Скотоводы-кочевники степей и полупустынь
Охотники-собиратели
Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвижный способ существования в пределах определенной территории, сосредотачиваясь вокруг зоны расположения ресурсов. Их основу составляли неустойчивые парные семьи. Вся деятельность внутри данных групп осуществлялась, как правило, в рамках семьи на основе половозрастного разделения труда: мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины — собирательством и ведением домашнего хозяйства, старики — обучением детей.
Никаких формальных органов принуждения и контроля в таком обществе не существовало. Во главе группы из некоторого количества семей мог находиться наиболее авторитетный из ее членов — самый опытный или умелый.
«!» Все или почти все известные этнологии охотники и собиратели на протяжении многих столетий контактировали с земледельцами или скотоводами и у них была альтернатива тем или иным способом раствориться в ино-культурном окружении, перестать существовать в качестве охотников и собирателей, оставшись в более благоприятных нишах, как это сделали многие другие, не уцелевшие до нашего времени охотники и собиратели. Уцелевших охотников и собирателей не столько загоняли в глушь, сколько они сами туда забивались, чтобы развиваться в русле предпочитаемого образа жизни, отнюдь не представлявшегося им убогим.
«!» Исследователи многократно отмечали сознательное стремление охотников и собирателей оберегать свою изоляцию и автономию, избегать или жестко ограничивать взаимодействие с более «продвинутыми» соседями, их нежелание признавать подчиненное положение, сотрудничать с администрацией любого уровня, а также упорное уклонение от налогообложения. Современных охотников и собирателей этнологи, изучавшие их в поле, часто называют историческими беженцами. Особую же популярность среди специалистов по изучению охотничье-собирательских культур получило выражение Дж. Вудберна «автономия дефолта» (1980, 1982, 1988а), которым обозначаются изощренные поведенческие стратегии, направленные на поддержание культурной обособленности. Стратегии эти были вполне успешными на протяжении веков или даже тысячелетий, пока охотники и собиратели не испытали прямого натиска капиталистической или империалистической цивилизации. Но такого натиска не выдерживают и никакие другие эволюционные альтернативы.
5. Социальная организация неэгалитарных общества охотников и собирателей
В традиционных условиях у аборигенов Австралии среди взрослых, принимавших полноценное участие в охоте, собирательстве и общественной жизни, проявлялись заметные различия в статусе. В господствующих представлениях общественного сознания социальная значимость одних людей оценивалась выше, чем социальная значимость других людей. Чем выше оценивалась социальная значимость человека, тем более широкое участие он мог принимать в руководстве общественной жизнью, в художественном творчестве, в тотемических культах и тем большие имел возможности для выбора самостоятельной линии поведения.
Одним из самых ярких внешних статусных различий были различия в похоронной обрядности. Чем больше тяжелой общественной утратой была смерть человека, тем сложнее и продолжительнее были погребальные и поминальные обряды, которыми она отмечалась. Диапазон был весьма широк: от почти лишенного всякой церемониальности закапывания тела до многодневных и многолюдных ритуалов с использованием специально изготовленных церемониальных принадлежностей при первичном захоронении и последующих перезахоронениях, а также многократных пышных поминках.
Различия в социальных статусах носили как индивидуальный, так и групповой характер и – что особенно важно – получили весьма отчетливое закрепление в нормативной культуре. Это последнее явление иногда называют институализацией авторитета. Правда, следует оговорить, что институализация авторитета была в не одинаковой степени развита у жителей разных частей страны. Самые значительные ее проявления были зафиксированы в юго-восточных и северных районах, самые слабые – в центральных, особенно в Западной пустыне и пустыне Гибсона.
Групповые различия в статусах были связаны с половозрастным делением общества. Мужчины в целом составляли группу людей с более высоким статусом, женщины – с более низким. Как правило, прерогативой мужчин было такое важное дело, как заключение соглашений о браке. Мальчику или юноше будущую жену находил обычно кто-то из его старших родственников, но, став социально взрослым, достигнув статуса «старшего», он мог сам выбирать себе жен. Даже вдовы преклонного возраста, имевшие детей, не могли самостоятельно выбирать себе мужа.
Одним из самых распространенных соглашений о браках было такое, при котором отдельные семьи или даже родственные группы, отдавая замуж одну из своих женщин, рано или поздно получали в обмен другую для кого-то из своих мужчин.
