Институты и отрасли права. Основания деления норм на институты и отрасли
Институт права (он же — правовой институт) — следующий, более крупный элемент системы права. Под институтом права принято понимать совокупность (или систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.Нормы права, будучи правилами поведения общего характера, регулируют не единичные общественные отношения, т.е. отношения, возникающие между конкретными лицами и носящие разовый характер, а определенные виды общественных отношений. Но чтобы урегулировать тот или иной вид общественных отношений, требуется, как правило, не одна норма, а целая совокупность связанных между собой правовых норм. Такая совокупность и называется институтом права. Институты права обычно считаются элементами не столько системы, сколько отрасли права, так как каждая отрасль права складывается из определенных институтов права и институты права существуют только в составе отраслей права. То есть в системе права мы не найдем правовых институтов, которые не входили бы в состав той или иной отрасли права. Вместе с тем встречаются институты, которые входят в состав сразу нескольких отраслей права, поскольку состоят из норм разных отраслей права. Такие институты называются межотраслевымиили смешанными.Например, в системе российского права к таким институтам относятся институт государственной собственности, институт дисциплинарной ответственности, институт опеки и попечительства и некоторые другие. Кроме того, в составе отдельных отраслей права существуют и так называемые комплексные или сложные институты права, которые, будучи крупными институтами, состоят из более мелких институтов, именуемых субинститутами.Например, к комплексному можно отнести институт алиментных обязательств в российском семейном праве, в составе которого принято выделять такие субинституты, как алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи. В ряде учебников по теории государства и права выделяются и некоторые другие виды правовых институтов, однако не все из них могут быть безоговорочно приняты. Например, едва ли правильно выделять такие виды правовых институтов, как регулятивные и охранительные институты. Поскольку институт права составляют нормы, призванные урегулировать какой-то вид общественных отношений, то это могут быть и конститутивные, и регулятивные, и охранительные, и вспомогательные нормы, потому что всесторонне урегулировать тот или иной вид общественных отношений при помощи только, скажем, регулятивных или охранительных норм практически невозможно. Правовые институты, нормы которых регулируют какую-либо сферу или область общественных отношений, в своем единстве образуют определенную отрасль права. Отрасль права — это, как принято считать, самый крупный элемент системы права, это совокупность (или система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Если институт права содержит нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, то отрасль права — нормы, регулирующие какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Сфера общественных отношений — понятие более широкое, чем вид общественных отношений, ибо сферу общественных отношений составляют однородные, однопорядковые виды общественных отношений (например, имущественные, трудовые, семейные и другие отношения). Вопрос о том, какие же сферы общественных отношений, регулируемые правом, и соответственно какие отрасли права следует выделять, в отечественной теории государства и права не имеет однозначного решения. Подавляющее большинство российских исследователей исходит из того, что отрасли права, а вместе с ними и институты права, следует выделять на основе двух критериев: предмета и метода правового регулирования, которые называются также основаниями деления норм права на институты и отрасли. Под предметом правового регулирования понимаются регулируемые правом общественные отношения, а под методом — совокупность приемов, способов и средств воздействия права на определенную область общественных отношений. При этом предмет правового регулирования рассматривается в качестве основного, определяющего критерия, а метод правового регулирования — в качестве дополнительного, вспомогательного. В то же время, несмотря на использование данных критериев, российские исследователи пока не могут достичь согласия относительно того, какие же отрасли составляют систему современного российского права. Если в существовании таких отраслей, как конституционное право, административное право, финансовое право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право, практически никто не сомневается, то по поводу выделения некоторых других отраслей права (например, семейного права, земельного права, права социального обеспечения, уголовно-исполнительного права) позиции ученых расходятся. Не вдаваясь в анализ высказанных на этот счет мнений, считаю возможным, исходя из предмета и метода правового регулирования, выделить в системе российского права следующие отрасли: конституционное (государственное) право, административное право, финансовое право, земельное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, право социального обеспечения, уголовное право, уголовно-исполнительное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Как представляется, каждая из этих отраслей права имеет и свой предмет, и свой метод правового регулирования. Перечисленные отрасли права некоторые исследователи подразделяют в свою очередь на профилирующие и специальные, что в общем-то имеет под собой определенные основания. Профилирующие — это как бы основные, базовые отрасли, составляющие основу системы российского права. К ним принято относить конституционное право (самую основную отрасль), административное право, гражданское право, уголовное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Отдельные авторы в числе профилирующих отраслей права называют также административно-процессуальное право, однако, по мнению большинства ученых, такой отрасли в системе российского права не существует. К специальным отраслям относят все остальные отрасли права. В системе российского права принято выделять также простые и сложные отрасли права. Простые — это отрасли, состоящие только из правовых институтов. Сложные — отрасли, содержащие не только институты права, но еще и подотрасли права. Например, в составе гражданского права наряду с институтами права принято выделять некоторые подотросли права: право собственности, обязательственное право, наследственное право и др. В учебниках по теории государства и права можно встретить и некоторые другие классификации отраслей права. Так, например, выделяются отрасли публичного и отрасли частного права, отрасли материального и отрасли процессуального права. Такие классификации в принципе приемлемы, однако в них есть определенная доля условности. Но об этом более подробно в заключительном разделе темы. В заключение коснемся вопроса о так называемых комплексных отраслях права. К ним принято относить такие отрасли, как предпринимательское право, коммерческое право, экологическое право, аграрное (сельскохозяйственное) право и некоторые другие. Данные отрасли права в отличие от профилирующих и специальных отраслей выделяются не по предмету и методу правового регулирования, а по другим основаниям. Выделение комплексных отраслей права связано преимущественно с существованием межотраслевых (комплексных) нормативных правовых актов, которые объединяют в своём составе нормы и институты разных профилирующих и специальных отраслей права. Идею комплексных отраслей права разделяют, однако, не все российские ученые. Ряд из них считает, что выделять следует не комплексные отрасли права, а комплексные отрасли законодательства. В этой связи вопрос о комплексных отраслях права носит дискуссионный характер и нуждается в дальнейшем изучении.