Развития экологического законодательства в республике башкортостан
Р-Х-Габитов,
завкафедрой юридического факультетаБашГУ
Республика Башкортостан обладает огромным промышленным потенциалом, представленным нефтеперерабатывающими, нефтехимическими и химическими заводами, энергетическим и машиностроительным комплексом и целым рядом предприятий тяжелой промышленности, занятых добычей, обработкой и переработкой природных ресурсов. Нефтехимический комплекс республики занимает ведущее место в Российской Федерации по объему нефтепереработки и производит половину нефтехимической продукции Уральского экономического района.
Развитию нефтехимической отрасли промышленности, получившей приоритетное направление в экономике Республики, способствуют объективные обстоятельства, в частности, наличие богатейших и разнообразных природных ресурсов. Именно они позволили создать гигантские предприятия, не имеющие, по сути дела, равных в стране.
С одной стороны - это, конечно, благо,олицетворение прогресса,определившее многие стороны социально-экономической жизни республики. Но с другой стороны, вредные выбросы промышленного производства столь значительны,что привели к серьезной деградации окружающей природной среды и своими последствиямиво многих городах создали неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения.
Сегодня уже многими осознается насущность решения экологических проблем, но тем не менее на практике все еще хозяйственно-экологические задачи доминируют над экологией. Именно поэтому продолжается тенденция наращивания добычи нефти и ее переработки. Следовательно, и острота экологической ситуации не снижается, более того она требует осуществления комплекса мер, направленного на совершенствование всей природоохранной деятельности, Все это, безусловно, связано с большими капитальными вложениями, требует проведения различных мер организационного и технического характера, необходимо переоснащение производственного фонда промышленных предприятий, что позволит снизить или даже прекратить вредные выбросы в окружающую среду. Причем главным направлением в природоохранительной деятельности должно быть внедрение экологически малоотходных технологий в промышленном производстве.
Вместе с теммы не можем жить только ожиданием реконструкции производства и совершенствования технологических процессов. Мы должны активно использовать все доступные возможности для уменьшения вредных выбросов прилюбой технологии.Поэтому нам хотелось бы остановитьсяна законодательных требованиях при решении вопросов охраны природы-
Правовой основой для проведения комплекса мероприятий по охране окружающей среды является Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года и закрепившая пакет требований о рациональном использовании охране и воспроизводства природных ресурсов, забота по сохранению которых рассматривается как важнейшая задача не только самого государства, но и всех граждан.
Конституция республики определила компетенцию местных органов власти, а также основные задачи и цели государственных, общественных организаций в области охраны окружающей природной среды (статьи 49, 64, 111). Впервые я развитии конституционного законодательства республики отчетливо выражена забота об экологическом благополучии граждан Башкортостана.
Конституция закрепляет также в статье 48 поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию населения. Кроме всего она определила (статья 127) приоритетным направлением развитие законодательства, обеспечивающегорациональное использование и надлежащую охрану природной среды.
Конечно, Конституция Республики Башкортостан сформулировала наиболее общие положения по охране окружающей среды. Все прочие конкретные вопросы должны были найти свое отражение в экологическом законодательстве республики.
Считаем необходимым остановиться вданной статье на дискуссиях в научных изданиях и на конференциях по поводу необходимости существования двух уровней законодательства в нашей стране, федерального и регионального, и высказать свою позицию по этому вопросу.
Формирование экологического законодательства на уровне республики, входящей в состав Российской Федерации, сегодня уже реальность, целесообразность которой обосновывается и учеными-юристами, и практиками. Но главным аргументом в пользу становления и развития республиканского экологического законодательства является обостряющийся экологический кризис в регионе, на разрешение которого, по существу, и направлены предписания республиканских законодательных актов.
Руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, с целью создания цивилизованных основ для проведения широких государственных и общественных мероприятий в области охраны
и рационального использования природных богатств. Верховный Совет Республики Башкортостан еще 22 октября 1992 года принял Экологический кодекс Республики Башкортостан.
Экологический кодекс республики определил правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды Республики Башкортостан а интересах настоящего и будущих поколений. Этот кодекс является законодательным актом, возглавляющим систему экологического законодательства республики, задачами которого является правовое регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечение экологической безопасности; предупреждение и ликвидации отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
сохранение природных ресурсов, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов (статья 1).
