О понятии местного самоуправления
Что такое местное самоуправление? Очевидно, это самоуправление, осуществляемое общностями людей на местах. Но какой смысл при этом вкладывается в термин «самоуправление»? Надо сказать, что его столь часто употребляют политики и ученые, публицисты и рядовые граждане, что он в какой-то мере разделил судьбу термина «социальный», который, как показал в свое время Ф. Хайек, превратился в слово-«ласку» с начисто выхолощенным смыслом1. Даже в таком серьезном издании, как «Политический энциклопедический словарь» из трех приведенных определений «самоуправления» при внимательном рассмотрении оказывается, что ни одно строго не соответствует самому понятию [См.: ПЭС— С.346]. Известный американский политолог Дж. Сартори показал, что концептуально самоуправлению легко дать определение. Оно обозначает, что мы управляем сами собой2. Но в том-то и дело, что в эмпирической реальности, в условиях общественного разделения труда, такое встречается крайне редко, да и то не в полном смысловом объеме. Иначе говоря, самоуправление есть теоретическая абстракция и необходимо отдавать себе отчет о границах ее практического применения, то есть в какой степени и в каких пределах слово соответствует своему референту. Абстрактная идея самоуправления вообще хороша как лозунг, как нормативный идеал, однако не всегда, а лишь в условиях полного отсутствия самоуправленческих начал в обществе, в рамках тотальной централизации управления (хотя бы такую систему и прикрывала фиктивная ширма «самоуправления трудящихся», как это было в социалистических странах). Таким образом, как показал Дж. Сартори, понятие самоуправления (в том числе
1 Достаточно сказать, что в марксистско-ленинской, коммунистической и анархистской фразеологаи это один из центральных терминов, отражающий специфику управления, приходящую на смену и противостоящую государственности.
2 Здесь и далее при рассмотрении понятия самоуправления использован подход, предложенный Дж. Сартори в его «Пересмотренной демократии».
и местного) приобретает конкретно-историческое содержательное наполнение, когда мы ставим вопрос о его интенсивности. Тогда оно варьируется в соответствии со своим пространственным и временным распространением.
Действительно, если принять гипотезу максимальной интенсивности, буквального значения термина, то мы вынуждены будем ее проиллюстрировать случаями либо внутреннего индивидуального самоуправления (самоуправления), либо совершенного деспота самоуправленца (единоуправленца). Но и в том, и в другом случае пространственная распространенность самоуправления равна нулю, поскольку речь идет об одном лице. Другой пример — самоуправление в античном полисе, которое имеет все же меньшую интенсивность, подразумевает менее точное значение слова: в лучшем случае мы подразумеваем быстрое и всеобъемлющее чередование представителей власти и подчиняющихся этой власти. Наконец, если воспользоваться примером самоуправления в современном городе, то нельзя не согласиться, что термин «самоуправление» здесь используется в значительной степени метафорически, образно. Момент самоуправления при этом означает «быть управляемым с близкого расстояния, а не издалека», и полное значение сохраняет только в противоположность централизации, «управлению сверху». Самоуправление в городе означает чаще всего автономные местные органы управления, самоуправляемые в смысле большей степени по сравнению с политической системой, для которой характерна централизация. Можно сказать так: «нулевая» интенсивность самоуправления соответствует его общемировому распространению. Это позволяет согласиться со следующей закономерностью: интенсивность достижимого самоуправления находится в обратной зависимости от пространственного распространения самоуправления. Если же иметь в виду не пространственно-территориальное, а временное распространение самоуправления, то данная закономерность принимает такую форму: интенсивность возможного самоуправления находится в обратном отношении к продолжительности требуемого самоуправления. Это означает, что максимальная интенсивность самоуправления, которую можно наблюдать, например, в моменты героического и революционного напряжения людей,
кратковременна, может соответствовать минимальной продолжительности.
Значит ли все это, что термин «самоуправление» напрочь лишается смысла в современном обществе? Нет, не значит.
Ибо, во-первых, не следует оценивать как невероятное то, что является невозможным (тем более «не возможным в полном объеме»); а во-вторых, надо учитывать, что за термином «самоуправление» сегодня скрывается некая эмпирическая реальность. Разумеется, речь идет не о реальности мира коммунистического самоуправления как антипода государственного управления, утверждающегося по мере «отмирания» государства. Имеется в виду практическая реальность, представленная территориальными общностями людей и избираемыми ими органами управления, не отрицающими государственное управление, а дополняющими его на местах, выступающими не антиподом, а партнером государства.