Лирика провансальских трубадуров. Xi-xiii вв
1. трубадуры – пров. поэты и певцы. trobar = "находить" ("изобретать”), на пров-м языке первым трубадур - Гильем Аквитанский (КXI - НXII), + Джауфре Рюдель (сер XII ), Маркабрюн (сер.XII ), Бернарт де Вентадорн (2/2XII) , Гираут де Борнель (2/2XII), Бертран де Борн (КXII - НXIII), Арнаут Даниэль (2/2XII), Пейре Видаль (3/4 XII).
2. Традиционный характер поэзии: закрепленный в традиции каркас (ситуативный и изобразительный)
3. все персонажи и ситуации описывались при помощи системы устойчивых формул:
• дама прекрасна, совершенна душой и телом и способна внушить возвышенную всепоглощающую страсть, она персонификация идеальных свойств
• дама: “свежие ланиты”, “атлас рук”, “свет глаз” > божественной красоты
• “я” лирического героя: независимо от конкретных сословных, психологических и иных примет трубадуров каждый из них представлял в идеальном облике певца куртуазной любви.
4. доктрина любви:
• не заинтересована в результатах, ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному, эта радость достигается долгим путем страданий, но уже само добровольно принятое страдание - радость.
• трубадуры воспевали не свою чувство, а любовь человека к Благу, Красоте и Совершенству как к началам, обладающим абсолютной властью в мире, наполняющим его смыслом и нравственной теплотой. Новаторство: впервые решились отождествить это благо не непосредственно с Богом и Девой Марией, а с идеализированной женственностью, воплощающей высшие духовные ценности, и персонифицированные в образе Дамы.
• любовь к даме - отблеск и предвкушение небесной любви > обожествление и религиозного поклонения, сугубо духовный характер чувства.
• выдвижение на первый план “земной”, хотя и обожествляемой, дамы > стремление закрепить высшие ценности в земном мире > светскость лирики.
• любовь осмыслялась в терминах феодальных отношений (“служил” ей как вассал сеньору)
• “петь” = “любить”, любовная песнь замыкалась на самой себе
• fin amors - “тонкая”, “совершенная” любовь, порождаемая Богом, как единственно возможным источником любви
5. жанры: (нормализовано): • канцона жанр куртуазной любовной песни –: 5-7 строф, замыкаемых одной или двумя посылками (торнадами). Посылки состоят из 3-4 стихов, повторяющих метрическую структуру и рифмы заключительной строфы. В них обычно содержится указание на адресата песни, часто - зашифрованного условным именем, "сеньялем".
• сирвента - о политических событиях, вопросах морали, высмеивали своих политических или религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть (ех: Бертран де Борн). Метрика та же.
• прения (подвид сирвенты): 2 трубадура писали одну сирвенту (или один за двоих).
• тенсона (допускала свободное развитие диалога) и джок партит (1 трубадур, открывающий прения, задавал тему, сводимую к дилемме, 2 - противоположное мнение) - варианты прений.
• пасторели - диалогический жанра, героиня всегда пастушка.
• альба («заря, рассвет») - песня, посвященная неизбежности разлуки влюбленных на рассвете
6. Персонажи:
• дама – воплощение куртуазного идеала.
• влюбленный трубадур, lauzengiere (сплетник, клеветник, доносчик).
• муж дамы– носитель некуртуазных качеств.
• Lauzengiere – олицетворение антикуртуазных чувст (ревности, страха, fals amore) и поведения, направленного на разрушение любви. Персонификация любого препятствия.
Бертран де Вентадорн – мастер светлого стиля. Считал, что настоящая любовь рождает настоящую песню. Маркабрюн в наибольшей степени оказался под влиянием религиозной идеологии. Отсюда и его глубокая, во многом темная, герметическая поэзия. В энергичных, порой даже слегка грубоватых стихах он критически оценивал обычаи своего времени – но не против куртуазии, а наоборот, против ее упадка. О Джауфре Рюделе –певец “дальней любви”. Воспевал Даму, до которой никак не мог дотянуться. Жизнеописание говорит, что это была принцесса Триполитанская. Изощренный стиль, полный иносказаний и намеков, не дает нам возможности установить с абсолютной точностью, имел ли автор ввиду расстояние географическое или социальное.
Арнаут Даниель – слава очень трудного поэта, мастер темного стиля. Переставил два основных начала поэзии трубадуров: любовь и поэтическое мастерство: только настоящая песня свидетельствует о подлинности любви.
Индивидуальное начало проявлялось и в совершенстве формы. Именно поэтому высшим достижением являлся “темный стиль”, т.е. большое количество метафор, недосказанностей и т.д., так, чтобы тебя понимали избранные.