Важную роль в регулировании отношений, возникающих в процессе использования, восстановления, охраны, изучения водных объектов призван сыграть Водный кодекс Республики Башкортостан, принятый 13 июля 1993 года. Новая редакция Водного кодекса республики принята 29 июня 1998 года. Задача Водного кодекса состоит в регулировании водных отношений в Республике в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; в предотвращении и ликвидации последствий вредного воздействия вод, в сохранении биологического разнообразия водных экосистем.
Согласно Законаот 29 июня 1995 года«Об особо охраняемых природных территориях в Республики Башкортостан» особой охране подлежат участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, недр, включающие природные комплексы и объекты,имеющие особоеэкологическое, природоохранное, научное, культурное,эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровительное значение, которые изъятыполностью или частично из хозяйственного использования.
16 марта 1996 года был принят Закон Республики Башкортостан о животном мире, направленных на регулирование общественных отношений в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, а также содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира (статья 2).
Лес - важнейший элемент природной среды глобального экологического значения, состоящий из совокупности различных видов растительного и животного мира, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии, нуждается в правовой защите. Принятый 18 июня
1991 года Лесной кодекс (с изменениями и дополнениями от 28 октября
1992 года и 26 февраля 1997 года) Республики Башкортостан призван способствовать регулированию отношений лесопользователей и деятельности по сохранению и воспроизводству лесов, а также созданию правовых механизмов обеспечения рационального использования и охраны лесных ресурсов.
Существеннымшагом в охране и рациональном использовании ресурсов недр стало принятие 28 октября 1992 года Кодекса Республики Башкортостан о недрах с изменениями и дополнениями от 14 июля 1998 года. Обеспечениебережного отношения к богатствам недр - вот главная мысль, пронизывающая каждую строку этого нормативного акта. Кодекс Республики Башкортостан о недрах регулирует не только возникающие при пользовании недрами отношения, с окружающими объектами природы, но и специфические отношения, связанные как с геологическим изучением и добычей полезных ископаемых и минерального сырья, так и захоронения радиоактивных отходов и токсических веществ (статья 1).
Закон Республики Башкортостан от 3 февраля 1998 гада «Об охране атмосферного воздуха» совместно с другими законодательными актами по охране различных объектов природы продолжает развивать требования Конституции Республики Башкортостан о сохранении в чистоте естественной природной среды. Цельзакона - предупреждение и снижение вредных воздействий на человека и окружающую природу и уменьшение ущерба материальным ценностям от загрязнения атмосферного воздуха.
Следует заметить,что досих пор правовое урегулирование атмосфе-роохранных связей отставало в своем развитие от аналогичных действий к другим объектам природы, И это не случайно. Ведь в данном случае Закон имеет дело с весьма сложным и уникальным природным явлением, качественно отличающимся от всех природных объектов. Именно поэтому Закон Республики Башкортостан «Об охране атмосферного воздуха» содержит только общие и самые существенные положениябез особых подробностей изложения. Здесь отсутствуют такие традиционные понятия, широко употребляемые во многих экологических законах, как «использование», «предоставление в обособленное, специальное или ограниченное пользование», «государственный учет» и «государственный кадастр», «государственная собственность».
Разумеется, что атмосферный воздух не может быть объектом государственной собственности, но общечеловеческим достоянием он является, и на это следовало бы указать в Законе «Об охране атмосферного воздуха». Но с другой стороны, атмосферный воздух - это смесь газов и примесей, качественное и количественное соотношение которых постоянно, а оптимальный состав воздуха поддерживается самой природой.
По нашему мнению, законам надобыло бы охранять не атмосферный воздух -физико-химическое понятие смеси определенных газов, а часть биосферы -атмосферу, пространство, содержащее в себе атмосферный воздух.
Заканчивая обсуждение обозначенной темы, хотелось бы выделить то, что в Республике Башкортостан идет процесс становления самостоятельной системы законодательства в области охраны окружающей природной среды. При этом дальнейшее совершенствование законотворческой деятельности в этой сфере должно строиться с учетом существующей экологической ситуации в регионе. В действующем природоохранном законодательстве экологическая напряженность отражена еще недостаточно. А слабым звеном во всей этой системы остается проблема реализации юридической ответственности за экологические правонарушения,