ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине «ИСТОРИЯ».

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине «ИСТОРИЯ».

Вариант 1.

Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.

1. Формированию гражданских и нравственных ценностей призвана служить__________

функция истории:

а) познавательная в) социальной памяти

б) воспитательная г) гносеологическая

2. Категория полностью зависимых от господина людей в Киевской Руси:

а) половники в) холопы

б) смерды г) закупы

3. Год свержения монголо-татарского ига на Руси:

а) 1240 г. в) 1480 г.

б) 1380 г. г) 1550 г.

4. Укажите причину упразднения Петром I приказов и создания коллегий:

а) недостаточное количество приказов

б) приказные чиновники были недостаточно грамотны

в) приказная система устарела, была громоздка и неповоротлива

г) в приказной системе функции управления не дублировались

5. Автором консервативной теории «официальной народности» был:

а) А.И. Герцен в) К.С. Аксаков

б) П.Д. Киселев г) С.С. Уваров

6. Дата начала первой мировой войны:

а) август 1914 г. в) март 1917 г.

б) сентябрь 1916 г. г) ноябрь 1918 г.

7. Форма государственного устройства, выбранная при создании СССР в 1922 г.:

а) федерация в) автономия

б) конфедерация г) унитарное государство

8. Сплошная коллективизация сельского хозяйства в СССР завершилась:

а) ликвидацией индивидуальных крестьянских хозяйств

б) допуском частной собственности на землю

в) подъемом жизненного уровня крестьянства

г) переходом к фермерским хозяйствам

9. Характерная черта экономического развития СССР в 1945-1953 гг.:

а) создание совнархозов и отказ от министерств

б) финансовая помощь со стороны США

в) переход к «шоковой терапии»

г) преимущественное восстановление тяжелой промышленности

10. Президентом Российской Федерации в 1991-1999 гг. был:

а) Б.Н. Ельцин в) Д.А. Медведев

б) В.В. Путин г) М.С. Горбачев

Часть В. Сложные тесты (задания на соответствие двух элементов, установление правильного порядка ответов, выбор двух и более вариантов ответа).

Задание 1.Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к Киевской Руси, и его определением:

а) фреска 1) члены старшей княжеской дружины

б) бояре 2) народное собрание у восточных славян

в) вече 3) крупное землевладение, передаваемое по наследству

г) вотчина 4) роспись водяными красками по сырой штукатурке

Задание 2. Расставьте события XVII-XVIII вв. в правильной хронологической последовательности:

а) принятие Жалованной грамоты дворянству

б) складывание коллегиальной системы управления

в) окончательное юридическое закрепощение крестьянства

г) превращение России в империю

Задание 3. Установите правильное соответствие между датой и событием:

а) 1803 г. 1) принятие указа о вольных хлебопашцах

б) 1825 г. 2) начало правления императора Александра II

в) 1855 г. 3) судебная реформа в России

г) 1864 г. 4) восстание декабристов в Петербурге

Задание 4. Расставьте события первой половины XX века в правильной хронологической последовательности:

а) разгром немецких войск под Москвой

б) массовые репрессии в Красной Армии

в) битва под Сталинградом

г) открытие второго фронта в годы II мировой войны

Задание 5. Назовите две характерные черты мирового развития в конце XX века:

а) крушение колониальной системы

б) усиление противостояния между социализмом и капитализмом

в) интернационализация экономики

г) установление в большинстве стран абсолютной монархии

Часть С. Проблемное задание – комплексный анализ источника.

Из сочинения историка Н.М. Карамзина:

«… Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.

Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности… Хотя ничто не делается вдруг, хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне … как бы вышла из сумрака теней…

Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды…, сделался одним из знаменитейших государей Европы; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом… силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня … Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…

Иоанн оставил [миру] государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».

Из коллективной монографии современных историков:

«Он не поражал воображение современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Его политической целью и вместе с тем опорой была Русская земля и ее народ. Он первым осознал эту землю не собранием княжеских уделов, а единым великим государством, связанным исконной исторической традицией.

Развивающееся сознание исторического единства и суверенности Русской земли, все более ясное и четкое, проходит красной нитью через всю его самостоятельную политическую жизнь и принципиально отличает его от всех его предшественников… История знает немного деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны».

Задание 1.Назовите имя великого московского князя, о котором идет речь в данных отрывках из источников:

а) Иван I Данилович (Калита) в) Иван IV Васильевич (Грозный)

б) Иван III Васильевич г) Иван VI Антонович

Задание 2.Выберите два верных варианта территорий, присоединенных к московским владениям в правление данного великого князя:

а) Тверское княжество, Ростовское княжество, Новгородская земля

б) Псковская земля, Казанское ханство, Переяславское княжество

в) Астраханское ханство, Киевское княжество, Псковская земля

г) Ярославское княжество, Тверское княжество, Вятская земля

Задание 3.Укажите две предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы, используя знания по курсу истории:

а) формирование независимой от государства церкви

б) рост боярского и дворянского землевладения

в) стремление к освобождению страны от ордынского ига

г) развитие книгопечатания и светской культуры

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине «ИСТОРИЯ».

