Темы 6.15. Причины, основные события и итоги Второй мировой войны. 6.16. Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Студент должен знать:

- цели и планы воюющих стран;

- периодизацию Второй мировой и Великой Отечественной войн;

- даты наиболее значительных событий в годы войны;

- итоги и политические последствия Великой Отечественной и Второй мировой войн;

уметь:

- показать на карте важнейшие фронты и места сражений Великой Отечественной войны;

- анализировать последствия Великой Отечественной войны.

Вторая мировая война: причины, планы сторон, ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений с вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Конференция союзников в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Итоги и последствия Второй мировой войны.

СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла в годы войны. Управление экономикой в военное время. Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика. Решающий вклад СССР в Победу. Источники, цена и значение Победы в Великой Отечественной войне.

Темы 6.17. Международные отношения во второй половине ХХ века. 6.18. Причины и последствия «холодной войны».

Студент должен знать:

- причины раскола мира на две враждебные общественно-политические системы;

уметь:

- аргументировать этапы развития международных отношений во второй половине ХХ в.

Международные отношения во второй половине XX века. «Холодная война». Сверхдержавы: США и СССР. Причины раскола мира на две враждебные общественно-политические силы. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Разрядка и причины её срыва. Информационные войны. Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

Темы 6.19. Особенности экономического и политического развития ведущих стран капиталистического мира после Второй мировой войны. 6.20. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Особенности процесса деколонизации. 6.21. Страны Восточной Европы: общие черты и различия.

Студент должен знать:

- общие черты коммунистических режимов в Восточной Европе, сущность деколонизации;

-особенности развития ведущих стран капиталистического мира;

уметь:

- излагать суждения о разных моделях цивилизационного развития.

Страны Западной Европы и США во второй половине XX в. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-технический прогресс. Переход к смешанной экономике. Европейская интеграция. Социальное государство. Эволюция политической идеологии. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодёжное, антивоенное. Новый взгляд на права человека.

Страны третьего мира во второй половине XX в. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине XX века. Освобождение Индии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Революция на Кубе. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Проблемы развивающихся стран.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: особенности становления и развития во второй половине XX века. Модели социализма: советская, восточноевропейская, азиатская (общее, особенное). Страны Восточной Европы в 80-х – 90-х гг. Причины краха социалистической модели в Восточной Европе. Демократические преобразования в странах Восточной Европы.

Темы 6.22. СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). 6.23. Особенности экономического и политического развития СССР в 1953-1985 гг. 6.24. СССР в период перестройки. Причины и последствия распада Советского Союза. 6.25. Развитие советской культуры (1945-1991 гг.).

Студент должен знать:

- особенности экономического и политического развития СССР в послевоенный период;

- сущность понятия «оттепель», в контексте реформ во второй половине 50-х гг. XX в.;

- сущность преобразований в СССР в период перестройки;

- тенденции развития советской культуры;

уметь:

- объяснить особенности развития СССР на разных этапах истории во второй половине XX в.

СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. Социально экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановления хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. Государство и личность. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Особенности экономического и политического развития СССР в 1953-1985 гг. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг.: реорганизация органов власти и управления, причины их неудач. XX съезд КПСС. «Оттепель».

Попытки модернизации в середине 1960-х гг.: реформа А.Н. Косыгина. Теория развитого социализма. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Политическая апатия общества. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. «Разрядка». Обострение отношений в конце 70-х – начале 80-х гг. Война в Афганистане.

СССР в период перестройки. Причины реформ М.С. Горбачёва. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Гласность. Формирование многопартийности. Межнациональные конфликты. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от традиционализма в пользу западного либерализма.

СССР в системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Окончание войны в Афганистане. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Советская культура. Новые ориентиры. Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование.

Тема 6.26. Международное сообщество на рубеже XX - XXI веков: проблемы и перспективы развития.

Студент должен знать:

- глобальные проблемы современности;

уметь:

- анализировать интеграционные процессы, происходящие в мире;

- формулировать собственное отношение к проблемам и явлениям современного мира;

- определять перспективы разрешения глобальных проблем современности.

Международные отношения на рубеже XX – XXI вв. Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.Глобализация и ее противоречия. Глобальные проблемы современности. Антиглобалистское движение. Перспективы развития мирового сообщества.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Современные войны: Афганистан, Ирак. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.

Международное сообщество в начале XXI века. Проблемы и перспективы развития. Информационная революция. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Экуменизм.

Наши рекомендации