Теории происхождения государства 3 страница
Диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.
Виды диспозиций | |||||||||
простые– называют вариант поведения, но не раскрывают его | |||||||||
по способу изложения | описательные – описывают все существенные признаки поведения | ||||||||
ссылочные – не содержат правила поведения, а для ознакомления с ним отсылают к другой норме | |||||||||
бланкетные – не содержат правило поведения, а для ознакомления с ним отсылают к «бланку» (правилам, инструкциям, положениям) | |||||||||
простые – содержат одно правило поведения | |||||||||
по составу | |||||||||
сложные – содержат два и более обязательных правила поведения | |||||||||
альтернативные – содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права | |||||||||
абстрактные – использована обобщающая формулировка правила поведения | |||||||||
по форме выражения | |||||||||
казуистические – перечислены конкретные правила поведения применительно к соответствующим условиям действия нормы | |||||||||
Санкция – часть нормы права, содержащая указания на последствия, являющиеся результатом действия нормы.
Виды санкций | |||||||||
уголовно-правовые | |||||||||
по отраслям права | административно-правовые | ||||||||
гражданско-правовые | |||||||||
дисциплинарные | |||||||||
простые – содержат одно последствие действия нормы | |||||||||
по объему | |||||||||
сложные – содержат два и более последствия действия нормы | |||||||||
альтернативные – содержат несколько последствий действия нормы | |||||||||
абсолютно определенные – точно определен вид и размер наказания (поощрения) | |||||||||
по степени определенности | |||||||||
относительно определенные – точно определен вид наказания (поощрения), а границы последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального | |||||||||
карательные | |||||||||
по характеру реакции государства | |||||||||
правовосстановительные | |||||||||
поощрительные |
Виды правовых норм | ||||||||
по функциям права | регулятивные | |||||||
охранительные | ||||||||
нормы конституционного права | ||||||||
по отраслям права | ||||||||
нормы уголовного права | ||||||||
нормы гражданского права и т.д. | ||||||||
по методу регулирования | императивные | |||||||
диспозитивные | ||||||||
управомочивающие | ||||||||
по характеру предписаний | ||||||||
обязывающие | ||||||||
запрещающие | ||||||||
по сфере действия | нормы общего действия | |||||||
специальные | ||||||||
по значению | исходные (отправные) | |||||||
нормы – правила поведения |
Управомочивающие нормы – наделяют субъективными правами, предоставляют индивидуальные возможности.
Обязывающие нормы – устанавливают активные юридические обязанности.
Запрещающие нормы – устанавливают пассивные юридические обязанности (запреты).
Система права – внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли, правовые институты (ПИ) и субинституты (СубИ) в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Система права | |||||||||||||||||||||||||
отрасль | отрасль | отрасль | |||||||||||||||||||||||
под-отрасль | под- отрасль | под-отрасль | |||||||||||||||||||||||
ПИ | ПИ | ПИ | ПИ | ПИ | ПИ | ПИ | |||||||||||||||||||
СубИ | СубИ | СубИ | |||||||||||||||||||||||
Нормы права |
Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.
Критерии деления права на отрасли |
Предмет правового регулирования (однородные общественные отношения) | Метод правового регулирования (совокупность приемов, способов правового воздействия) |
Подотрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих более узкие группы общественных отношений, составляющих часть отношений, регулируемых отраслью права.
Правовой институт – небольшая совокупность правовых норм, регулирующих обособленную группу качественно однородных общественных отношений.
Черты правового института | ||||||||||
нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых отношений | нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны | его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, юридических конструкций | ||||||||
нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга | закрепляется институт права, как правило, в отдельном нормативном правовом акте или в каком-либо разделе нормативного правового акта | |||||||||
Виды правовых институтов | ||||||||
по сфере распространения | отраслевые | |||||||
межотраслевые | ||||||||
по функциям права | регулятивные | |||||||
охранительные | ||||||||
по характеру норм | материальные | |||||||
процессуальные | ||||||||
по способу обособления юридических норм | предметные | |||||||
функциональные (обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции, касающейся многих разновидностей данных отношений |
в идеальном смысле (совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание) | |||||||
| |||||||
в материальном смысле (материальные условия жизни общества) | Источник права | в формально-юридическом смысле (форма выражения правовых норм) | |||||
в познавательном смысле (памятники права, древние тексты) |
Нормативные правовые акты | |||||||
Юридический прецедент | Виды источников права (в формально-юридическом смысле) | Судебная практика | |||||
Правовой обычай | Нормативный договор | ||||||
Религиозные тексты | Правовая доктрина | ||||||
Правосознание | Общие принципы права |
Нормативный правовой акт –этоюридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
Правовой обычай -это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной повторяемости и ставшее традицией.
Юридический прецедент -это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем, содержащую норму права, сформулированную в казуистической форме.
Нормативный договор -это соглашение, содержащее нормы права, заключаемое на добровольной основе, выступающее базой (основой) для принятия последующих правовых актов и юридических решений.
Религиозные нормы –правила поведения, содержащиеся в религиозных текстах, имеющие общеобязательный характер и санкционированные как авторитетом той или иной церкви, так и возможностью государственного принуждения.
Правовая доктрина (наука) – правила поведения, содержащиеся в научных трактатах, которым придана юридическая сила, и на которые можно ссылаться в обоснование своего мнения как на текст нормативного акта.
Правосознание –совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых лица, уполномоченные осуществлять применение права, принимают решения по конкретным юридическим делам.
Общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые принято ссылаться при отсутствии соответствующей нормы права в иных источниках права (см. аналогию права).
Признаки нормативного правового акта | ||||||
имеет наибольшее распространение среди источников права в правовых системах романо-германской правовой семьи | ||||||
исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией | ||||||
принимается в установленном процедурном порядке | ||||||
имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия | ||||||
может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей |
Нормативные правовые акты | ||||||||||
Законы | ||||||||||
Постановления Правительства | Акты министерств и ведомств | Указы Президента | ||||||||
Акты органов исполнительной власти субъектов федерации | Локальные нормативно-правовые акты | |||||||||
Закон -нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Виды законов | ||||||||
Конституция | ||||||||
по юридической силе | ||||||||
федеральные конституционные | ||||||||
федеральные | ||||||||
субъектов федерации | ||||||||
постоянные | ||||||||
по времени действия | ||||||||
временные | ||||||||
чрезвычайные | ||||||||
общего действия | ||||||||
по кругу лиц | ||||||||
специальные | ||||||||
действующие на территории всей России | ||||||||
по сфере действия | ||||||||
действующие на определенной части территории России | ||||||||
Конституция | ||||||||
по форме | Основы законодательства | |||||||
Кодекс | ||||||||
Закон | ||||||||
отраслевые | ||||||||
по отраслевой принадлежности | ||||||||
межотраслевые | ||||||||