Государственно-правовая концепция (юридического) позитивизма
Ещё во второй половине XIX века одним из ведущих направлений развития философии стал позитивизм. Представители этого направления, подлинное (позитивное) знание считали результатом конкретных наук или их синтеза и отрицали философию как науку со специфической для нее теоретической и мировоззренческой проблематикой. В правовой науке превалировал правовой позитивизм. Это течение имеет следующие общие положения: а) государство определялось верховным юридическим лицом, правовой формой коллективной жизни народа, исторически и логически предшествующей праву; б) признавалось существование лишь позитивного права, овеществленного в принятых государственно-правовых актах, и отрицалась теория естественного права; в) правовая норма рассматривалась как застывшая догма, а источником права признавалась государственная власть; г) считалось, что общество является своеобразным организмом, который развивается по тем же законам, что и организмы природные; д) основными задачами юридической науки определялись толкование, систематизация и стабилизация правовых норм.
Государственно-правовые теории позитивизма ввел в науку французский философ Огюст Конт (1798–1857 гг.). Он отрицал возможность познания сущности вещей, в том числе государства и права, их можно только описывать. Развитие общества и таких явлений, как политическая власть, государство и право, мыслитель связывал с эволюцией человеческого сознания, постепенной сменой типов мировоззрения – теологического, метафизического и позитивного.
«Отцом юридического позитивизма» считается английский правовед Джон Остин(1790-1859 гг.). Происхождение права Остин связывал с волей суверена, с его приказом. Тем самым было легитимировано правотворчество любой власти. Сама власть, по мнению Остина, является источником права, а ее гарантом – привычка большинства людей к повиновению. Позитивное право – это приказ лица или группы лиц, наделенных суверенной властью. Но норма позитивного закона есть не только приказ суверена, но и обеспечение его санкцией. В этом аспекте немаловажную роль играет право – творчество судей. Решение суда считалось частью права исключительно при условии признания его со стороны правителя государства.
В ХХ веке юридический позитивизм начал модернизироваться, приобретая всё новые и новые формы и течения.
Нормативистский позитивизм.Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кёльзен (1881-1973 гг.). Кёльзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа – «Чистая теория права» (1934 г.).
Под чистой теорией права Кёльзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кёльзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.
Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кёльзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой».
Кёльзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для отличия права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).
По учению Кёльзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив — в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамками государства — в области международных отношений. Современное ему право Кёльзен рассматривает как совокупность государственных правопорядков и децентрализованного международного права.
В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел.
Источником единства правовой системы Кёльзен называет основную норму –трансцендентально-логическое понятие («мысленное допущение»), которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: «Должно вести себя так, как предписывает конституция».
Политическое учение Кёльзена построено на отождествлении государства и права. Кёльзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым. «Порядок Республики Советов следует понимать как правовой порядок точно так же, как порядок фашистской Италии или демократической капиталистической Франции». Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам.
В противовес этим доктринам Кёльзен делил государства на демократические и недемократические. Согласно его учению демократия не сводится к утверждению законов большинством голосов и формально-юридическим способам решения социальных конфликтов. По своей сути демократия есть поиск компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства.