Причины кризиса могут быть различными.
Тема 1. Кризис организационной системы и его влияние на трудовую сферу.
1. Понятие кризиса.
2. Причины возникновения, виды и последствия кризисов.
3. Стадии кризиса и их признаки (симптомы).
4. Этапы диагностики кризиса организации.
5. Проявление последствий кризиса в социально-трудовой сфере.
Понятие кризиса.
В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии организационных систем (коллектив сотрудников предприятия, рассматриваемый в комплексе с производственными и социальными отношениями).
Ряд авторов полагают, что кризис в полной мере можно относить лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены некоторыми внешними причинами.
Итак, различные авторы по-разному подходят к трактовке как самого понятия кризиса, так и его основных причин, и видов.
Наиболее общая формулировка дана в учебнике под редакцией Короткова Эдуарда Михайловича (доктор экономических наук, профессор Государственного университета управления): «Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде».
Эдуард Андреевич Уткин (доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) связывает кризисное состояние, в котором недавно находились многие предприятия, с недостатком оборотного капитала, кризисом неплатежей, необходимостью прибегать к дорогостоящим займам, что ведет к росту задолженности.
Понятие «кризиса», данное Александром Александровичем Богдановым (российский учёный-энциклопедист, революционный деятель, врач, мыслитель-утопист, один из крупнейших идеологов социализма): «Разрыв тектологической* границы между двумя системами и создание новой общей системы - это организационный кризис».
*Тектология Богданова - это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем.
Кризисы первого типа A.A. Богданов называет «кризисы С», а второго - «кризисы Д». Первичными при этом являются кризисы С: всякое разделение обусловливается предшествующими конъюгациями.
Понятие «кризис», по A.A. Богданову, можно применить ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, нарушающим непрерывность функционирования системы. Иначе говоря, кризис - это смена организационной формы комплекса. Кризис есть нарушение равновесия и, в то же время, переход к какому-то новому равновесию.
Таким образом, A.A. Богданов к организационным кризисам относит любую реструктуризацию системы (не только разрушение, но и создание нового). Иными словами, как кризис, так и реструктуризация приводят к неустойчивому состоянию организации (по крайней мере, на начальном отрезке времени).
В книге «Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса» (А.Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева) можно встретить следующее определение:
Кризис – это не статическое состояние, а ограниченный во времени, нестабильный, динамичный процесс с постоянным изменением значений его основных параметров.
2.Причины возникновения, виды и последствия кризисов.
Причины кризиса могут быть различными.
1. Объективные – связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации.
2. Субъективные – отражающие ошибки и волюнтаризм (принятие произвольных решений вопреки объективным условиям и обстоятельствам) в управлении.
3. Природные – характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.
1. Внешние причины связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране.
2. Внутренние причины связаны с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Таким образом, опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.
Типология кризисов.
1. По масштабам проявления:
¾ общие охватывают всю социально-экономическую систему;
¾ локальные — только часть ее.
2. По проблематике:
¾ макрокризис – довольно большие объемы и масштабы проблематики;
¾ микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.
3. По структуре отношений в социально-экономической системе:
¾ экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.
¾ социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.
Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриотическим чувствам.
¾ политические кризисы — кризисы в политическом устройстве общества, кризисы власти, кризисы реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.
¾ организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.
¾ психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.
¾ технологические кризисы возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.
4. По непосредственным причинам возникновения:
¾ природные – вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.
¾ общественные, причиной которых могут быть общественные отношения во всех видах их проявления.
¾ экологические – кризисы взаимоотношения человека с природой. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, — истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.
5. По степени ожидания:
¾ предсказуемые (закономерные) кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.
* Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.
¾ неожиданные (случайные) –часто результат или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
6. По степени проявления:
¾ явные кризисы протекают заметно и легко обнаруживаются.
¾ латентные (скрытые) кризисы протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.
7. По степени тяжести:
¾ глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок.
¾ легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
8. По длительности (фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль):
¾ кратковременные кризисы.
¾ затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
Последствия кризиса:
1. Обновление организации – результат преодоления кризиса, финансовое оздоровление социально-экономической системы. Наиболее благоприятное направление функционирования. В этом случае не только реализуются все потенциальные резервы системы, но и происходит трансформация бизнес-идеологии (если речь идет о предприятии) и корпоративных ценностей.
2. Разрушение –ликвидация организации и всех механизмов ее функционирования (конкурсное производство, если речь идет о кризисном предприятии).
3. Возникновение нового кризиса. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.
4. Консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. В случае невозможности быстрого внесения видимых улучшений в кризисную систему рекомендуется достичь хотя бы стабилизации и локализации кризиса. Тогда прекращение нарастания отрицательных тенденций – это уже положительный момент. Прекратить стремительное ухудшение ситуации кризисного предприятия равносильно остановке катящегося под откос поезда. В определенных ситуациях такой путь преодоления кризиса наиболее эффективен. При этом не нужно забывать, что затягивание процесса кардинального оздоровления кризисной системы, долгое пребывание в неменяющейся ситуации может привести к более резкому ухудшению обстановки и даже новому кризису.
Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.
Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис, или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.