Вариант 2.

Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.

1. Изучение фактов, закономерностей развития, позволяющее лучше понять происходившие в истории события это __________________ функция истории:

а) познавательная в) практическая

б) воспитательная г) прогностическая

2. Князь, объединивший в IX веке Новгород и Киев в составе единого государства:

а) Рюрик в) Трувор

б) Олег г) Аскольд

3. Даты побед князя Александра Невского над шведскими и немецкими рыцарями:

а) 1113 г, 1125 г. в) 1378 г., 1380 г.

б) 1240 г., 1242 г. г) 1552 г., 1556 г.

4. Укажите результат церковной реформы патриарха Никона в середине XVII века:

а) было ликвидировано патриаршество

б) был создан Святейший Синод

в) проведена секуляризация церковных земель

г) возник церковный раскол и движение старообрядчества

5. Направление общественной мысли, защищающее традиционную систему ценностей:

а) либерализм в) протекционизм

б) народничество г) консерватизм

6. Дата начала первой российской революции («Кровавое воскресенье»):

а) 6 ноября 1904 г. в) 3 июня 1907 г.

б) 9 января 1905 г. г) 4 апреля 1912 г.

7. Крупная западная страна, первой признавшая Советскую Россию в 1920-х гг.:

а) США в) Франция

б) Германия г) Италия

8. Черта, присущая советской модели индустриализации:

а) децентрализация управления промышленностью

б) активное использование иностранных инвестиций

в) преимущественное развитие тяжелой промышленности

г) применение рыночных механизмов

9. Черта, не характерная для процесса десталинизации:

а) реабилитация жертв политических репрессий

б) отказ от партийной моноидеологии

в) критика культа личности И.В. Сталина

г) реабилитация политических заключенных

10. Приоритетное направление в науке, выделенное Президентом РФ:

а) генетика в) нанотехнологии

б) обществознание г) металлургия

Часть В. Сложные тесты (задания на соответствие двух элементов, установление правильного порядка ответов, выбор двух и более вариантов ответа).

Задание 1. Установите правильное соответствие между именами современников:

а) Иван IV Грозный 1) Нестор-летописец

б) Дмитрий Донской 2) Сергий Радонежский

в) Иван III 3) А.Ф. Адашев

г) Владимир Мономах 4) игумен Филофей

Задание 2. Расставьте события XVII-XVIII вв. в правильной хронологической последовательности:

а) Медный бунт

б) строительство Санкт-Петербурга

в) церковная реформа патриарха Никона

г) восстание под предводительством Е.Пугачева

Задание 3. Установите правильное соответствие между термином и его определением:

а) народники 1) сторонники самобытного пути развития России

б) западники 2) революционеры-защитники интересов народа

в) декабристы 3) сторонники европейского пути развития России

г) славянофилы 4) участники вооруженного выступления в 1825 г.

Задание 4. Расставьте события первой половины XX века в правильной хронологической последовательности:

а) конференция союзников по антигитлеровской коалиции в Тегеране

б) захват СССР территории Эстонии, Латвии, Литвы

в) оборона Брестской крепости

г) подписание пакта о ненападении между СССР и Германией

Задание 5. Назвать два приоритета развития, провозглашенные Д.А. Медведевым в 2008 г.:

а) борьба с коррупцией, взяточничеством

б) поддержка российских олигархов

в) увеличение налогов на предпринимателей

г) развитие правового государства

Часть С. Проблемное задание – комплексный анализ источника.

Из речи императора в Государственном совете:

«Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля… Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства…

Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано…; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян…»

Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина:

«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком…

Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными еще два года… тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им придется выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда…

Восторженные сцены повторялись и на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ…

Где же были восстания, предсказанные крепостниками?... А между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где созданных главным образом непониманием, вся Россия оставалась спокойной – более спокойной, чем когда-либо».

Задание 1. Назовите точную дату принятия указанного в источнике манифеста:

а) 18 февраля 1855 г. в) 27 февраля 1917 г.

б) 19 февраля 1861 г. г) 23 февраля 1918 г.

Задание 2.Назовите два условия освобождения крепостных крестьян:

а) освобождение крестьян с предоставлением земельного надела за выкуп

б) немедленное освобождение крестьян без земельного надела

в) помещики содействовали крестьянам в выкупе земли

г) передача части функций помещиков крестьянской общине

Задание 3. Укажите два позитивных результата крестьянской реформы, используя текст источника и знания по курсу истории:

а) сохранение поземельной зависимости крестьян от помещиков в виде отработок

б) предоставление крестьянам права владеть имуществом и землей

в) реформа привела к постепенному разорению части крестьян

г) крестьяне получили юридическую свободу

Наши рекомендации