Повсюду в Австралии были распространены обычаи одалживания жен и обмена ими. У мужчин-аборигенов было принято предоставлять своих жен другим мужчинам, чтобы укрепить или завязать с ними дружбу, проявить сочувствие или просто вежливость. По понятиям аборигенов, честь мужа заключалась в способности держать семью в повиновении, долг жены – подчиняться мужу. Когда женщина вступала в близкие отношения с другим мужчиной по согласию мужа, это было нормой, когда по своему собственному желанию – преступлением. Австралийский брак сильнее ограничивал женщину, чем мужчину. Мужчина мог отказаться от жены и оставить ее без объяснения причин. Для женщина единственная возможность оставить мужа – сбежать с другим мужчиной, но и в этом случае она рисковала жизнью.
Мужчинам по обычаю принадлежало решающее слово в решении семейных проблем, особенно в вопросах воспитания детей. Но в своих повседневных делах женщина обычно обладала относительной самостоятельностью, если только ее намерения не противоречили желаниям мужа.
Большинство австралийских мужчин, достигших зрелости, стремились обладать несколькими женами. У рядового члена общества могло быть до двух-трех жен одновременно. Существовала определенная зависимость между социальным статусом мужчины и количеством жен. Чем выше статус мужчины, тем больше жен он может взять себе. Жены способствовали социальному упрочению мужчины. Таким образом, он расширял свои связи, создавал обширный круг людей, готовых поддерживать его в той или иной ситуации.
Также женщины оставались долго незамужними, если были неспособны к труду, и мужчины, обладавшие низким статусом, долгое время оставались холостыми.
Традиционные хозяйственные обязанности и заботы женщин были гораздо сложнее, чем мужчин. Женщины добывают еду, мужчины занимаются этим «по настроению», время от времени. Во время перекочевок женщины несли все товары, детей, мужчины иногда держали лишь оружие. Несмотря на обязанности женщин, их статус в обществе был значительно ниже.
Похороны женщины сопровождались гораздо меньшей обрядностью. Отмщение за убийство женщины не считалось столь обязательным, как месть за смерть мужчины. Уважающий себя мужчина, по традиционным понятиям аборигенов, не станет много разговаривать с женщинами.
Мужчины-аборигены обладали гораздо большими возможностями получить высокий статус в коллективе. Умелый и опытный охотник мог сделаться одним из самых уважаемых людей в коллективе, женщина же добросовестной работой могла приобрести вес лишь в глазах других женщин и заслужить одобрение мужчин, но никогда его авторитет.
Женщины не допускались к наиболее «элитарным» занятиям. За редким исключением, они не признавались колдуньями или знахарками. Во время церемоний они создавали фон, играли какие-то второстепенные роли. Иногда они выступали с сольными песнями или танцами, но значительно реже мужчин.
Австралийские нормы в значительной мере отстраняли женщин от руководства общественной жизнью, но она могла значительно влиять на мнение мужчин. Но наиболее четкое и законченное различие в статусах мужчины и женщины проявлялось в религиозной сфере. Священные обряды и связанные с ними священные эмблемы воспринимались как залог благополучия общества в целом, людей и природного окружения.
И женщины, и мужчины были одинаково включены в тотемическую систему. И мужские и женские образы в равной мере фигурировали в мифологии. Но только мужчины могли быть посредниками между реальным миром и миром Сновидений. Нормы, регулировавшие религиозную жизнь, строились так, чтобы женщина не имела к ним доступа. Те обряды, которые были особенно важными и влияли на жизнь людей, обязательно проводились вдали от женщин. Главной задачей женщин во время выполнения мужчинами религиозных обрядов было снабжение их пищей.
В некоторых районах женщины втайне от мужчин проводили свои собственные обряды. Во время своих обрядов женщины стремились магией и песнями вылечить больных родственников, сделать сильными и здоровыми детей.
Среди мужчин также выделяются группы людей с более высоким и более низким статусом, причем группу самых влиятельных составляют не выдающиеся охотники и не особо искусные мастера, а мужчины, которые наряду с обычной производительной деятельностью глубоко владеют религиозными тайнами и проводят обряды. Единственный род деятельности, который дает действительно высокий статус – религиозная.
6. Социальная организация племенного общества. Сегментарная структура
Сегментарная структура: Племена нуэров разбиты на сегменты. Самые крупные сегменты мы называем первичными отделами племени; они делятся на вторичные отделы племен, а те — на третичные. Опыт показывает, что «первичный», «вторичный», «третичный» — термины вполне достаточные для определения отделов, а для самых мелких племен требуется еще меньше терминов. Третичный отдел племени охватывает несколько деревенских общин, которые состоят из родственных и домовых групп.
У сегментов племени много черт, характерных для самого племени: отличительное название, сознание общности и особая территория. Как правило, каждый отдел племени отделяет от другого широкая полоса буша или река.
