Внутренняя политика Екатерины II. Идеалы Просвещения и реальные дела

Екатерина II пришла к власти при поддержке основной части российской элиты, ее правление оказалось долгим и составило целую эпоху в истории России, получившую название екатерининской. Екатерина II много и активно занималась вопросами внешней и внутренней политики страны, вместе со своими сподвижниками предпринимала усилия по модернизации России. В этом смысле ее можно сопоставить с Петром I.

16 XVIII в. известен в истории также эпоха Просвещения. Это понятие означает целое мировоззрение, систему взглядов на существующий порядок и определенные пути и принципы его изменения. Средневековая эпоха уходила все дальше в прошлое, но сохранялись еще разные ее институты, отношения, те или иные черты, которые где-то воспринимались как пережитки феодализма, где-то еще представляли собой существенные устои политической и общественной жизни. Множество людей оставались лично несвободными, сохранялись отношения крепостного права или рабства, имел место произвол абсолютной монархической власти, существовало неравноправие сословий, церковь пыталась сохранить свое влияние в сфере политики и

культуры. Идеологи Просвещения, которых называют просветителями, выступили с резкой критикой этих явлений. Наибольшим авторитетом среди них пользовались французские мыслители: Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, их современники и единомышленники в странах Европы и Америки. Исправить положение они рассчитывали путем распространения идей свободы и равенства всех и каждого. В государстве они видели институт, в пользу которого свободные люди поступаются частью своих прав только для того, чтобы

власти заботились об обеспечении прав и безопасности граждан. Основными средствами реализации этих идей они считали их активную пропаганду (то есть просвещение, что и объясняет название всего этого явления), а также издание на этой основе справедливых законов. Издание законов в большинстве стран было прерогативой монаршей власти, поэтому просветители мечтали о «философе на троне», то есть монархе, разделявшем идеалы Просвещения. И так случилось, что целый ряд европейских правителей в той или иной степени воспринимали идеи просветителей, использовали их в своей политике. К их числу относятся прусский король Фридрих II, австрийская императрица Мария Терезия и ее сын император Иосиф II.

17 Екатерина II также с юных лет интересовалась учением просветителей, вступила в переписку с Вольтером. Она старалась прослыть в Европе просвещенной императрицей, и в самом деле просветители стали называть ее «Семирамидой Севера». Но насколько реальная политика Екатерины II соответствовала смыслу и сути идей Просвещения?

18 На этот счет в исторической мысли существуют разные оценки. Одни авторы, особенно работавшие в нашей стране в XX в., утверждали, что мероприятия Екатерины II носили декларативный поверхностный характер, проводились с целью улучшить имидж российской монархии в Европе и завуалировать существующий в стране самодержавно-крепостнический строй. Другие авторы, напротив, подчеркивают стремление императрицы проводить в России реальную модернизацию в духе просветительской идеологии, насколько это было возможно. Наконец, третьи считают, что Екатерина II была в политике прежде всего прагматиком, употребляя различные возможные средства для укрепления внутреннего и международного положения империи.

19 Все же нельзя не признать, что Екатерина II, особенно в начале правления использовала идеи Просвещения в реальной политике. Так, в 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель. Вотчины монастырей и епископских кафедр перешли под управление государства. Это соответствовало идеям просветителей об ослаблении роли церкви в социально-экономической жизни и в то же время означало еще более полное и последовательное подчинение церкви государству. Духу Просвещения также соответствовало стремление Екатерины II содействовать развитию печати, журналистики.

20 Во второй половине 60-х гг. XVIII в. по инициативе Екатерины II было проведено уникальное в русской истории мероприятие — созыв Уложенной комиссии, состоявшей из выбранных по всей стране депутатов. Правда, не были избраны в Комиссию крепостные крестьяне. Считалось, что их интересы представят помещики. Эта комиссия должна была разработать новое «Уложение», то есть свод законов, поскольку прежнее Соборное Уложение, изданное в 1649 г. уже порядком устарело. Для руководства деятельности Комиссии императрица составила «Наказ». В работе над ним Екатерина II использовала сочинения известнейших в Европе философов, правоведов, идеологов Просвещения. Руководствуясь этим «Наказом», Уложенная комиссия с лета 1767 до начала 1769 гг. провела десятки заседаний, обсуждая проекты законов. Но Уложение так и не было принято. Комиссия была распущена в связи с начавшейся войной с Османской империей и

нехваткой средств. Можно ли считать, что столь сложное мероприятие изначально задумывалось как безрезультатное и проводилось ради улучшения имиджа российской императрицы в глазах просвещенной Европы? Вряд ли. Во-первых, благодаря работе Комиссии правительство смогло понять нужды и чаяния подданных империи, принадлежавших к разным сословиям, и разным народам, проживавшим в разных регионах. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей. Во-вторых, обширные материалы, возникшие в результате работы Комиссии (проекты, наказы, протоколы заседаний) были использованы при разработке законодательства Екатерины II в дальнейшем.

