Распределение часов по видам занятий и по неделям
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. АЛЬ-ФАРФБИ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРОГРАММА КУРСА (СИЛЛАБУС)
ПРОЦЕССЫ МИРОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ
(Обязательный компонент)
БАКАЛАВРИАТ
Специальность: Международные отношения
Форма обучения: дневная
Курс:
Семестр:
Количество кредитов: 3
Форма контроля: экзамен
Всего аудиторных час.: 45
из них: лекции – 30 час.
семинарские занятия – 15 час.
СРСП – 15 час.
Время лекционных занятий:
Время семинарских занятий:
Сведения о преподавателе:Нурдавлетова Сания Моряковна, к.и.н.
Контактная информация: тел: 8-701-571-38-38, e-mail: [email protected]
ОПИСАНИЕ КУРСА
Курс «Процессы мировой интеграции и глобализации» составлен в соответствии с типовым учебным планом специальности «Международные отношения» и предназначен для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата.
Программа курса состоит из теоретической и практической части, которая содержит анализ современных интеграционных процессов на примере региональной интеграции ЕС и процесса глобализации. В курсе рассматриваются движущие силы интеграционных процессов, основные функциональные сферы их развития, их воздействие на взаимоотношения между государствами. Особое внимание уделяется интеграции как фактору внешней политики государств, а также феномену внешнеполитической интеграции, ее источникам, формам и практическим последствиям. Предметом специального рассмотрения в рамках курса является военно-политическая интеграция, интеграция в сфере обеспечения безопасности. Одна из ключевых задач и сквозная тематика курса — осмысление проблем интеграционного развития в условиях глобализации.
Подробно освещаются история, функционирование и перспективы Европейского Союза как наиболее продвинутого интеграционного комплекса. В рамках курса затрагиваются вопросы интеграции на постсоветском пространстве (СНГ) и проблемы, с которыми сталкивается человечество в условиях глобализации.
Усвоение содержания курса предполагает знание фактологического материала, понимание глубинных причин интеграционного развития и его долговременных последствий, умение разбираться в особенностях функционирования интеграционных структур и их воздействии на международно-политическую обстановку. Сочетание изложения теоретических аспектов каждой темы с эмпирическим её обоснованием помогает приобретать не только знания, но и навыки аналитической деятельности.
Преемственность изучения дисциплины. Проблематика, рассматриваемая в рамках курса, находится на стыке ряда смежных дисциплин и может быть предметом анализа под разными углами зрения: экономика, внешняя политика, безопасность, право, внутриполитические процессы, история, социальная психология, теория систем и т.п. Изучение интеграционных и глобализационных процессов в международных отношениях предполагает актуализацию и обобщение знаний, полученных в рамках ранее освоенных студентами дисциплин. Составление комплексного представления о феномене интеграции и глобализаци формируется на основе междисциплинарного подхода. При изучении данного курса студенты опираются на уже приобретенные знания в ходе изучения курсов “Новая и новейшая история стран Европы и Америки”, “История международных отношений”, «История стран специализации» и др.
Силлабус подготовлен на основе обобщения опыта отечественных и зарубежных авторов.
Цель курса — ознакомить студентов с ролью интеграционных процессов в современном международно-политическом развитии, с важнейшими международными интеграционными структурами современности, процессом глобализации и новыми вызовами, сопряженными с новейшими тенденциями развития современности.
Задачи курса:
- раскрыть содержание феномена интеграции и рассмотреть существующие воззрения на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке;
- определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать воздействие интеграционных тенденций на эволюцию системы международных отношений в целом и ее региональных подсистем;
- показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии и дать характеристику важнейшим интеграционным объединениям;
- расширить знания по основам глобализации;
- формировать у студентов системного, комплексного видения процессов интеграции и глобализации.
Знания, умения и навыки, приобретаемые магистрантами по окончанию курса.
В результате изучения курса магистрант должен:
- изучить фактический материал по основным разделам курса;
- знать современный процесс интеграции и глобализации;
- уметь применять методологию современных теорий и концепций интеграции и глобализации при анализе и прогнозировании развития международных отношений;
- овладеть навыками самостоятельного анализа проблем интеграции в крупнейших регионах мира и проблем глобализации.
Пререквизиты: Курс «Процессы мировой интеграции и глобализации» входит в обязательный компонент, является базовым и междисциплинарным. Для соблюдения логики образования по специальности «МО» и формирования профессиональной компетентности студента, необходимо опираться на знания, полученные им на предыдущих курсах («Политология», «Социология», «Философия», «Актуальные проблемы международных отношений»).
