Конституционные основы духовно-культурных отношений в Республике Беларусь
Духовно-культурные отношения в обществе - это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения, в конечном счете, обусловлены существующей системой политических, экономических и социальных отношений. В то же время духовно-культурные отношения в свою очередь оказывают воздействие на отношения политические, экономические и социальные.
Применительно к духовно-культурной сфере термин «система», как правило, не используется. Говорить о ее наличии можно лишь с определенной условностью, поскольку предмет духовно-культурных отношений довольно многообразен. Он включает все духовно-культурные явления - образование, науку, искусство, религию и т.д., которые, несмотря на определенную близость, представляют собой достаточно самостоятельные области общественного сознания.
Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с остальными элементами конституционного строя, поскольку речь здесь идет о внутреннем мире человека. Демократическое государство не должно брать на себя функцию контроля за мыслями, чувствами, сознанием людей. Его задача - создать для духовно-культурного развития личности необходимые благоприятные условия. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль и над этой сферой жизни общества.
Образование
Главным элементом духовно-культурной сферы является образование. Именно оно выступает в качестве основы для развития науки, культуры, искусства и др.
Конституция Республики Беларусь (ст.49) закрепляет не только право каждого на образование, но и гарантии его реализации, обязанности государства в данной сфере его деятельности. Согласно указанной статьи Основного Закона, государство гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Конституционные положения в области образования детализируются и развиваются специальным Законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» от 29 октября 1991 г. В соответствии с законодательством государство выделяет необходимые средства на содержание и материальное обеспечение учебных заведений, выплату стипендий и льгот учащимся и студентам. Обучаемым предоставляется право выбора языка обучения, гарантируется общедоступность библиотек.
В республике действуют государственные и негосударственные учебные заведения, образующие национальную систему образования. Негосударственные учебные заведения для осуществления образования должны получить специальное разрешение (лицензию) Министерства образования Республики Беларусь. При успешном осуществлении учебной деятельности они могут получать государственную дотацию.
Принципами государственной политики в области образования являются: приоритеты общечеловеческих ценностей; национально-культурная основа; научность, ориентация на мировой уровень образования; гуманизм; связь с общественной практикой; экологическая направленность; преемственность и непрерывность; демократизм; светский характер; поощрение таланта и образованности.
Образование в Республике Беларусь базируется на основе достижений отечественной и мировой науки.
В учебных заведениях системы образования запрещается деятельность структур политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.
Общее среднее образование в Республике Беларусь представлено несколькими ступенями школ: начальной школой (четырехлеткой), базовой школой (девятилеткой), средней школой (11-12-летней). Кроме того, создаются гимназии и лицеи с углубленным преподаванием отдельных предметов. Имеются также школы-интернаты, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Профессиональное образование граждане получают в профессионально-технических училищах. Среднее специальное образование дают техникумы, училища и колледжи.
Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионального или среднего специального образования в университетах, академиях, институтах и иных учебных заведениях.
В государственных учебных заведениях каждый может получить бесплатно соответствующее образование на конкурсной основе.
Культура
Государство на конституционном уровне гарантирует заботу о развитии культуры. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.15) государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. Историко-культурное наследие народа Беларуси является его достоянием, неотъемлемой частью достижения мировой цивилизации. Оно создает необходимые условия для духовного, интеллектуального и экономического развития общества.
Республика Беларусь - многонациональное государство. Оно гарантирует всем проживающим на его территории гражданам, независимо от национальной принадлежности, право свободно пользоваться своим языком, получать помощь со стороны государства в деле развития национальной культуры и образования, установления культурных связей с соотечественниками за пределами Республике Беларусь, сохранения национальных традиций, развития профессионального, самодеятельного искусства и т.д.
Государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но, в равной степени, всех наций и народностей, проживающих на его территории. Так, согласно статье 10 Закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», памятники истории и культуры национальных меньшинств являются частью белорусской культуры и охраняются государством в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Основными законодательными актами, развивающими конституционные положения в сфере развития культуры, являются Законы Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия», «О языках в Республике Беларусь», «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь».
Религия
Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существовании одного или нескольких богов.
Это также важный институт духовно-культурной жизни общества. Как система мировоззренческих представлений и верований, религия служит объединяющим людей фактором, и даже в ряде случаев, фактором государствообразующим (особенно в исламских государствах). Она накладывает отпечаток на многие институты не только духовно-культурной жизни общества, поэтому конституционное право не может игнорировать религию.
Религия обычно тесно связана с церковью, которая представляет собой большей частью иерархическую структуру, лишенную демократических признаков и предназначенную для удовлетворения религиозных потребностей верующих. На практике в некоторых странах церковь нередко выходит за эти рамки и возглавляет или направляет движения верующих, преследующих политические цели.
Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести и регулирования отношений между государством и церковью. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания перед другими не допускается. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности (ст.16).
В Республике Беларусь правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а также правовые основы создания и деятельности религиозных организаций, наряду с Конституцией, регулируются специальным законом «О свободе совести и религиозных организаций» от
17 декабря 1992 г., (в ред. Закона от 31 октября 2002 г.). В соответствии со ст. 4 данного Закона «Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».
Законом (ст.8) предусмотрено, что государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству.
Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, однако они не должны участвовать в деятельности политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, и оказывать им финансовую или иную поддержку.
Согласно статье 9 указанного Закона, национальная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями, с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединяющихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан, достигших 18-летнего возраста, постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.
Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов). Религиозные объединения образуются при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее 20 лет. Религиозные объединения могут быть республиканскими и местными. Республиканским признается объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей республики. Республиканское религиозное объединение имеет право создавать местные религиозные объединения из религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях.
Деятельность религиозной организации может быть прекращена по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае: повторного в течение года нарушения законодательства, либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу; осуществления деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; пропаганды войны, социальной, национальной вражды и в иных случаях предусмотренных законодательством.
По состоянию на 1 января 2004 г. в Республике Беларусь насчитывалось 149 религиозных организаций, в т.ч.: религиозных объединений – 43, религиозных миссий – 37, монастырей – 29, религиозных братств – 18, религиозных сестричеств – 9, духовных учебных заведений – 13; было зарегистрировано 2863 религиозных общин, 2030 культовых зданий; имелось 2696 священнослужителей.
Следует отметить, что наряду со светскими государствами, установившимися в большинстве стран, существуют страны, в которых церковь оказывает влияние на институты государственной власти. В зависимости от степени вовлечения в религию государства делятся на теократические (Ватикан, Саудовская Аравия), где государственная власть принадлежит церковной иерархии, и клерикальные, которые с церковью не слиты, однако последняя оказывает существенное влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Примером может служить Иран.