Чем меньше сегмент племени, тем компактнее его территория, тем сплоченнее члены, тем крепче их социальные связи, а поэтому сильнее и ощущение единства. Сегмент племени кристаллизуется вокруг линиджа господствующего клана племени и, чем меньше сегмент, тем теснее генеалогические отношения между членами этого фрагмента клана. Точно так же, чем меньше сегмент, тем сильнее влияет система возрастных групп на поведение людей, стимулируя внутри сегмента корпоративную деятельность.
Каждый сегмент также расколот, и между его частями существует оппозиция. Члены каждого сегмента объединяются для войны против смежных сегментов того же порядка и объединяются с этими смежными сегментами против более крупных отделов.
Принцип сегментации и оппозиции между сегментами одинаков для любого отдела племени и распространяется за пределами племени на отношения между племенами.
Племя требует от человека верности только в межплеменной борьбе и войнах против динка. В обычное время человек мыслит и действует, как член наиболее мелких локальных групп.
Каждый сегмент считает себя самостоятельной единицей по отношению к другому сегменту того же отдела, но рассматривает оба сегмента как нечто единое по отношению к другому отделу. А отдел, который с точки зрения его членов состоит из противостоящих сегментов, считается членами других отделов несегментированной единицей.
Сегмент племени — это политическая группа по отношению к другим подобным сегментам, и вместе они образуют племя только по отношению к другим племенам нуэров и смежным чужим племенам, являющимся частью той же политической системы. Без учета этих отношений понятия сегмента племени и самого племени почти не имеют смысла.
Племена нуэров — это ценностные воплощения территориального распределения народа, а межплеменные и внешние отношения — стандартизованные модели поведения, через которые находят выражение такие ценности. Племя очень редко функционирует по корпоративному признаку; чувство единства не определяет поведение в строго ограниченной сфере социальных отношений. То же относится и к сегментам племени.
Конфликты и политическая среда: От размеров сегмента племени зависит и эффективность социального контроля в деле урегулирования конфликта. Чем крупнее сегмент, участвующий в конфликте, тем больше анархии. Строго говоря, у нуэров нет законопорядка. Есть обычаи, требующие компенсации за ущерб, прелюбодеяние, телесные повреждения и т. п., но нет никакого органа, имеющего право выносить приговор по этим вопросам и приводить его в исполнение. В стране нуэров нет людей или советов, выполняющих законодательные, исполнительные и судебные функции.
Прежде всего надо отметить, что закон у нуэров не имеет одинаковой силы повсюду внутри племени, но определяется положением индивидов в социальной структуре, соотносится с расстоянием между ними в системе родства, линиджей, возрастных групп и прежде всего в политической системе.
Социальная организация/ система линиджей: Клан нуэров — это самая крупная группа агнатов, которые прослеживают свое происхождение от общего предка. Браки между агнатами запрещаются, а половые сношения приравниваются к кровосмешению. Это не просто недифференцированная группа лиц, признающих свое общее агиатное родство (как у многих африканских народов), но сильно сегментированная генеалогическая структура. Генеалогические сегменты клана мы именуем линиджами.
Клан - это система линиджей, а линидж(ток двиел) - это генеалогический сегмент клана. Кланы и линиджи имеют названия, ритуальные символы и соблюдают взаимные церемониальные отношения. Агнатные родственные отношения между линиджами называются бут. Любой человек, с которым нуэр может проследить какую-либо генеалогическую связь по мужской и женской линиям, является для него мар.Маарчеловека - это все родичи его отца и все родичи его матери (система родичей).
Политические и линиджные группы не идентичны, но они имеют некоторое соответствие, а часто и одинаковые названия, потому что территория племени и его подразделений нередко называется по тем кланам и линиджам, которые первыми заняли ее.
Название клана можно узнать, спросив нуэра, кто был его «самый древний предок», или
его «первый предок» (гвандонг), или каковы его «семена» (кваи).
Зная кланы, их линиджи и их ритуальные символы, можно установить клан человека по его линиджу или по названию кланового копья, или по почетному обращению (нузры и в обиходе пользуются линиджной терминологией).
Можно было бы считать, что самый маленький возможный линидж — это сыновья и дочери одного человека, но нуэры не называют их ток двиел. Вместе с отцом и матерью они образуют семью и домохозяйство.
Нуэры считают, что разделение линиджей возникает из разделения в семье между гаатгван — детьми отца и гаатман — детьми матери.
