Внешняя политика Ивана IV Грозного
Тест
1. Признаками раннефеодального государства являются:
а) значительная, но не абсолютная власть главы государства;
б) власть главы государства, основанная на военной силе;
в) значительное влияние церкви на власть;
г) власть главы государства не ограничена.
2.Соотнесите даты правления князей с их именами.
1) 912—945 гг. А) Ярослав Мудрый
2) 980—1015 гг. Б) Игорь
3) 1113—1125 гг. В) Владимир I Святой
4) 1019—1054 гг. Г) Владимир Мономах
Ответ:
3. Свободные крестьяне на Руси назывались:
а) смерды;
б) люди;
в) закупы;
г) холопы.
4. Глава исполнительной власти в Новгороде, следивший за исполнением решений веча и охранявший интересы города перед приглашаемыми князьями:
а) тиун;
б) тысяцкий;
в) посадник;
г) огнищанин.
5. Расставьте отрывки из летописи в хронологическом порядке.
А) «Ярослав же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».
Б) «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — Святой Богородицы Благовещения, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины».
В) «Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом».
Г) «Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною. Святополк же поведал дружине своей речь Владимира».
Ответ: ___________
6.Соотнесите термин и его объяснение.
Термин | Объяснение термина |
1) фреска | А) Вид искусства, буквально означающий «сложенный из кусочков» |
2) летопись | Б) Форма живописи, когда краски наносятся на мокрую штукатурку |
3) мозаика | В) Запись событий по годам |
4) икона | Г) Сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории |
Ответ:
7.Продолжите логический ряд понятий. Закуп, рядович, холоп, ___________
8.Что из перечисленного ниже является экономической предпосылкой раздробленности на Руси?
а) расцвет культуры;
б) хозяйственное обособление земель, стремление к независимости от Киева;
в) полиэтнический состав населения страны;
г) порядок престолонаследия.
9.Отметьте древнейший памятник русского права.
а) Правда Ярослава;
б) Закон Русский;
в) «Устав» Владимира Мономаха;
г) договор Олега с греками 911 г.
10. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлась:
а) смертная казнь;
б) каторга;
в) пожизненное заключение;
г) конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьей) в рабство.
11. Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Сложившееся на юго-восточной оконечности Европейского континента Древнерусское государство сыграло незначительную роль в формировании облика средневековой Европы в целом, ее политической структуры международных связей, ее экономической эволюции, ее культуры. Киевская Русь являлась центром транзитных торговых путей, соединявших Западную и Центральную Европу с арабским Востоком и Византией. На положение Руси влияли в X—XII вв. Византия, Хазарский каганат, Болгарские государства на Волге и на Балканах, которые прикрывали Центральную и Западную Европу от кочевников — печенегов и половцев.
КУЛЬТУРА И БЫТ XIV—XV вв.
Термины и понятия урока
Былины— русские народные эпические песни-сказания.
«Задонщина»— памятник древнерусской литературы конца XIV в., воинская повесть о Куликовской битве 1380 г. Написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве».
Историческая песнь— жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях.
Светлица— часть крестьянского жилища восточных славян, парадная комната, предназначенная для рукоделия и других чистых домашних работ. Устраивалась на женской половине, преимущественно в верхней части дома (на верхних этажах).
Основные даты и события
1425—1427 гг.— построен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
XV в.— создан иконостас Благовещенского собора Кремля.
10—20-е гг. XV в.— Андрей Рублев создал «Троицу».
Персоналии
Феофан Грек(ок. 1340 — после 1405 г.) — византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, создал фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой.
Даниил Черный(ок. 1360—1430 г.) — русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.) и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре (1420-е гг.).
Пахомий Логофет (Пахомий Серб)(?—1480-е гг.) — русский ученый, монах, писатель XV в. Автор жизнеописаний московских и новгородских святых.
Афанасий Никитин(?—1474/75 гг.) — тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468— 1474 гг.). На обратном пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» — ценный историко-литературный памятник.
Прохор с Городца— один из крупнейших русских живописцев начала XV в. В 1405 г. вместе с Ф. Греком и А. Рублевым расписал фресками старый Благовещенский собор Московского Кремля.