Постреквизиты: Изучение данной дисциплины способствует системному усвоению основных предметов, с которыми соприкасается данный курс - «Доктрина интеграции и глобализации», «ИМО», «Политическая система страны специализации», «Формирование системы евроатлантической безопасности» и др. Кроме того, данный курс нацелен на практическое использование полученных знаний для написания курсовой работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Распределение часов по видам занятий и по неделям
№ | Название темы | Распределение по неделям | ||||||||
Лекции | Семинары | СРСП | ||||||||
неделя | час. | неделя | час. | неделя | час. | |||||
История развития интеграции. Возникновение и становление интеграционных структур в Европе | ||||||||||
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). | ||||||||||
Римский договор и создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС). | ||||||||||
Основные этапы и направления развития ЕЭС. | ||||||||||
Процесс расширения европейского интеграционного объединения. | ||||||||||
Проблемы развития интеграции “вглубь”. Европейская архитектура | ||||||||||
Европейская интеграция и противоречия трансатлантических взаимоотношений | ||||||||||
ЗЕС. Оборонная идентичность ЕС | ||||||||||
“Социалистическая интеграция” и взаимоотношения СЭВ-ЕЭС | ||||||||||
Интеграция как глобальный феномен | ||||||||||
Интеграция как глобальный феномен | ||||||||||
Региональное интеграционное развитие за пределами Европы. | ||||||||||
Вариативность интеграционных моделей в различных регионах. | ||||||||||
Региональная интеграция и формирование многополюсного мира. Интеграция и глобализация. | ||||||||||
Многосторонние отношения в современном мире. Классификация многосторонних институтов и международных организаций. | ||||||||||
Роль важнейших международных организаций и интеграционных структур современности (ООН, ЕС, НАФТА, СНГ и др.) | ||||||||||
Феномен функционирования СНГ | ||||||||||
Внешнеполитическое сотрудничество и ОВПБ. Европейская идентичность | ||||||||||
Казахстан и ЦА – стратегия сотрудничества с ЕС | ||||||||||
ЕС в системе международных отношений | ||||||||||
Система ООН и современные международные отношения. ООН как универсальная и глобальная организация | ||||||||||
Феномен "многоформатной и разноскоростной интеграции". Таможенный союз (Евроазиатское сообщество). | ||||||||||
Интеграционные процессы и дезинтеграционные тенденции в Центральноазиатском регионе | ||||||||||
Интеграционные процессы и дезинтеграционные тенденции в ЦА | ||||||||||
Новый этап интеграции стран СНГ. Таможенный союз в ЕврАзЭС. Углубление региональной интеграции и «экономизация» регионов. | ||||||||||
Специфика интеграционных процессов в АТР | ||||||||||
Институциональные основы интеграционных процессов в АТР. Организации и объединения (АРЕС), (РЕСС), (РВЕС), (АТЭС) | ||||||||||
Субрегиональные объединения. Вес и влияние Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). | ||||||||||
Образование Содружества Наций. Ассоциированные отношения зависимых территорий с государствами-членами Содружества. | ||||||||||
Формы интеграционных процессов на Американском континенте. НАФТА | ||||||||||
Организация американских государств (ОАГ), 1948 г. Экономическая Комиссия ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). Отношения между интеграционными объединениями Латинской Аамерики и США | ||||||||||
Проблемы партнёрства. План создания Панамериканской зоны свободной торговли на континенте. | ||||||||||
Эволюция МЕРКОСУР и создание Таможенного союза | ||||||||||
Всего | Лекции | Семинары | СРСП | |||||||
Содержание курса
Модуль 1.
Лекция 1. Предпосылки активизации интеграционных процессов после второй мировой войны. “План Шумана”, ЕОУС, проект ЕОС, ЕЭС, Евратом
Лекция 2. Основные этапы и направления развития ЕЭС. Процесс расширения западноевропейского интеграционного объединения. Проблемы развития интеграции “вглубь”.
Лекция 3. Интеграция как глобальная тенденция международного развития. Предпосылки регионального интеграционного развития за пределами Европы.
Лекция 4.Вариативность интеграционных моделей в различных регионах. Практические формы и деятельность региональных интеграционных объединений. Региональная интеграция и формирование многополюсного мира.
Модуль 2.
Лекция 5. Международные организации, интеграционные объединения как субъекты международных отношений. Система Организации Объединенных Наций и современные международные отношения. ООН как универсальная организация, ее специализированные учреждения.
Лекция 6. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства-члены. Механизмы обеспечения соблюдения обязательств человеческого измерения. Стамбульская хартия ОБСЕ.
Лекция 7. Организация Североатлантического договора (НАТО), новая стратегическая концепция Альянса 1991 г. Программа «Партнерство ради мира». Расширение НАТО на Восток.
Лекция 8. Содружество Наций. Распад британской колониальной империи и образование Содружества наций. Декларация о принципах Содружества (Сингапур 1971 г.).
Лекция 9.Распад СССР и геополитические изменения в Евразии. Новые риски и конфликтность в Восточной Европе и на пространстве бывшего СССР.