Внутри племени есть три категории людей: диел, рул (чужаки) и джаанг (произошедшие от динка). Диел — это аристократический клан, но в численном отношении в племени его подавляют нуэры-чужаки и динка, хотя именно он создает ту линиджную структуру, на которой строится организация племени. У каждого племени нуэров есть свой диел, т. е. «старший» клан – аристократический. В целом диел пользуются престижем, но не относятся к какому-либо высшему рангу (влияние, но не власть). Если вы диел племени, вы один из владельцев края, участков под деревнями, пастбищ этого края, его водоемов с рыбой и колодцев. Остальные люди живут здесь в силу того, что они путем брака вошли в ваш клан, или потому, что были адоптированы вашим линиджем, или благодаря каким-либо другим социальным связям. Вы лидер племени и название копья вашего клана произносится как боевой клич, когда племя идет на войну. В любой деревне, где есть диел, вся деревня концентрируется вокруг него, как стадо коров вокруг быка. Нуэры говорят также, что диел никогда не живет в социальной среде, полностью состоящей из таких же аристократов, как он сам, потому что линиджи диел раскалываются и их сегменты стремятся к автономии, превращаясь в ядра новых социальных скоплений, в которых они являются аристократическим элементом.
7. Социальная организация племенного общества нуэров. Возрастные классы
Система возрастных групп у нуэров имеет большое значение. Все мальчики от 14 до 16 лет проходят инициацию – гар (жесткая операция – надрезы на лбу). Мальчик должен получить разрешение отца и благословение родственников по материнской и отцовской линии на инициацию. Ее проходят обычно от 4 до 12 мальчиков. После этого мальчики живут почти в изоляции, и на них распространяются различные табу. Все, кто прошел инициацию, в течение нескольких лет принадлежат к возрастной группе Рич. Интервал между возрастными группами составляет 4 года. Вут гок(хозяин скота) открывает и закрывает периоды инициации, тем самым разделяя группы мальчиков. Закрытие смежных по возрасту групп происходит в среднем раз в 10 лет. За жизнь деда-отца проходят примерно 6 групп. В каждой группе есть 2-3 подраздела. Они, как и группа, могут иметь название, но более важным считается название 1-го подраздела (индита), который употребляется с названием группы: Тут индит, Бойлоч индит и др. В последнее время из-за исчезновения точных периодов открытия/закрытия инициаций разные возрастные группы считаются подразделами одной. Это может привести к тому, что младший подраздел одной группы будет считаться старшим.
Инициация не служит педагогическим или моральным целям. Многие характерные черты системы возрастных групп отсутствуют у нуэров. Здесь нет выраженных возрастных классов мальчиков, воинов и старейшин. Группы не имеют административных, судебных или иных функций. Их не стоит рассматривать как военную организацию. Война – дело сильных и быстрых, а не какой-либо отдельной группы. В целом мужчины сражаются деревнями и отделами племен, где присутствуют представители разных групп.
Поведение человека определяется его положением в структуре групп. При переходе из одного класса в другой меняются обязанности. Так после инициации мальчик получает копье и становится воином. Группы стратифицированы по старшинству. Система возрастных групп являет собой сегментный принцип (деление на разделы и подразделы). Расстояние между сегментами групп меняется в зависимости от их положения. В этой системе присутствует и относительность ценностей. Так юноши должны уважать представителей более старших групп, которые из-за своей немногочисленности часто сливаются в одну. Однако всякая группа рассматривает старших в качестве равных по отношению к младшим и младших по отношению к старшим. Система возрастных групп отличается от линиджной тем, что группа может изменять свое положение, проходя периоды относительно младших и относительно старших возрастов.
Внутри системы возрастных групп положение мужчины структурно определено по отношению к другому мужчине (статус старшинства, равноправия). Необходимо выделить следующее: 1) Существуют запреты общения между представителями одной и той же группы, а также изоляция групп на праздниках жертвоприношения. 2) Мужчина не может жениться на дочери сверстника. 3) Члены одной и той же группы равноправны. 4) Членам группы полагается проявлять уважение к членам старших групп. Отношения между группами выражаются в терминах родства. Так члены отцовской группы для мужчины тоже отцы, а члены собственной – братья. Все сверстники друг для друга – рич.
Таким образом, система возрастных групп влияет на людей через понятия родства. Группы не действуют корпоративно, но функционируют локально между индивидами. Правила поведения возрастных групп носят расплывчатый характер, и их очень сложно выделить. Возрастные отношения являются частью общих уз родственного типа, которые объединяют людей. Возрастные группы же не являются руководящей силой и не обладают определенными функциями (административная, юридическая).
8. Неолитическая революция: основные тенденции и факторы
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества. Ранним центром неолетической революции является ближний восток. Одомашнивание хозяйства произошло 10 000 лет назад.
Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд, близкий по своим концептуальным предпочтениям к марксизму и предложивший термин по аналогии с марксистским понятием «промышленная революция». Поскольку понятие «промышленная революция» к середине 20 в. уже стало общепринятым, то и термин «неолитическая революция» быстро завоевал популярность.
В настоящее время неолитическая революция считается одним из трех главных революционных изменений в экономике – наряду с промышленной и научно-технической революциями.
Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространенными считаются следующие:
1) Теория «оазисов», приверженцем которой был сам Гордон Чайлд. Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.
2) Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены.
3) Теория «фиесты» допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.
4) «Демографическая теория» была предложена Карлом Зауэром и допускает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию, так как для того, чтобы кормить больше детей, местных ресурсов диких растений не хватало, и тогда их стали культивировать.
4) Теория «целенаправленной эволюции» рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.
Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства.
Гипотеза религиозной революции. Заключается в том, что причиной, побудившей людей к оседлому образу жизни явилась новая религиозная идея, согласно которой возникла необходимость сохранять связь с умершими предками, что осуществлялось путем захоронения их останков под полами стационарных жилищ. Согласно Зубову А. Б. археологические источники показывают, что такая практика осуществлялась во всех очагах зарождения неолитической культуры.
9. Скотоводство как хозяйственно-культурный тип. Общества оседлых скотоводов
Особенностью этой группы следует отметить более устойчивую экономическую базу, возникновение прибавочного продукта — излишка, который накапливается: у животноводов это скот.
Кочевничество представляет собой форму хозяйственной деятельности и образ жизни, связанные с принадлежностью к неоседлым, подвижным хозяйственно-культурным типам . В широком смысле понятие "кочевничество" относится ко всем подвижным хозяйственно-культурным типам: бродячим охотникам, собирателям и рыболовам, подсечно-огневым земледельцам, полукочевым и кочевым скотоводам; в узком смысле - к хозяйственно-культурным типам и подтипам кочевых и полукочевых скотоводов.
Скотоводческое кочевничество сложилось во 11-1 тыс. до н. э. в результате экологической адаптации к непригодным для земледелия областям и вместе с тем является одним из крупных общественных разделений труда (между земледельцами и скотоводами). Кочевники разных типов (пустынно-степного, высокогорного и оленеводческого тундрового) различаются составом стада, характером кочевания, особенностями материальной культуры и социальной организации. В то же время им свойственны функционально обусловленные кочевничеством черты: переносное жилище, облегченная утварь, преобладание молочно-мясной пищи и др. Кочевые скотоводы всегда были тесно связаны с соседним (преимущественно оседлым земледельческим) населением и, как правило, составляли с ним единую социономическую систему, часто - одну этническую общность.
Скотоводство - тип хозяйства, или хозяйственный уклад, основанный на содержании и разведении домашних животных. На ранних этапах его генезис был тесно связан со становлением оседлоземледельческого хозяйства. При этом скотоводство могло быть как ведущим видом хозяйства, так и играть подчиненную роль. Соответственно на одном полюсе находилось кочевое скотоводство, на другом - разведение немногочисленных животных у оседлых земледельцев.
Главные типы скотоводства - пастушеский, отгонно-пастбищный, полукочевой и кочевой. Они складывались последовательно в разное время в связи с совершенствованием скотоводческой техники и навыков выпаса, изменением социальной структуры отдельных человеческих коллективов, образованием различных скотоводческих систем в разных районах мира (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, козоводство, коневодство, верблюдоводство, яководство, оленеводство, ламоводство).
Уходом за домашними животными занимались и мужчины, и женщины, но в различных обществах доля их участия в этом была различной. Мужчины чаще всего были пастухами, а женщины заботились о животных, находившихся в поселке. При наличии нескольких видов животных мужчины пасли крупных (верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот), а женщины - мелких (коз, овец). Доением и обработкой молока чаще всего занимались женщины.
Возникновение скотоводства существенно повлияло на развитие прав собственности, поскольку домашние животные с самого начала находились в индивидуальной собственности. Скотоводство при этом считалось более престижным занятием, чем земледелие, причем даже у таких народов, для которых земледелие имело большее хозяйственное значение.
Скотоводы-кочевники степей и полупустынь
Отделение животноводов от земледельцев описано ещё в Библии (история о Каине и Авеле). Невозможность заниматься земледелием и другими производствами привело к возникновению кочевого-скотоводства. Большинство источников питания, орудий труда, временные жилища кочевые народы получают от скота — мясо, молоко, кожа и др. Наиболее распространен этот тип производства был в Евразии — Передняя Азия (арабы бедуины, туареги), тюркские народы, монголы и др.