Классификация массовых беспорядков.
Практический опыт позволяет с прогностических позиций, с учетом современных условий и действующего законодательства следующим образом:
1. По причинам возникновения:
а) политические;
б) экономические;
в) социальные;
г) этнические;
д) религиозные;
е) экологические;
ж) по причине неправомерных действий работников милиции[6].
Однако, в “чистом виде” исследуемый деликт, как правило, не существует. Опыт свидетельствует о возможности трансформации в ходе массовых беспорядков доминирующей причины, а, следовательно, возможности перехода одного вида деликта в другой.
2. По направленности агрессивных действий:
а) общего характера (агрессивные действия, осуществляемые не избирательно);
б) специального характера (агрессивные действия, направленные избирательно);
в) особенного характера (агрессивные действия, направленные против органов государственной власти).
3. По тяжести наступивших последствий:
а) повлекшие смерть людей;
б) повлекшие телесные повреждения различной тяжести (причинение вреда здоровью различной тяжести);
в) повлекшие причинение значительного материального ущерба.
4. По месту возникновения:
а) в населенных пунктах;
б) в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказаний, в) в лагерях беженцев и вынужденных переселенцев ( т.к. лагеря не имеют статус населенного пункта);
г) на крупных предприятиях, находящихся вне населенных пунктов (шахты, плавбазы, лесоразработки, на крупных строительных объектах вне населенных пунктов и. т.п.).
5. По продолжительности:
а) длительные;
б) кратковременные.
6. По процессу (динамике) возникновения:
а) экспрессивные (спонтанно возникшие, не имеющие конкретной цели, как правило, из хулиганских побуждений, без организационной подготовки и вызваны эмоциями участников);
б) инструментальные (организованные и служащие для достижения конкретных целей); в) экспрессивно-инструментальные (как переходная форма, когда экспрессивно возникшие беспорядки ставятся в рамки инструментальных или используются как инструментальные).
7. По составу участников:
а) массовые беспорядки с моносоставом участников;
б)массовые беспорядки с полисоставом.
8. По степени организованности:
а) высокоорганизованные (наличие штабов, координационных центров, органов печати, радиостанций и др. СМИ; широкие финансовые возможности, наличие “авторитета” организаторов у широкой части населения, спланированность действий, наличие вооруженных формирований или групп боевиков);
б) организованные (наличие оргкомитета, ограниченные финансовые возможности и возможности использования СМИ, поддержка незначительной части населения, не высокая степень спланированности действий);
в) неорганизованные (полное отсутствие организационных или организующих структур, ролевого деления, спланированности действий).
9. По масштабу: Очевидно, что массовые беспорядки могут принимать различный масштаб, охватывая как незначительные территории, так и целые регионы и межрегиональные пространства, а иногда и целые государства. С этих позиций, используя аналогию со ст.19 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. “Об общественных объединениях”[7] и “Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995г. №1113[8] предлагается различать следующие массовые беспорядки:
а) местные (локальные) - беспорядками охвачена территория органа местного самоуправления (место, участок местности, территория предприятия, районы городов, населенные пункты местного значения);
б) региональные - беспорядками охвачена территория одного субъекта Российской Федерации (федеративного государства);
в) межрегиональные - охватившие территории менее половины субъектов Российской Федерации (федеративного государства);
г) федеральные - охватившие территории более половины субъектов Российской Федерации (федеративного государства).
10. По степени вооруженности:
а) невооруженные,
б) вооруженные;
в) вооруженные, с использованием стрелкового оружия,
г) вооруженные, с использованием тяжелого вооружения.
Приведенная классификация не является исчерпывающей, однако, она позволяет выделить наиболее существенные и значимые признаки массовых беспорядков, учитывать это при разработке эффективных форм и методов их предупреждения и пресечения.