Религиозный аспект политической культуры

Немаловажную роль в формировании и функционировании поли­тических культур играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, включаются в политическую культу­ру той или иной нации, страны, народа. Это объясняется тем, что рели­гия, будучи частью национальной и исторической традиции данного народа, пронизывает его культурное наследие и, соответственно, не может не отразиться и на характере его политической культуры.

Показательно, что нередко формирование той или иной нации, ее вступление на общественно-историческую арену обосновывается ссыл­ками на некое божественное провидение. В поисках аргументов часто ссылаются на Библию, особенно на те ее места, где говорится, что Бог не только правит миром, но и избирает из среды всех народов только один, наделяя его своей благодатью. Крайние формы этого мифа отводят другим народам и странам лишь роль фона, на котором разворачивается история того или иного богоизбранного народа. История дает много примеров, свидетельствующих о том, что идея величия и богоизбранно­сти была присуща чуть ли не каждому великому народу, особенно в период его восхождения. Следует сказать, что в той или иной форме «божественная идея» прошла через историю почти всех существующих на земле народов, способствуя их консолидации в самые трудные для них времена.

Обращает на себя внимание тот факт, что религиозный и социо­культурный традиционализм часто идут рука об руку с социально-философским идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда слу­жила источником традиционных ценностей. В конце концов религия тесно связана с культурной традицией как часть образа жизни в целом. Когда этот образ жизни подвергается опасности, его религиозные и моральные компоненты оказываются опорными пунктами защиты су­ществующей системы привычного образа жизни. Поэтому вполне объ­яснима наблюдающаяся у отдельных категорий населения склонность сетовать в определенных ситуациях на упадок таких традиционных ценностей, как закон и порядок, дисциплина, сдержанность, консенсус, патриотизм и т.д.

Конфессиональный фактор зачастую перевешивал в прошлом и в некоторых странах продолжает перевешивать и в настоящее время социально-классовые приверженности. Именно влияние клерикализма и конфессионализма в общественном сознании, и, соответственно, в пол­итической культуре обусловило возникновение во многих странах За­падной Европы клерикальных партий разных ориентаций, роль и зна­чение которых нельзя оценить однозначно. Были и есть консервативные и даже реакционные конфессиональные партии и организации, но были и есть такие, которые выступали с позиций социального реформизма (например, социальное христианство). В наши дни христианская окра­ска помогла ХДС в ФРГ, ХДП в Италии и аналогичным партиям в других странах привлечь на свою сторону многих верующих трудящих­ся. В них, наряду с консервативными, есть и центристские и либераль­ные фракции, выступающие за реформы (например, так называемые «социальные комитеты» в ХДС).

Зачастую религиозные ценности и понятия, особенно в условиях эрозии или догматизации осевой идеи или осевого идеала, лежащего в основе той или иной цивилизации, оказывают на значительные катего­рии людей облагораживающее воздействие. Они удерживают их от отчаяния и безысходности, оставляя их приверженными таким немерк­нущим общечеловеческим ценностям, как «не убий», «некради», «люби ближнего своего» и т.д. Чувство приверженности чему-то более совер­шенному и благородному, чем сам отдельно взятый человек, поднимает его в собственных глазах, воспитывает в нем уважение к своему соседу, согражданину, соплеменнику, представителям других народов.

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, в смутные времена, когда люди волею исторических судеб выталкивают­ся из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденны­ми от существующей системы, они зачастую находят утешение и убе­жище в религии. Наглядное представление об этом дают всплеск инте­реса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, открытие так называемых воскресных церковных школ и т.д. в нашей стране. Поэтому игнорирование при изучении политической культуры религиозного начала как важного фактора политической социализации было бы явным упрощением.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что поли­тическая культура представляет собой весьма сложный и многослойный феномен. Она характеризуется разнообразием и изменчивостью состав­ных элементов. Более того, в рамках одной и той же политической культуры могут быть существенные различия в установках, ориентациях, политических симпатиях и антипатиях граждан одного и того же государства. Этим во многом объясняется существование множества конфликтующих друге другом идеологических и идейно-политических течений.

Наши рекомендации