Понятие и предмет конституционного права
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.. 4
1.1 Понятие и предмет конституционного права. 4
1.2 Специфика и виды конституционно правовых норм. 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ.. 14
2.1 Тенденции развития конституционного права России. 14
2.2 Современные проблемы конституционного права. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой работы является: «Основные тенденции и проблемы развития конституционного права РФ на современном этапе». В теоретическом осмыслении понятие «конституционное право» это система норм права, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства. Конституционное право – одна из самых динамичных отраслей права, существенно влияющих на формирование системы государственно-правовых отношений. Конституционное право регулирует процесс создания права, определяет виды нормативных правовых актов, устройство государства, основы местного управления и самоуправления.
Актуальность темы исследования. Для граждан любого государства общей, объединяющей их целью является обретение и сохранение социальной и экономической стабильности, гарантия национальной безопасности и порядка, установление эффективной, авторитетной и легитимной власти. Как одно из действенных средств достижения этой цели рассматривается институт Основного Закона государства. Развивая конституционные традиции прошлого, современные конституции демократических стран формируют и закрепляют главные принципы общественного и государственного устройства, утверждают существующую политическую систему, форму правления, провозглашают признание демократических свобод граждан, определяют правовое положение личности, принципы, порядок создания и компетенцию органов власти и управления, организацию и главные основы правосудия, избирательной системы. Конституция - это закон, отвечающий на основополагающие вопросы государственной жизни, закладывающий правовую базу общественного бытия и имеющий наивысшую юридическую силу в государстве.
Цель данной работы состоит в рассмотрение основных тенденций развития конституционного права РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
· Рассмотреть особенности развития конституционных отношений;
· Выявить проблемы конституционного развития России;
· Изучить основные аспекты, влияющие на развитие конституционного права;
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Понятие и предмет конституционного права
Конституционное право — ведущая отрасль системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т. е. общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых влечет применение государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль. Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.
По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.[1]
Другая особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.
В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.
В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества, т.е. те, посредством правового регулирования которых обеспечивается единство, целостность, управляемость общества как единой социальной системы.
Таким образом, предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения - системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.[2]
По содержанию, функциональному назначению можно выделить четыре основных группы таких отношений.
1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества.
В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.
Общество также не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области.
Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ, обобщаются понятием «основы конституционного строя».
2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином.
Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.
Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.
Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».[3]
3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России «Федеративное устройство».
4. Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.
Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.
Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.
Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности различных видов органов власти осуществляется с различной степенью глубины.[4]
К предмету конституционного права относится практически вся сфера общественных отношений, связанных с установлением правового статуса представительных, законодательных органов государственной власти, как федеральных, так и субъектов Российской Федерации.
Это обусловлено тем, что именно через эти органы главным образом обеспечивается самоорганизация общества как целостного политического организма, создается основной каркас механизма управления общественными процессами, принимаются законы, посредством которых осуществляется правовое регулирование наиболее важных общественных отношений.
Полно охватываются конституционно-правовым регулированием и общественные отношения, связанные с функционированием института главы государства - Президента Российской Федерации.
Что касается сферы общественных отношений, связанных с органами исполнительной власти, то к предмету отрасли конституционного права относятся только те отношения, в которых выражаются конституционные основы, главные принципы, определяющие порядок формирования, статус исполнительных органов - главным образом Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Более детально компетенция правительства, всех остальных органов исполнительной власти регулируется нормами отрасли административного права.
Аналогичным образом решается вопрос о пределах конституционно-правового регулирования судебных органов. Предмет отрасли конституционного права в этой сфере включает только те отношения, в которых определяются основы системы судебных органов, принципы правосудия. Детально структура, полномочия судебных органов, порядок судопроизводства регулируются нормами уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Однако отношения в сфере конституционного судопроизводства, связанные с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных, уставных судов субъектов Федерации, полностью охватываются предметом конституционного права.
Что касается органов местного самоуправления, то предмет конституционного права охватывает отношения, определяющие основы их правового статуса, главные принципы их организации и деятельности, взаимоотношений с органами государственной власти. В целом отношения, возникающие в сфере деятельности органов местного самоуправления, входят в предмет такой комплексной отрасли как муниципальное право.