21 Активная законодательная деятельность правительства Екатерины II с наибольшей интенсивностью происходила в 1770—1780-х гг. Она была нацелена на совершенствование управления империей, регламентацию прав и обязанностей сословий с учетом их социальных и экономических интересов. Издание Учреждения об управлении губерний Российской империи (1775 г.) положило начало масштабной реформе местного управления. В итоге сформировалась устойчивая двухзвенная структура управления губерния — уезд, просуществовавшая до революции 1917 г. и даже несколько дольше. Многие ныне существующие области Российской Федерации исторически восходят к губерниям, образованным при Екатерине II. В каждой губернии и уезде создавалась достаточно четкая система органов власти Во главе губернии находился губернатор, отвечавший за порядок, безопасность, исполнение законов на вверенной ему территории. Практически впервые удалось создать на местах отраслевые органы управления. За правопорядок в губернии отвечала управа благочиния во главе с полицмейстером, казенная палата ведала местными финансами, приказ общественного призрения

управлял «богоугодными заведениями»: больницами, приютами. В уездном городе административная власть принадлежала городничему, за его пределами полицейские функции в уезде исполнял капитан-

исправник.

22 Судебная власть в прежние времена в России находилась в руках администрации, суд вершили воеводы и другие начальники. Теперь создавались отдельные судебные органы, кроме того, предусматривалось право апелляции по приговорам и рассмотрение дел в судах первой и второй инстанции. В то же время судебная система выстраивалась строго по сословному принципу. Для дворян судом низшей инстанции был нижний земский суд в уезде, судом второй

инстанции — верхний земский суд в губернии, для горожан,

соответственно, городовой магистрат и губернский магистрат, для государственных крестьян — нижняя и верхняя расправа. Крепостные крестьяне подлежали суду своего помещика. Кроме того, высшим судебным органом губернии были судебные палаты по уголовным делам и гражданским делам. За исполнением законов и осуществлением правосудия наблюдал губернский прокурор.

23 В большинстве создаваемых органов работали назначенные вышестоящими властями чиновники. Проведение губернской реформы способствовало дальнейшему развитию бюрократии, росту влияния и численности чиновничества. В то же время в ряде случаев предусматривалась выборность должностных лиц. Наибольшими возможностями обладали дворяне. Они избирали из своей среды

капитана-исправника и заседателей (членов) земских судов. Горожане также избирали членов магистратов. В любом случае все выборы подлежали утверждению губернатора и все избранные лица действовали под жестким контролем администрации.

24 В соответствии с учением просветителей Екатерина II заявляла в «Наказе» о задачах государства в обеспечении прав и благоденствия людей. Но в практической политике речь шла прежде всего о правах сословий. В апреле 1785 г. одновременно были опубликованы «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам». Первый документ законодательно закрепляет положение дворянства, как самого привилегированного сословия империи. Дворяне имели право владеть землями и крепостными, освобождались от податей и телесных наказаний. Им позволялось иметь свои сословные организации: в губерниях и уездах создавались дворянские «общества» во главе с «предводителями». Дворяне получали право официально вести свою родословную, могли заниматься предпринимательством, использовать богатства недр своих имений. И, наконец, подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы, дарованное Манифестом Петра III в 1762 г. В этом можно видеть не только стремление правительства предоставить еще одну льготу самому привилегированному сословию, но и влияние идей Просвещения, поскольку речь шла о предоставлении дворянам самим свободно определять свой жизненный путь. Государство вовсе не рисковало при этом остаться без офицеров и опытных чиновников. Дворяне должны были служить отечеству не по принуждению, а из чувства долга, которое воспитывалось в их среде из поколения в поколение.

25 В соответствии с «Жалованной грамотой городам» всем городским жителям гарантировалось право на собственность в городе и возможность заниматься ремеслом, торговлей, другими промыслами в зависимости от сословного статуса. Создавались органы городского самоуправления. С этой целью все население города распределялось на шесть классов: 1) настоящие городовые обыватели (дворяне, лица свободных профессий, имевшие дома в городе); 2) именитые граждане (богатейшие купцы, банкиры), 3) купцы всех трех гильдий; 4) иногородние и иностранные купцы; 5) цеховые ремесленники; 6) мещане. К последней группе относилась основная масса жителей города, занимавшихся мелкой торговлей и ремеслом (те, кто не записался в цехи). Ранее это были посадские люди. Теперь за ними закрепилось наименование мещане (от польского слова mjasto — город). Каждая из групп избирала своего представителя («гласного») в городскую думу, которая избирала городского голову. Так практически впервые формировалось единое «городское общество», в которые входили все городские жители, с общим для всех городским самоуправлением. Городская дума и городской голова занимались главным образом проблемами благоустройства, городского хозяйства и действовали под жестким контролем губернских властей и городничего.

