Чурилова наталья митрофановна
Как источник изучения
Богословских истин
Великие завоевание IV век до н.э. и IV век н.э.
Очерк истории искусств от
Александра Македонского до Константина Великого
Чурилова Наталья Митрофановна
ОЧЕРК О ВЕЛИКИХ ВОЙНАХ
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА IVВ. ДО Н. Э.
Честолюбие Александра поддерживалось его матерью Олимпиадой, которая обладала неистовым характером, мистической чувствительностью. Она принадлежала к молосскому царскому роду Эвклидов, восходящему своей родословной к Пирру, сыну Ахилла, ставшему предком эвклидов. Когда его отец скончался, армия провозгласила царем его старшего сына. Так началось правление Александра Македонского длившееся 12 с половиной лет и изменившее облик не только Эллады, но и всего восточного мира.
Александр мечтал создать мировую империю, в которой все завоеванные им народы объединятся в единое гармоническое целое. Он видел гармонию в слиянии культур, где каждый народ внес свою лепту путем передачи своих культурных ценностей и слияния их, с греческой культурой.
Воспитанник Аристотеля он не мог, не приобщится к эллинской культуре, к высоким духовным ценностям, которые всю жизнь не покидали его. Но с другой стороны, взгляды Аристотеля были таковы, что социальные отношения, при которых одним людям дано право господства, а другие обречены на подчинение, подвигало Александра к идее о захватнических войнах. Как человек своего времени и как царь он не был лишен амбиций и действовал так, как двигала им идея всеобщего Золотого Века человечества. Не приходится сомневаться в том, что греки одобряли идею восточного похода.
Выступая под лозунгом эллинского единства, Александр в Малой Азии пропагандировал идею освобождению греков от персов. Он использовал лозунг «свободы и автономии» в надежде на широкую популярность в кругах греческого населения на захваченной территории персами, поэтому провозглашение «свободы» сделало войну популярной. Александр – прежде всего завоеватель, и это наложило определенную печать на всю его деятельность, необузданный характер, которому позволительно все, как потомку Ахилла, сочеталось с осторожностью и чувством интуиции. Дитя своего времени он шел к своей мечте не щадя ни себя ни свое окружение.
Триумфальное шествие император начал с Малой Азии, где выиграл битву при Гранике (недалеко от Трои), После этого Сарды, Гордий, Лидия, Фригия и другие города сами открывают ворота и сдаются и сдаются на милость победителя. Выйдя из Малой Азии, Александр сталкивается с Дарием III и в битве при Иссе наголову разбивает противника. Через несколько лет, разгромив преемника Дария, Артосекса, Александр стал полноправным правителем Азии.
Египет принял императора, как освободителя, завоеванный персами в 525г. до н. э. тяготился персидским игом и не однократно восставал. Стремясь продемонстрировать свою лояльность по отношению к египетским верованиям и обычаям и подчеркнуть законность своей власти в Египте, Александр торжественно короновался в древнем Мемфисе. Восток пал перед ним ниц, ибо он нес в себе неодолимый «Божественный Порыв».
Исследователи заслуженно отдают должное страстному интересу Александра к духовной жизни, надо добавить, что он еще трезво мыслил, понимая, что лишь обмен культурными ценностями может породить гармонию в завоёванных им странах. Аристотель убеждал Александра быть другом и гегемоном для греков и деспотом для «варваров». Так было логично сточки зрения греков, но не логично с точки зрения Александра, стремившегося создать восточную монархию для обмена культурами, чтобы создать некий симбиоз между Востоком и Западом он планирует переселение греков в Азию. Он строит и перестраивает дороги, каналы, порты, корабли. Следуя гениальной интуиции, он вводит в империи единую монету, заменившую в Азии более тяжёлые дарики.
Карта завоевания мира Александром Великим.
В Греции не было четкой границы между миром людей и богов. Так герои – основатели городов получали свою долю культа. Кроме того, в тех городах, где существовала царская власть, сохранилось почитание предков царской династий. Восток же на протяжении тысячелетий давал примеры теократических монархий, в которых царь был либо богом (как в Египте), либо служителем бога (как в Месопотамии). Именно в этой неоднородной среде Александр создает свой культ. Попытка укрепления своей власти с помощью богов были и до него. Он вполне с земной точки зрения видел преимущество, которые можно было извлечь из этого божественного положения. Только культ владыки, живого воплощения бога на земле мог надлежащим образом объединить империю, пеструю по территориальному, национальному и религиозному составу. Во исполнение этого замысла Александр старался перенять внешние формы придворного этикета (пышные одеяния, ритуал коленопреклонения) и приблизить к своей особе представителей местной знати. Подобное поведение царя вызывало осуждение определенной части его сподвижников, видевших в этом отход от традиционных представлений древних греков о неполноценности восточных народов.
Таким образом, устанавливается мысль о культе царя, самая верная основа автократии, выросшая из поисков греческой философской монархических традиций востока.
Александр не останавливается на завоеваниях Востока, его энергия направлена в сторону Индии. Он достигает ее границ, заключает союз с раджей Тапксилы и разбивает его врага Пора на берегу реки Гадасан (Биас), но воины, истощенные этим изнурительным походом, отказываются идти дальше. Александр вынужден повернуть обратно.
Тем не менее, поражает незначительность боевой силы, которой был завоеван мир, около- 40 тысяч солдат при высадке в Азии, 120 - тысяч в Индии, 80 тысяч – в конце жизни.
Неутомимый Александр присутствует повсюду. Он во главе кавалерии несется в атаку, воодушевляет армию своей храбростью и одновременно руководит ею с мастерством настоящего стратега. Искусный наездник, грозный повелитель, самый великий из всех полководцев, он проявляет себя и как гениальный организатор, а так же выдающийся новатор, отрицавшим различие между греками и варварами, в пользу благородного идеала – единства человечества. Нет более блистательного подтверждения мысли Плутарха о том, что иногда история зависит от одного великого человека. Можно понять восхищение Пирра или Цезаря героем, который, не дожив до тридцати лет, попытался сделать новый мир.
Карта завоеваний Александра Македонскогопосле его смерти.
После смерти Александра Македонского, Великая империя стала распадаться на отдельные государства. Великая идея объединения и переселения народов уже никого не интересовала. Империя вошла в эпоху нескончаемых войн, которые вели полководцы Александра за обладание его империей. В 321 г. до н.э. фактическим правителем державы становится один из полководцев – Пердика, которому якобы Александр на смертном одре передал свой перстень со словами: «достойнейшему». Но Пердика очень скоро пал жертвой заговора своих приближенных. Примерно 40 лет продолжалась жесточайшая борьба за раздел наследия Александра. Происходит первое перераспределение должностей и сатрапий: Антипар получает Македонию, Птоломей – Египет, Лисимах – Фракию, Антигон (одноглазый) – Малую Азию, Селевк - Вавилонию. В следующих поколениях мы не увидим столь страстных порывов, ни один из наследников уже не стремится восстановить единство империи, к чему так стремился Александр. В итоге великая идея умерла вместе с ним.
Обширная территория захваченных земель распалась на несколько государств. Расчленение империи Александра породило новое политическое новшество – институт монархии: повсюду стали возникать большие и маленькие государства. Царь устанавливал законы, не нуждаясь в том, чтобы его решения обсуждались каким – либо советом или собранием. В этом заключалось главное отличие эпохи эллинизма от классического периода, когда закон был выражением воли общины. Естественно, царь, хотя и был всемогущим, но не мог все знать и решать сам, Он созывал совет для решения различных вопросов из наиболее важных лиц царской администрации.