представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал |
Стиль мышления | Строгая система логических дефиниций (краткое определение понятий, истолкование) | Образное, пластическое, художественное мышление. Риторика, поэзия, мифология – наиболее адекватный язык выражения истины |
Логика | Логическая дедукция | Интуитивное постижение гармонии мира |
Достоинство человека – главнейшая проблема гуманизма. Достоинство заключается в признанной за человеком возможности возвыситься от дикого варварского состояния до истинно человеческого. Это человеческое состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к совершенствованию. Заложенные Богом, они требуют для своего осуществления собственных усилий человека, культурной, творческой деятельности. Истинный человек не варвар, но цивилизованный.
Философия гуманизма зарождается и развивается вне схоластической традиции. Она противостоит всей системе схоластического знания, она строится на ином понимании средневековых принципов. Основной проблемой становится вопрос о соотношении Бога и мира.