Андрей Рублев(ок. 1360—1370 — ок. 1430 гг.) — русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Его произведения отличаются глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. Вершиной творчества считают «Троицу», написанную для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Участвовал в создании росписей и икон для соборов: Благовещенского в Московском Кремле (1405 г.), Успенского во Владимире (1408 г.), Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (1425—1427 гг.), Спасского в Андрониковом монастыре в Москве в 1420-х гг., Успенского собора в Звенигороде и др. Кроме того, был автором ряда миниатюр.
Солари Пьетро Антонио (1450—1493 гг.) — итальянский архитектор, работавший в России с 1490 г. Участвовал в строительстве стен и башен Московского Кремля (1490—1493 гг.), Грановитой палаты (1487—1491 гг.).
Филофей — русский религиозный писатель, публицист начала XVI в. В письмах к Василию III отстаивал теорию «Москва — Третий Рим», согласно которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (Первого и Второго Рима) он связывал с их изменой «истинному христианству». Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян.
Фиораванти Аристотель(1415/1420—1486 гг.) — итальянский архитектор и инженер, работавший с 1475 г. в России. Построил Успенский собор Московского Кремля (1475—1479 гг.). Участвовал в военных походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии.
Фрязины (Фрезини) Алевиз и Марко — итальянские зодчие XV в., участвовавшие в строительстве стен, башен и палат Московского Кремля.
Основные даты и события
1505—1533 гг. — княжение Василия III.
1533—1584 гг. — правление Ивана IV Грозного.
1547 г. — венчание на царство Ивана IV Грозного.
1550 г. — принятие Судебника.
1551 г. — Стоглавый собор.
Термины и понятия урока
Бармы — драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, у византийских императоров, русских князей и царей в XIV — начале XVIII в. Надевались во время коронации и торжественных выходов.
Губа — территориальный округ в Русском государстве XVI—XVII вв. Как правило, совпадала с волостью, с середины XVI в. — с уездом.
Дьяк — начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств в России до XVIII в. Дьяки руководили работой местных учреждений (съезжие избы) и приказов (начальники приказов или их помощники). В Русском государстве XV—XVII вв. были в составе думных чинов.
Земский собор — собрание представителей различных сословий для решения важнейших государственных дел. Первый собор был созван в 1549 г., последний — в 1698 г. В состав входили члены Освященного собора, Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан.
Избранная рада — неофициальное правительство Русского государства в конце 40—50-х гг. XVI в. (А. Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, И. М. Висковатый, А. М. Курбский и др.). Сторонники компромисса между различными слоями феодалов, присоединения Поволжья, борьбы с Крымом. Провели реформы центрального и местного государственного аппарата.
Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 г. Состоит из 100 глав, отсюда название. Кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.
Судебник Ивана IV — царский судебник, утвержден первым на Руси Земским собором в 1550 г. Явился важным шагом на пути централизации Русского государства.
Персоналии
Иван IV Грозный (1530—1584 гг.) — сын Василия III, с 1533 г. — великий князь всея Руси, с 1547 г. — первый русский царь. С конца 40-х гг. XVI в. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г. Проведены реформы управления, суда и др. В 1565 г. им была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553 г.), была создана первая типография в Москве (1563 г.). Покорены Казанское (1552 г.) и Астраханское (1556 г.) ханства. В 1558—1583 гг. велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581 г.). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. В то же время он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией, являлся автором многочисленных посланий (например, к А. Курбскому), распева и текста службы праздника Владимирской иконы Богоматери, канона Архангелу Михаилу.
Адашев Алексей Федорович (?—1561 гг.) — окольничий, член Избранной рады. С конца 40-х гг. XVI в. руководил восточной русской политикой, с середины 50-х гг. XVI в. — всей дипломатией. Инициатор реформ середины XVI в., укреплявших центральную власть. Возглавлял составление разрядных книг и летописей. С 1560 г. находился в опале.
Макарий (1482—1563 гг.) — русский митрополит, писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 г. добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил церковными соборами 1553—1554 гг. против еретиков. Редактор Четьих Миней и Степенной книги.