26 Правительство Екатерины II активно содействовало развитию промышленности и торговли. В 1782 г. был введен достаточно умеренный таможенный тариф, который благоприятно сказался на развитии внешней торговли. К минимуму сводилась деятельность разного рода монополий. В 1775 г. купцы были освобождены от

подушной подати и прочих налогов, которые они исстари «тянули» вместе с посадскими людьми. Теперь купцы должны были платить налог с объявленного капитала. В зависимости от величины капитала они причислялись к одной из трех гильдий. Купцы первой гильдии, как наиболее состоятельные имели право торговать по всей стране и за рубежом. Свои права имели и члены второй и третьей гильдий. Расширились возможности для промышленной деятельности. Право создавать мануфактуры с 1775 г. было предоставлено и крепостным крестьянам. Промышленным предпринимательством активно занималось купечество. Во второй половине XVIII в. количество промышленных предприятий возросло в несколько раз и превысило к концу века четыре тысячи. Напомним, что при Петре I имелось не более двухсот промышленных заведений.

27 Таким образом, многое из учения просветителей правительство Екатерины II стремилось использовать в практической деятельности по модернизации страны и отнюдь не только ради улучшения ее имиджа. Это и освобождение дворянства, и элементы выборности в организации управления, и повышение статуса купечества, и расширение возможностей для предпринимательской деятельности. Но все эти меры

проводились при безусловном сохранении самодержавия. Категорически отвергались предложения, которые могли как-то ограничить абсолютную власть монарха, как например, идея графа Н. И. Панина создать Императорский совет, для помощи в управлении страной Екатерине II. Поэтому политический режим, существовавший в России во второй половине XVIII в. нередко называют просвещенный абсолютизм.Это означало проведение тех или иных мероприятий в духеидей Просвещения, но так, чтобы абсолютная власть монарха оставалась незыблемой.

28 Аналогично обстояло дело и с крепостным правом. Это крайнее проявление личной несвободы находилось в вопиющем противоречии с идеалами Просвещения. Екатерина II не могла этого не понимать. Но как настоящий политик она не могла не осознавать, что дворянство представляет собой ее главную социальную опору. Тем более, что в массе своей дворянство поддерживало принцип абсолютизма в управления. В ответ на это императрица предоставила дворянам абсолютную власть над крепостными в их имениях. Так, в правление просвещенной Екатерины II в России происходит расцвет крепостнической системы. Жизнь крестьян в помещичьих имениях всецело зависела от воли, а иногда от произвола владельца. Помещик определял размеры крестьянских повинностей, от него зависели личные судьбы крестьян, он вершил суд и назначал по своему усмотрению всевозможные наказания. Крестьянин не был владельцев своего имущества и хозяйства, юридически оно также находилось в собственности помещика. Наконец, процветало столь уродливое явление как торговля крепостными людьми. Опасаясь недовольства дворянства, Екатерина II не решалась предоставить крестьянам какие-нибудь права. Тем не менее, она желала улучшить положение крестьян. Но каким образом? Императрица полагала, положение крестьян неминуемо улучшится, если их помещики станут по отношению к ним добрыми и заботливыми хозяевами и попечителями. Иногда ее благие пожелания находили отклик. Иногда, напротив, крестьяне не имели законных средств защиты от произвола жестоких владельцев.

29 Екатерина II способствовала развитию журнальной деятельности и сама пыталась выступать с идеям «добронравия» и справедливости. В то же время в России появились мыслители, которые воспринимая идеи Просвещения более глубоко, чем официальные власти, выступили с резкой обличительной критикой крепостничества. Н. И. Новиков в издаваемых им журналах «Трутень», «Живописец» писал о нищете крепостной деревне, произволе помещиков. На заседаниях Уложенной комиссии депутат Григорий Коробьин заявил, что причиной бегства крестьян является их тяжелое положение. Наиболее глубокое впечатление произвела книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», автор которой не только приводит потрясающие свидетельства беззакония и произвола в русской деревне, но и ставит вопрос об отмене крепостного права, грозит властям народным восстанием, если положение не изменится. Тем более, что за пятнадцать лет до выхода книги Радищева Россия уже видела подобное движение. В 1773—1775 гг. на Урале и в Поволжье разразилось восстание под предводительством Емельяна Пугачева, объявившего себя императором Петром III. Оно началось как казацкое движение, но вскоре в нем самое активное участие приняли крепостные крестьяне. В связи с чем это движение в исторической науке называют нередко крестьянской войной.

30 В правление Екатерины II крепостное право, достигнув апогея, стало одной из важных проблем государственной политики и общественной мысли, от ее решения зависела дальнейшая модернизация страны, национальная безопасность. Можно сказать, что именно тогда возник «крестьянский вопрос», то есть вопрос о крепостном праве, который решен был более полувека спустя, а именно в 1861 г.

Наши рекомендации