Развития экологического законодательства в республике башкортостан

Р-Х-Габитов,

завкафедрой юридического факультетаБашГУ

Республика Башкортостан обладает огромным промышленным по­тенциалом, представленным нефтеперерабатывающими, нефтехимически­ми и химическими заводами, энергетическим и машиностроительным ком­плексом и целым рядом предприятий тяжелой промышленности, занятых добычей, обработкой и переработкой природных ресурсов. Нефтехимиче­ский комплекс республики занимает ведущее место в Российской Федера­ции по объему нефтепереработки и производит половину нефтехимиче­ской продукции Уральского экономического района.

Развитию нефтехимической отрасли промышленности, получившей приоритетное направление в экономике Республики, способствуют объек­тивные обстоятельства, в частности, наличие богатейших и разнообразных природных ресурсов. Именно они позволили создать гигантские предпри­ятия, не имеющие, по сути дела, равных в стране.

С одной стороны - это, конечно, благо,олицетворение прогресса,определившее многие стороны социально-экономической жизни респуб­лики. Но с другой стороны, вредные выбросы промышленного производ­ства столь значительны,что привели к серьезной деградации окружающей природной среды и своими последствиямиво многих городах создали не­благоприятные условия для жизнедеятельности населения.

Сегодня уже многими осознается насущность решения экологиче­ских проблем, но тем не менее на практике все еще хозяйственно-экологические задачи доминируют над экологией. Именно поэтому про­должается тенденция наращивания добычи нефти и ее переработки. Сле­довательно, и острота экологической ситуации не снижается, более того она требует осуществления комплекса мер, направленного на совершенст­вование всей природоохранной деятельности, Все это, безусловно, связано с большими капитальными вложениями, требует проведения различных мер организационного и технического характера, необходимо переоснаще­ние производственного фонда промышленных предприятий, что позволит снизить или даже прекратить вредные выбросы в окружающую среду. Причем главным направлением в природоохранительной деятельности должно быть внедрение экологически малоотходных технологий в про­мышленном производстве.

Вместе с теммы не можем жить только ожиданием реконструкции производства и совершенствования технологических процессов. Мы долж­ны активно использовать все доступные возможности для уменьшения вредных выбросов прилюбой технологии.Поэтому нам хотелось бы оста­новитьсяна законодательных требованиях при решении вопросов охраны природы-

Правовой основой для проведения комплекса мероприятий по охра­не окружающей среды является Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года и закрепившая пакет требований о рацио­нальном использовании охране и воспроизводства природных ресурсов, забота по сохранению которых рассматривается как важнейшая задача не только самого государства, но и всех граждан.

Конституция республики определила компетенцию местных органов власти, а также основные задачи и цели государственных, общественных организаций в области охраны окружающей природной среды (статьи 49, 64, 111). Впервые я развитии конституционного законодательства респуб­лики отчетливо выражена забота об экологическом благополучии граждан Башкортостана.

Конституция закрепляет также в статье 48 поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию населения. Кроме всего она определила (статья 127) приоритетным направлением развитие законо­дательства, обеспечивающегорациональное использование и надлежащую охрану природной среды.

Конечно, Конституция Республики Башкортостан сформулировала наиболее общие положения по охране окружающей среды. Все прочие конкретные вопросы должны были найти свое отражение в экологическом законодательстве республики.

Считаем необходимым остановиться вданной статье на дискуссиях в научных изданиях и на конференциях по поводу необходимости существо­вания двух уровней законодательства в нашей стране, федерального и ре­гионального, и высказать свою позицию по этому вопросу.

Формирование экологического законодательства на уровне респуб­лики, входящей в состав Российской Федерации, сегодня уже реальность, целесообразность которой обосновывается и учеными-юристами, и прак­тиками. Но главным аргументом в пользу становления и развития респуб­ликанского экологического законодательства является обостряющийся экологический кризис в регионе, на разрешение которого, по существу, и направлены предписания республиканских законодательных актов.

Руководствуясь общепризнанными принципами и нормами между­народного права, с целью создания цивилизованных основ для проведения широких государственных и общественных мероприятий в области охраны

и рационального использования природных богатств. Верховный Совет Республики Башкортостан еще 22 октября 1992 года принял Экологиче­ский кодекс Республики Башкортостан.

Экологический кодекс республики определил правовые, экономиче­ские и социальные основы организации охраны окружающей природной среды Республики Башкортостан а интересах настоящего и будущих поко­лений. Этот кодекс является законодательным актом, возглавляющим сис­тему экологического законодательства республики, задачами которого яв­ляется правовое регулирование отношений в области охраны, использова­ния и воспроизводства природных ресурсов; обеспечение экологической безопасности; предупреждение и ликвидации отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

сохранение природных ресурсов, ландшафтов и других природных ком­плексов, уникальных территорий и природных объектов (статья 1).