Лекция 10. Феномен "многоформатной и разноскоростной интеграции". Таможенный союз (Евроазиатское сообщество).
Модуль 3.
Лекция 11. Соотношение понятий национальной государственности и интеграции. Акторы-участники интеграционного процесса ЦАС.
Лекция 12. АТР как геополитическая реальность. Объекты и субъекты в геополитике АТР. Азиатский фактор в мировой экономике (АРЕС, РЕСС, РВЕС, АТЭС), АСЕАН.
Лекция 13. Геополитика Североамериканского континента. Образование Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА, 1994) с участием Мексики.
Лекция 14.Создание Организации американских государств в 1948 г. Доктрина "ЭКЛА" и группа латиноамериканских экономистов и социологов при участии Экономической Комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА).
Лекция 15.Взаимоотношения между латиноамериканскими интеграционными объединениями и США. Проблемы партнёрства. План создания Панамериканской зоны свободной торговли на континенте. Организация американских государств (ОАГ).
ПОЛИТИКА КУРСА И ПРОЦЕДУРЫ
Посещение лекционных и семинарских занятий является обязательным для студентов. В случае если по какой-либо причине, вы не можете посещать занятия, Вы будете нести ответственность за весь материал, изученный на пропущенном занятии. Когда количество пропущенных часов превысит в два раза количество кредитов за курс, преподаватель ставит вопрос об административном наказании и исключении Вас из бакалавриата в соответствии с законодательством МОН РК и на основании подписанного с Вами соглашения о приеме в бакалавриат. Исключение из этого правила применяется в отношении доказанной серьёзной причины по состоянию здоровья.
Студенты участвуют в обсуждении проблематики курса, используют научные методы и приёмы при раскрытии общественно-политических проблем в письменных работах (рефераты, аналитические справки, таблицы).
Требуемые принадлежности: дискета (флэш-карта), тетрадь, ручка, карандаш
Поведение в классе. Дисциплина и академическое поведение являются ключевыми требованиями. Следует записывать лекционный материал в виде конспекта в отдельную тетрадь, так как охват предлагаемой темы собран из многих источников и справочной литературы, что облегчит подготовку к экзамену.
В течение семестра Вы занимаетесь самостоятельно и с преподавателем в специально выбранное для Вас время. Регулярность контактов с преподавателем фиксируется, как и Ваша активность и инициативы, а также конструктивные предложения по улучшению организации учебного процесса и качества преподаваемых курсов.
Недопустимо: опоздание и уход с занятий; обман и плагиат; несвоевременная сдача заданий; пользование во время занятий мобильными телефонами.
ВИДЫ И СРОКИ СДАЧИ СРС
Самостоятельная работа студента направлена на углубленное изучение отдельных тем курса (приложение С). Форма контроля – устный опрос во время СРСП
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (СРСП)
СРСП (office hours) – представляет собой самостоятельную работу студента с преподавателем. Посещение СРСП обязательно. Посещать данные занятия является формой получения консультаций у преподавателя в рамках изучаемого курса, а также временем Вашего отчета по сдаче самостоятельных работ (заданий). Перечень тематики СРСП см. далее.
ФОРМЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ И ЭКЗАМЕНА
В течение семестра студенты сдают два рубежных контроля (тематика в приложении А), результат которых будет отражен в текущей ведомости, и будет являться официальным допуском к сдаче экзамена.
Рубежный контроль 1
Форма проведения: устный опрос. Дата проведения: 7-я неделя
Рубежный контроль 2
Форма проведения: аналитическая письменная работа – 5-7 стр. Дата проведения: 15-я неделя.
ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Рубежный контроль 1 (включая текущий контроль) – 30 баллов
Рубежный контроль 2 (включая текущий контроль) – 30 баллов
Экзамен – 40 баллов__________
ИТОГО – 100 баллов
Распределение баллов текущего и рубежного контроля
Неделя | Итого | ||||
Вид контроля | Сем+СРСП | 1 РК | Сем+СРСП | 2 РК | |
Баллы |
ЭКЗАМЕН
Формой сдачи итого экзамена является устный опрос или в письменной форме. Для получения допуска к экзамену студент должен иметь не менее 30 баллов по текущему контролю. В экзаменационные билеты включаются вопросы всего изучаемого курса (по 3 вопроса в каждый билет). На подготовку студенту дается 40 минут. Список экзаменационных вопросов будет представлен за один месяц до даты экзамена.
Списывание и просьба консультаций у коллег являются нарушением, и присуждается оценка «F» за весь курс.
Поскольку данная дисциплина является одной из важных из числа базовых дисциплин, автоматическое получение экзамена («автомат») не предусмотрено. Пересдача экзамена не предусмотрена учебным планом обучения по кредитной технологии. Повторно пройти курс и получить необходимое количество кредитов возможно дополнительно на платной основе.
Во время экзамена знания, умение и навыки студентов оцениваются по нижеследующей системе.