Курбский Андрей Михайлович (1528—1583 гг.) — русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик. Участник Казанских походов, член Избранной рады, воевода в Ливонской войне. Опасаясь «неправедной» опалы Ивана IV Грозного, в 1564 г. бежал в Литву; член рады Речи Посполитой; участник войны с Россией. Написал мемуарный памфлет «История о великом князе Московском» (1573 г.) и три обличительных послания «лютому самодержцу», составивших вместе с двумя ответами Ивана IV уникальный литературный памятник, исполненный страстной полемики о пределах царской власти и о ее верности «пресветлому православию».
Сильвестр (? — ок. 1566 г.) — священник московского Благовещенского собора (конец 1540-х гг.). Оказывал большое влияние на Ивана IV Грозного. Член Избранной рады. Автор особой редакции «Домостроя» и многих посланий. С 1560 г. — в опале, принял монашеский постриг.
Реформы Ивана IV
Реформа | Основное содержание реформы | Результаты реформы |
Центрального и местного управления | Расширение состава Боярской думы | Кроме бояр и окольничих, в состав Боярской думы вошли думные дворяне и думные дьяки |
Введение Земских соборов | Формирование сословно-представительной монархии | |
Создание приказной системы | Формирование новой системы центральных органов власти; укрепление центральной власти | |
Продолжение осуществления губной реформы | Завершение формирования системы территориально-административного деления | |
Упразднение института кормленчества | Вместо бояр-кормленщиков избирались земские старосты из местного дворянства, верхушки купечества и зажиточного крестьянства | |
Военная | Создание «Избранной тысячи» | Формирование корпуса военачальников и администраторов не увенчалось успехом из-за нехватки земель в центральных уездах |
Принятие «Уложения о службе» | Установление нового оклада денежного жалования дворянам и нового порядка несения ратной службы (со 100 четвертей земли дворянин должен был выставить вооруженного воина с конем; за выставленных сверх этой нормы устанавливалось дополнительное вознаграждение) | |
Формирование стрелецких полков | Создание регулярного войска | |
Финансовая | Замена подворного обложения поземельным | Введение новой единицы налогообложения большой сохи |
Таможенная реформа | Введение единой рублевой пошлины и унификация системы мер и весов | |
Судебная | Издание нового свода законов, закрепляющего и регулирующего основные правовые отношения | Ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено превращать в холопов детей боярских (дворян). Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого. Усилен контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях; наиболее важные судебные дела решали в Москве царь и Боярская дума. На местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники |
Церковная | Издание «Стоглава» | Расширение пантеона русских святых. Компромисс между светской и церковной властью, направленный на унификацию идеологической и духовной жизни русского общества |
«Стоглав» (1551 г.)
(Извлечение)
О монастырех, иже пусты от небрежения. В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают... Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязай будет в день страшнаго суда?
О училищах книжных по всем градом... В царствующем граде Москве и по всем градом... избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых... и грамоте бы и чести и пета и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго.
О книжных писцех. Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писата с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто... неисправленну книгу купит... потому же возбраняли... чтобы впредь так не творили. <...>
Писати живописцем иконы с древних преводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти.
Об отмене кормлений (1556 г.)
(Извлечения)
Приговор царской о кормлениах и о службе. Лета 7064-го (1556 г.) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им вперед служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлением по городом и по волостем, для росправы людем и всякого устроенна землям и собе от служеб для покою и прекормления; на которых городех и волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их лиха обращали на благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил.
...О повелении царьском. И повеле государь во грацех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем предавати; а на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком; бояр же и велмож и всех воинов устроил кормлением, праведными урокы, ему же достоит по отечеству и по дородству, а городовых в четвертой год, а иных в третей год денежьным жалованием.
«Уложение о службе» (1556 г.)
(Извлечение)
...Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями завладели, службою оскудеша, — не против государева жалования и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование; а хто землю держит, а службы с нее не платит, на тех на самех имати денги за люди; а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей.
Что реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства.
- Они усилили власть царя
-привели к реорганизации местного и центрального управления
-укрепили военную мощь страны.