Важную роль в регулировании отношений, возникающих в процессе использования, восстановления, охраны, изучения водных объектов при­зван сыграть Водный кодекс Республики Башкортостан, принятый 13 июля 1993 года. Новая редакция Водного кодекса республики принята 29 июня 1998 года. Задача Водного кодекса состоит в регулировании водных отно­шений в Республике в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; в предотвращении и ликвидации последст­вий вредного воздействия вод, в сохранении биологического разнообразия водных экосистем.

Согласно Законаот 29 июня 1995 года«Об особо охраняемых при­родных территориях в Республики Башкортостан» особой охране подлежат участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, недр, включающие природные комплексы и объекты,имеющие особоеэкологическое, природоохранное, научное, культурное,эстетическое, рек­реационное и санитарно-оздоровительное значение, которые изъятыпол­ностью или частично из хозяйственного использования.

16 марта 1996 года был принят Закон Республики Башкортостан о животном мире, направленных на регулирование общественных отноше­ний в области охраны и использования объектов животного мира, оби­тающих в условиях естественной свободы, а также содержащихся в полу­вольных условиях или искусственно созданной среде обитания, в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира (ста­тья 2).

Лес - важнейший элемент природной среды глобального экологиче­ского значения, состоящий из совокупности различных видов растительно­го и животного мира, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии, нуждается в правовой защите. Принятый 18 июня

1991 года Лесной кодекс (с изменениями и дополнениями от 28 октября

1992 года и 26 февраля 1997 года) Республики Башкортостан призван спо­собствовать регулированию отношений лесопользователей и деятельности по сохранению и воспроизводству лесов, а также созданию правовых ме­ханизмов обеспечения рационального использования и охраны лесных ре­сурсов.

Существеннымшагом в охране и рациональном использовании ре­сурсов недр стало принятие 28 октября 1992 года Кодекса Республики Башкортостан о недрах с изменениями и дополнениями от 14 июля 1998 года. Обеспечениебережного отношения к богатствам недр - вот главная мысль, пронизывающая каждую строку этого нормативного акта. Кодекс Республики Башкортостан о недрах регулирует не только возникающие при пользовании недрами отношения, с окружающими объектами приро­ды, но и специфические отношения, связанные как с геологическим изуче­нием и добычей полезных ископаемых и минерального сырья, так и захо­ронения радиоактивных отходов и токсических веществ (статья 1).

Закон Республики Башкортостан от 3 февраля 1998 гада «Об охране атмосферного воздуха» совместно с другими законодательными актами по охране различных объектов природы продолжает развивать требования Конституции Республики Башкортостан о сохранении в чистоте естест­венной природной среды. Цельзакона - предупреждение и снижение вредных воздействий на человека и окружающую природу и уменьшение ущерба материальным ценностям от загрязнения атмосферного воздуха.

Следует заметить,что досих пор правовое урегулирование атмосфе-роохранных связей отставало в своем развитие от аналогичных действий к другим объектам природы, И это не случайно. Ведь в данном случае Закон имеет дело с весьма сложным и уникальным природным явлением, качест­венно отличающимся от всех природных объектов. Именно поэтому Закон Республики Башкортостан «Об охране атмосферного воздуха» содержит только общие и самые существенные положениябез особых подробностей изложения. Здесь отсутствуют такие традиционные понятия, широко упот­ребляемые во многих экологических законах, как «использование», «пре­доставление в обособленное, специальное или ограниченное пользование», «государственный учет» и «государственный кадастр», «государственная собственность».

Разумеется, что атмосферный воздух не может быть объектом госу­дарственной собственности, но общечеловеческим достоянием он являет­ся, и на это следовало бы указать в Законе «Об охране атмосферного воз­духа». Но с другой стороны, атмосферный воздух - это смесь газов и при­месей, качественное и количественное соотношение которых постоянно, а оптимальный состав воздуха поддерживается самой природой.

По нашему мнению, законам надобыло бы охранять не атмосфер­ный воздух -физико-химическое понятие смеси определенных газов, а часть биосферы -атмосферу, пространство, содержащее в себе атмосфер­ный воздух.

Заканчивая обсуждение обозначенной темы, хотелось бы выделить то, что в Республике Башкортостан идет процесс становления самостоя­тельной системы законодательства в области охраны окружающей при­родной среды. При этом дальнейшее совершенствование законотворческой деятельности в этой сфере должно строиться с учетом существующей эко­логической ситуации в регионе. В действующем природоохранном законо­дательстве экологическая напряженность отражена еще недостаточно. А слабым звеном во всей этой системы остается проблема реализации юри­дической ответственности за экологические правонарушения,

Наши рекомендации