Виды учебной работы, образовательные технологии
Особенности учебной дисциплины «Конституционная ответственность», предопределенные значительным объемом конституционного законодательства и материалов судебной практики, составляющих значительную часть учебно-методического обеспечения дисциплины, продолжающимся формированием конституционно-правового института ответственности в России, активизацией общественных дискуссий по проблемам конституционно-правового регулирования, обусловливают необходимость в комбинировании различных организационных форм занятий. Так, например, в ходе лекционного курса акцентируется внимание на материале, носящем теоретический характер и отражающем основные содержательные линии программы путем изложения материала с элементами обсуждения, с обращением к полученным ранее знаниям и тем вопросам, подробные ответы на которые будут получены в ходе семинарских и практических занятий. Эффективность лекционных занятий существенно повышается при условии их интеграции с системой рубежного контроля (проведение контрольного тестирования по итогам освоения изучения отдельных тематических блоков, в том числе включавших лекционные материалы).
Тематика и последовательность лекций соответствуют тематическому планированию программы.
Лекции для студентов разных форм обучения проводятся с учетом выделенного на эти занятия времени и важности изучаемых тем (в качестве примера различных видов учебной работы и образовательных технологий приводятся те, которые используются в ходе работы со студентами очно-заочной формы обучения). Содержание лекций не исчерпывает всей теории конституционной ответственности, которая успешно и усиленно развивается в последние годы в России. В частности, анализируются не все конституционно-правовые санкции, описываемые в литературе и имеющие место на практике, но лишь основные из них, отражающие значение и специфику этого вида правовой ответственности. В то же время объем лекционного материала вполне достаточен для формирования системного представления о содержании и формах конституционной ответственности, ее соотношении и связи с иными видами ответственности. Основой курса служит в первую очередь конституционный опыт России, наряду с этим анализируется и конституционная практика зарубежных стран.
Тема 1. Общая характеристика конституционной ответственности – 4 часа.
Форма занятия: информационная лекция.
Вопросы:
1.Понятие, виды и значение ответственности.
2.Анализ подходов к конституционной ответственности. Соотношение понятий: конституционная ответственность, ответственность в конституционном праве, конституционно-правовая ответственность. Место конституционной ответственности в системе юридической ответственности.
3.Основания конституционной ответственности.
4.Конституционный деликт.
5. Конституционные санкции.
Тема 2. Ответственность государственных органов и должностных лиц – 4 часа.
Форма занятия: обзорная лекция.
Вопросы:
1. Понятие и признаки государственного органа и должностного лица, их виды.
2. Особенности данного вида ответственности: субъекты, основания, меры ответственности, механизм реализации.
3. Характеристика конституционной ответственности отдельных государственных органов и должностных лиц: главы государства, правительства, депутатов представительных органов государственной власти и др. Российское законодательство об ответственности судей, прокуроров, аудиторов Счетной палаты, дипломатических представителей, Уполномоченного по правам человека в РФ: состояние и перспективы.
4. Отмена и приостановление актов органов государственной власти и должностных лиц как мера конституционной ответственности.
Тема 3. Ответственность индивидов и общественных объединений – 2 часа.
Форма занятия: информационная лекция.
Вопросы:
1. Споры о физических лицах как субъектах конституционной ответственности. Конституционная деликтноспособность. Граждане, имеющие особый статус: понятие и виды. Конституционная ответственность беженцев, вынужденных переселенцев и др. Конституционная ответственность в области гражданства.
2. Конституционная ответственность отдельных видов общественных объединений. Особенности конституционной ответственности политических партий.
Тема 4. Ответственность в области избирательного права – 2 часа.
Форма занятия: информационная лекция.
Вопросы:
1. Споры о месте ответственности в области избирательного права в системе ответственности.
2. Особенности ответственности в области избирательного права.
Тема 5. Ответственность в федеративных отношениях– 2 часа.
Форма занятия: информационная лекция.
Вопросы:
1. Соотношение понятий: ответственность в федеративных отношениях, федеративная ответственность, федеральное вмешательство, ответственность субъекта федерации.
2. Особенности ответственности в федеративных отношениях.
Тема 6. Ответственность в муниципальных отношениях– 2 часа.
Форма занятия: информационная лекция.
Вопросы:
1. Ответственность в муниципальных отношениях: понятие, подходы к определению.
2. Особенности ответственности в муниципальных отношениях.
Семинарские и практические занятия имеют целью не только закрепление лекционного материала, но и проверку уровня знаний, полученных в ходе самостоятельного освоения отдельных вопросов, развитие аналитических и иных способностей студентов, необходимых для овладения выпускником профессиональными и общекультурными компетенциями (принятие решений в соответствии с законом, юридически правильная квалификация фактов, формирование собственной гражданской позиции и др.). В связи с этим особое внимание уделяется проведению семинаров-дискуссий, что позволяет обратиться к различным научным подходам и авторским позициям, а также организовать полемическое обсуждение изучаемых правовых и связанных с ними политических явлений и процессов. Огромное значение имеет решение правовых задач на основе анализа различных источников российского конституционного права, что предполагает организацию самостоятельной работы студентов по двум направлениям. Во-первых, ознакомление с теоретическим материалом, содержащимся в учебной литературе, информационно-справочных системах, во-вторых, с нормативными источниками, что представляет определенную трудность с учетом соотнесения объема большинства федеральных законов и ограниченной трудоемкости самостоятельной работы. Следовательно, для минимизации предварительной подготовки студентов к занятиям необходимо давать точную ссылку на раздел/главу либо статью закона или применять данную форму работы во время аудиторных занятий, а также ориентироваться на использование студентами доступных информационных систем («КонсультантПлюс», «Гарант» и др.), которые в отличие от хрестоматий позволяют учитывать последние редакции нормативно-правовых актов. Развитие же навыков поиска в широком нормативном комплексе конкретной нормы права, подлежащей применению в той или иной юридической ситуации, может стать основой для специализированных учебных заданий. Важным аспектом практических занятий является и выполнение учебных заданий, направленных на развитие умений составлять юридические и связанные с ними документы (юридические заключения, пояснительная записка к законопроекту и др.). Такие задания могут носить как самостоятельный характер, являясь формой текущего контроля, так и формой учебной работы, применяться для проведения практических занятий, в том числе с использованием игровых и интерактивных технологий. Целесообразно также проведение ролевых и деловых игр, реконструирующих различные формы деятельности органов государственной власти, например, Конституционного Суда РФ, их структурных подразделений и других субъектов конституционного права. Данные способы позволяют не только облегчить осваивание части учебного материала, но и благодаря коллективному творческому взаимодействию состязательной направленности развивать коммуникативные компетенции студентов.
Помимо указанных форм контроля запланированы аудиторные повторительно-обобщающие контрольные работы по ключевым вопросам изученной темы.
Темы семинарских и практических занятий соответствуют тематике лекционных занятий с учетом акцентирования внимания на изучение российской системы конституционного права.
Семинарские и практические занятия со студентами разных форм обучения проводятся с учетом выделенного на эти занятия времени и важности изучаемых тем.
Семинарское занятие № 1