Реформы Избранной рады.
Укрепление централизованного государства явилось, на ваш взгляд, результатом политики Ивана IV, во многом определявшейся чертами личности царя. Вывод о том, что процесс укрепления центральной власти был закономерным процессом, связанным с внутри- и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед Российским государством в XVI в.
Личность самого Ивана IV. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. Это прослеживается и в принятии титула «царь», и в проведении реформ.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА ГРОЗНОГО. РОССИЙСКОЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Основные даты и события
1552 г. — взятие Казани, присоединение Казанского ханства к России.
1556 г. — взятие Астрахани, присоединение Астраханского ханства к России.
1558—1583 гг.— Ливонская война.
1569 г. — Люблинская уния. Образование Речи Посполитой.
1582 г.— начало присоединения Сибири к России. Поход Ермака.
Термины и понятия урока
Астраханское ханство— татарское государство, существовавшее с середины XV до середины XVI в. на нижней Волге; выделилось из состава Золотой Орды. Столица — Астрахань. Присоединено к России в 1556 г.
Засечная черта— линия крепостей, острогов, лесных завалов (засек) из срубленных деревьев к югу от Оки.
Казанское ханство— государство в Среднем Поволжье, существовавшее в 1438—1552 гг., выделилось из Золотой Орды. Столица — Казань. В 1487—1521 гг. находилось в вассальной зависимости от России, с 1524 г. — от Турции. В результате Казанских походов 1545—1552 гг. было ликвидировано.
Крымское ханство— государство в Крыму, существовавшее в 1443—1783 гг. Выделилось из Золотой Орды. С 1475 г. стало вассалом Турции. С начала XVI в. столицей стал Бахчисарай. Ликвидировано в результате русско-турецких войн XVIII в., территория присоединена к России.
Сибирское ханство— государство в Западной Сибири, образовавшееся в конце XV в. в результате распада Золотой Орды. Центр — Чинги-Тура (ныне Тюмень), позднее — Кашлык. В 1582 г. Ермак положил начало присоединению Сибирского ханства к России, которое завершилось в конце XVI в.
Ясак— в России XV—XX вв. — натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной.
Персоналии
Воротынский Михаил Иванович(ок. 1510—1573 гг.) — князь, боярин и воевода. В 1572 г. нанес поражение крымским татарам. Обвинен в измене, умер от пыток.
Выродков Иван Григорьевич(?—1564 гг.) — дьяк, руководитель постройки Свияжска в 1551 г., осадных башен под Казанью в 1552 г., ряда крепостей в 1557 г. Воевода в Астрахани в 1558—1560 гг. Казнен в период опричнины.
Девлет-Гирей(?—1577 гг.) — крымский хан с 1551 г., организатор походов против России. В мае 1571 г. сжег Москву. Разбит русскими войсками в Молодинской битве 1572 г.
Ермак(1532/1542—1585 гг.) — российский казачий атаман. Походом в 1582—1585 гг. положил начало освоению Сибири Русским государством. Погиб в бою с ханом Кучумом.
Кучум (?—ок. 1598 г.) — хан Сибирского ханства с 1563 г. В 1582—1585 гг. воевал с Ермаком. Продолжал сопротивление русским воеводам до 1598 г.
Пересветов Иван Семенович— русский дворянский писатель-публицист. Служил в Литве, около 1539 г. выехал в Россию. В 1549 г. передал Ивану IV свои сочинения. Выступал за укрепление самодержавия, военную реформу, присоединение Казанского ханства.
Сигизмунд II Август (1520—1572 гг.) — король польский с 1548 г., великий князь литовский с 1529 г., последний представитель династии Ягеллонов на польском троне.
Баторий Стефан(1533—1586 гг.) — король Речи Посполитой с 1576 г., полководец.
Ходкевич Ян Кароль(1560—1621 гг.) — польский полководец и государственный деятель, великий гетман литовский с 1605 г.
Внешняя политика Ивана IV Грозного
Направления внешней политики | Содержание внешней политики | Результаты внешней политики |
Восточное | 1552 г. — взятие Казани 1556 г. — взятие Астрахани 1582—1585 гг. — поход Ермака | Освоение Поволжья. Начало освоения Сибири |
Западное | 1554—1557 гг. — война со Швецией 1558—1583 гг. — Ливонская война | Россия не смогла выйти к Балтийскому морю, утратила ряд исконных земель в Прибалтике |
Южное | 1571 г. — поход Девлет-Гирея, сожжение Москвы 1572 г. — сражение у д. Молоди, разгром крымской орды | Военному могуществу Крымского ханства был нанесен сокрушительный удар |
Решению «казанского вопроса» уделялось особое внимание. Предприняв два неудачных похода на Казань, Иван IV, собравший 150-тысячное войско, в 1552 г. сумел взять ее. Несколько лет понадобилось потом для того, чтобы были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, башкиры). В 1556 г. была присоединена Астрахань. Таким образом, все Среднее и Нижнее Поволжье вошло в состав Московского государства. Этими военными успехами были открыты возможности колонизации огромных пространств плодородных и малонаселенных земель. В 80-е гг. XVI в. здесь возникают новые города — Самара, Саратов, Царицын, Уфа.
Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. В 1581—1582 гг. атаман донских казаков Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом (около 800 человек) перешел Уральские горы и завоевал Сибирское ханство.
Достигнув успехов на востоке, Иван IV обратил свое внимание на запад. Здесь перед ним стояла цель: выйти к побережью Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со странами Европы. Препятствием на этом пути лежали владения Ливонского ордена. В 1558 г. царь начинает Ливонскую войну.
Ливонская война
Этап | Характеристика этапа | Итоги и значение |
1558—1561 гг. | Переход русскими войсками ливонской границы в районе Пскова, взятие крепостей Нарва и Дерпт (Тарту). Взятие русскими войсками ливонских городов Мариенбург, Ревель (Таллин) и Рига. Распад Ливонского ордена, включение его территории в состав Польши, Литвы и Швеции | Россия не только не смогла выйти к Балтийскому морю, но и утратила ряд своих исконных земель в Прибалтике. Военные действия разорили страну, была опустошена казна, обезлюдели центральные и северозападные уезды |
1561—1570 гг. | Поражение русских войск в битвах с литовско-польскими войсками у Полоцка и Невеля. Предательство князя Андрея Курбского и бегство его в Литву. Люблинская уния — договор между Польшей и Великим княжеством Литовским об объединении в единое государство — Речь Посполитую | |
1570—1577 гг. | Главный противник России — Швеция. Русские войска одержали ряд крупных побед, но ни Ригу, ни Ревель взять не смогли. Ухудшение ситуации на юге. Нарастание угрозы со стороны Крымского ханства. Взятие и сожжение Москвы Девлет-Гиреем | |
1577—1583 гг. | Взятие шведскими войсками крепостей Ивангород, Ям, Копорье. Оборона Пскова от нападения польских войск под командованием короля Речи Посполитой Стефана Батория. Польские войска потерпели неудачу — Псков не был взят. Ям-Запольский мирный договор между Россией и Речью Посполитой, включение Полоцка и Ливонии в состав Речи Посполитой |
В ПРЕДДВЕРИИ СМУТЫ
Основные даты и события
1565—1572 гг. — опричнина.
1581 г. — введение «заповедных лет».
1584—1598 гг. — правление Федора Ивановича.
1589 г. — учреждение патриаршества в России.
1597 г. — введение «урочных лет».
Термины и понятия
«Заповедные лета» — годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (осенний).
Земщина — основная часть территории Русского государства, не включенная в опричнину Иваном IV Грозным. Центр — Москва. Управлялась земской Боярской думой и приказами.
Опричнина— 1) в XIV—XV вв. — особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана IV Грозного в 1565—1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом. Центр — Александровская слобода; 3) система внутриполитических мер Ивана IV Грозного для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.).
«Урочные лета» — срок сыска беглых крестьян.
Персоналии
Бельский Богдан Яковлевич (?—1611 г.) — фаворит Ивана Грозного, родственник Малюты Скуратова. Один из претендентов на русский престол в 1598 г., противник Бориса Годунова, сторонник Лжедмитрия I, пожалован в 1605 г. чином боярина.
