Разделение властей как признак правового государства

Концепция разделения властей получила свою последовательную и систематическую разработку в творчестве французского юриста Ш.Л. Монтескье (1689 – 1755). Различая в каждом государстве три рода власти – законодательную, исполнительную и судебную, – он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Традиционная концепция разделения властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как де­леж власти, а как создание системы сдержек и противове­сов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от зако­нодательной), назначаемая представительным органом вла­сти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяй­ственной деятельностью. Судебная власть выступает гаран­том восстановления нарушенных прав, справедливого нака­зания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости посто­янного возвышения судебной власти, испокон веков олицет­воряемой с образцами беспристрастности и справедливости.

Наряду с изложенными правовому государству прису­щи и принципы верховенства закона — высшего норматив­но-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Законодательные органы. Право издания законов при­надлежит обычно высшим представительным органам. Обо­значаются они общим родовым термином «парламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парла­мент» – собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

Расцвет парламентаризма приходится на период станов­ления и развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: принятие зако­нов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т.д. Все это получило свое обобщенное выражение в принципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического прогресса обычно наблюдаются возрастание роли правительства и снижение роли парламента. Парламенты в большинстве стран мира состоят из ниж­ней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

Глава государства. Разделенная на три ветви государ­ственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ; она вы­ражает единые коренные интересы населения страны. По­этому самостоятельность органов исполнительной законода­тельной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласо­ванное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях – монарх в республиках – президент.

Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международ­ных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществ­ляются правительством (или соответствующим министром).

В большинстве современных государств главой государ­ства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной про­цедуры.

Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокоман­дующим вооруженными силами. В некоторых странах пре­зидент имеет право распускать парламент, отказать в одоб­рении закона, передать его на вторичное рассмотрение пар­ламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентарных республиках президент – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.

В президентских республиках президент – централь­ная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет гро­мадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5 млн. государственных служащих, из которых около 1500 чинов­ников федеральных ведомств назначает сам. Только на выс­шие федеральные должности президент назначает «по со­вету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.

Исполнительные органы. Исполнительная власть при­надлежит правительству, которое непосредственно управ­ляет страной. Правительство обычно состоит из главы пра­вительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглав­ляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации.

По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны для исполнения. Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии во втором — двух или нескольких.

Свою многостороннюю деятельность правительство осу­ществляет через многочисленные органы государственной администрации — министерства, ведомства, комиссии и т.д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, гро­моздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим ап­паратом, образующим основу механизма государства.

Органы правосудия образуют довольно сложную систе­му, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регу­лируемого процессуальным правом судопроизводства. В стра­нах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед за­коном и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т.д.

4. Гражданское общество и государство: идеи, концепции и формы взаимодействия

Категория «гражданское общество» исторически отра­жает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Форми­рование гражданского общества всегда так или иначе увя­зывалось с проблемами совершенствования государства, воз­вышения роли права и закона.

Так, в Древнем мире этому объективно служила тео­рия эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рас­сматривать высказывание Аристотеля о том, что государ­ство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...Закон есть связующее звено гражданского обще­ства, а право, установленное законом, одинаково для всех...». На данном этапе развития человечества гражданское об­щество полностью отождествлялось с государством. Это продолжалось достаточно длительное время и было обус­ловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отно­шений, огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых на граж­данское общество. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие граж­данскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанные на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вооб­ще быть формой гражданского правления». Макиавелли по­лагал наилучшей формой государства смешанную, состоя­щую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Философскую характеристику устоев гражданского об­щества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи: а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; б) столкновение человечес­ких интересов и необходимость их защиты являются побу­дительными причинами самосовершенствования людей; в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная пра­вом, есть необходимое условие самосовершенствования, га­рантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Эти идеи можно безусловно положить в основание тео­рии гражданского общества. Кант, перенеся концепцию ан­тагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение все­общего правового гражданского общества В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных при­мерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К первому он отно­сил: а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами; б) естественное и общее право; в) человека. Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению: а) из системы государ­ственных институтов; б) позитивного права, издаваемого государством; в) гражданина.

Важную роль в формировании представлений о граж­данском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образова­ние, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоя­щим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каж­дый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объе­ма своих целей».

Материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории, его отражающей, дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они писали: «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определен­ной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постоль­ку выходит за пределы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства».

Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс становления гражданского обще­ства сложен и противоречив. Он охватывает десятки столе­тий, начинаясь с возникновения элементов гражданского общества в античном мире (Афины, Рим), охватывает та­кие «очаги» средневековья, как вольные города Любек, Нов­город, и идет до развитых общественных систем Европы и Америки в Новое время. Становление гражданского обще­ства зависит от степени развития экономических и право­вых отношений, реальности личной и экономической свобо­ды индивидов, действенности механизма общественного кон­троля за государственно-властными структурами. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень развития. Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состоянии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере об­щественного строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической пра­вовой государственности получают развитие и становятся преобладающими.

Современное понимание гражданского общества пред­полагает наличие у него комплекса существенных призна­ков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позво­ляет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования.

Рассмотрим эти признаки подробнее.

1. Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каж­дый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, рас­положении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общ­ности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет, право на до­статочно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект сво­боды индивида как гражданина заключается в его независи­мости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступаю­щих с критиком существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обес­печенной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отноше­нии себя.

2. Гражданское общество суть открытое социальное об­разование.В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода ин­формации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и обще­ственными организациями, содействие деятельности меж­дународных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привер­жено общегуманистическим принципам и открыто для вза­имодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

3. Гражданское общество есть сложно структурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, ус­тойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных об­щественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объе­динения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообраз­ные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю ори­гинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общест­венной системы, появляется во всех ее сферах: в экономи­ческой – это многообразие форм собственности (частной, ак­ционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение миро­воззренческой свободы, исключение дискриминации по идео­логическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

4. Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различ­ные организации, устанавливая между собой разнообраз­ные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целе­направленное развитие общества без вмешательства госу­дарства как политической властной силы. Гражданское об­щество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и актив­ная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, граж­данская совесть, она служит надежным средством дальней­шего поступательного развития гражданского общества.

5. Гражданское общество – правовое демократическое об­щество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благопо­лучии личности соответствуют идеи приоритета права, един­ства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское об­щество на пути к правовому развивается вместе с государ­ством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальней­шего совершенствования.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные ус­ловия. В таком взаимодействии содержится гарантия разре­шения возникающих противоречий правовым цивилизован­ным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития об­щества.Гражданское общество – это свободное демокра­тическое правовое общество, ориентированное на конкрет­ного человека, создающее атмосферу уважения к право­вым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предприниматель­ской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Реальность XX в. – российское гражданское общество. Однако многие его черты и качества еще находятся в ста­дии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыноч­ным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма право­вой защиты личности. И все же несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданско­го общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации процесс формирования гражданского общества и правового государ­ства получил мощный импульс и определенные юридичес­кие гарантии его осуществления. Конституционно были зак­реплены основополагающие идеи гражданского общества. Че­ловек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуп­равления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударст­вления собственности, сокращения и нейтрализации бюрок­ратического аппарата, формирования многопартийной сис­темы, создания системы стимулов для развития производ­ства, разработки оптимальных социальных программ и т.д. Одним из действенных рычагов в этом плане является пра­вовое регулирование основополагающих отношений граж­данского общества, значение которого заключается в ре­шении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела граж­данского общества и личную жизнь гражданина; зафикси­ровать обязанности государства перед гражданским обще­ством; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Возникновение идеи правового государства в трудах античных мыслителей Греции, Рима, немецких философов Канта и Гегеля. Теория правового государства в трудах юристов Западной Европы конца XIX – начала XX вв. Идея правового государства в русской дореволюционной политико-правовой мысли.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к практическим занятиям со следующими заданиями: 1. Сравнительный анализ соответствия конституционных положений о правовом государстве реальной политической практике современной России. 2. Выполнение эссе на тему «Является ли современная Россия правовым государством?».

Разработала

Заместитель начальника кафедры

теории и истории государства и права,

кандидат юридических наук

п/полковник внутренней службы Т.В. Жукова

«______» _______________ 2011 года

[1] Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы, справедливости. М., 2000. С. 24.

Наши рекомендации