Борис Годунов (1549/1552—1605 гг.) — русский царь с 1598 г. Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство, усилил закрепощение крестьян.
Малюта Скуратов (?—1573 г.) — прозвище думного дворянина Скуратова-Вельского Григория Лукьяновича, приближенного Ивана IV Грозного, главы опричного террора. Скуратов был участником убийства князя Владимира Старицкого, митрополита Филиппа и др. В 1570 г. руководил казнями в новгородском походе. Погиб в бою в Ливонии.
Федор Иванович (1557—1598 гг.) — последний русский царь из династии Рюриковичей. Сын Ивана IV. Будучи неспособен к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.
Феодосий Косой — еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 г. распространял «Новое учение». Отвергал феодальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 г. был привлечен по делу М. Башкина, бежал в Литву.
Филипп (Колычев Федор Степанович) (1507—1569 гг.) — русский митрополит с 1566 г. Публично выступил против опричных казней Ивана IV Грозного. Низложен в 1568 г. Задушен по приказу царя.
Общая тенденции развития Русского государства в XVI в., которая заключалась в стремлении Ивана IV к установлению самодержавия, ограничению экономического и политического могущества боярства и церкви. Опала на деятелей Избранной рады, разногласия среди правящих лиц по вопросу о войне с Ливонией послужили для мнительного царя толчком к новым расправам.
Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV средневековыми средствами стремился ликвидировать остатки раздробленности.
В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.
Опричный террор приобрел невиданные по своим масштабам размеры: в Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп, осудивший опричный беспредел, в Москве отравлены двоюродный брат царя князь Владимир Старицкий, его жена и дочь, убита и его мать княгиня Евдокия Старицкая в Горицком монастыре на Белом озере. В декабре 1569 г. был предпринят поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви. 25 июня 1570 г. в Москве прошли особенно жестокие казни (около 200 человек было казнено в этот день).
Учреждение опричнины в 1565 г.»
(по Никоновской летописи)
Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю [3 декабря 1564 г., в воскресенье], царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми <...> поехал с Москвы в село в Коломенское.
...А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Афонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии.
...и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, Бог наставит.
К гостем же их купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людми ту грамоту пронести дьяком Путилу Михайлову да Ондрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет.
...Также и госта и купцы и все гражане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял и их на разхищение волком не давал, наипаче же от рук силных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят.
...Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки имати; а учинити ему на своем государьстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной...
...А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов, и поместья им подавал в тех городех с одново, которые городы поймал в опришнину; а вотчинников и помещиков, которым не быти в опришнине, велел ис тех городов вывести и подавати земли велел в то место в ыных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно...
Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быти в земских...
Оценка характера опричнины в исторической литературе.
Период | Характеристика опричнины |
До 1917 г. | Опричнина — система политических мер по укреплению государства, борьба с заговорами своевольных бояр (Н. М. Карамзин). Опричнина — бессмысленные репрессии полубезумного, охваченного манией преследования царя (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов) |
30—40-е гг. XX в. | Опричнина — борьба прогрессивного дворянства с реакционным боярством. Цель борьбы — укрепление централизованного государства (П. А. Садиков) |
60—80-е гг. XX в. | Цель опричнины — ликвидация феодальной раздробленности (Старицкий удел, сепаратизм Новгорода, претензии церкви на самостоятельность). Сама опричнина — деспотизм и насилие (А. А. Зимин). Опричнина была призвана сокрушить экономическую и политическую мощь княжеско-боярской аристократии, но по мере втягивания в конфликт новых социальных слоев вылилась в бесконтрольный террор, уничтожавший самих творцов опричнины (Р. Г. Скрынников). Опричнина — начальная фаза самодержавия, а ее методы универсальны и присущи самодержавной власти на всем протяжении ее исторического развития (Д. Н. Алшиц) |
Последние года царствования Ивана Грозного, учитель обращает особое внимание на дальнейшее закрепощение крестьян. Третий этап выразился во введении в 1581 г. «заповедных лет». Будучи временной мерой, «заповедные лета» просуществовали вплоть до отмены крепостного права в 1861 г.