Нового международного политического 15 страница
ПР в послевоенное время превращается в особый вид деятельности и становится самостоятельной профессией.. Создаются профессиональные организации, имеющие высокий социальный статус: Американское общество по связям с общественностью, Международная ассоциация по еловым связям, различные государственные ассоциации по связям с общественностью и др.
Паблик рилейшнз занимается разработкой современных коммуникативных технологий, т.е. специальных механизмов для общения, обмена мнениями и взаимопонимания.
ПР является функцией управления, устанавливающая и поддерживающая взаимовыгодные отношения между разными организациями и публикой, которая и будет определять успех или неудачу того или иного начинания.
Нередко ПР отождествляют с пропагандой и рекламой. ПР в своих функциях, целях и объектах действительно имеет точки пересечения, но выходит далеко за рамки последних.
Специалисты из США в области ПР, авторы наиболее известного учебника(Скотт Катлиб и др. "Эффективная паблик рилейшнз".1994), суммировав разные определения, следующим образом раскрывают функции ПР:
1. Ведет планируемую и постоянную работу как часть менеджмента (управления);
2. Имеет дело со взаимоотношениями между организациями и общественностью;
3. Ведет мониторинг (отслеживание) сознания, мнений, отношения и поведения как внутри, так и вне организации;
4. Анализирует влияние политики, процедур и действий на общественность;
5. Модифицирует элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации;
6. Консультирует введение новых приемов политики, процедур и действий, которые взаимозависимы от организаций и общественности;
7. Устанавливает и поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью;
8. Производит специальные изменения во мнениях, отношениях и поведении внутри и вне организаций;
9. Воздействует на новые и/или поддерживаемые отношения между организацией и общественностью.
Первым шагом в процессе менеджмента являетсяопределение проблемы; вторым - планирование и прогнозирование; третьим - действие и коммуникация; четвертым - оценки программы.
В определении проблемы важен ситуационный анализ. Этому анализу предшествует постановка следующих вопросов:
-нуждаются ли люди в информации по данной проблеме;
-какая информация реально используются людьми;
-каким образом пользуются этой информацией;
-насколько эффективна информация.
Следующий этап, связанный с планированием и прогнозированием направлен на то, чтобы при помощи изменений в общественном мнении достичь изменения в поведении. Специалисты по ПР должны дать ответы на такие вопросы:
-чего мы хотим достичь (цель программы);
-какая конкретная группа требует к себе внимания (целевая аудитория);
-чего именно следует достичь с каждой группой населения (требование).
На третьем этапе - действия и коммуникации - основными направлениями ведения кампании стратегия действия, коммуникативные стратегии, планы реализации программы. Здесь необходимы самое тесное взаимодействие, сближение позиций организатора ПР и аудитории.
Наконец, четвертый шаг - оценка программы - включает два момента. Первый-разработка критериев оценки будущих действий. Второй - наличие обратной связи и возможности изменений в соответствии с полученными оценками.
Для развитых западных стран ПР стала органической частью механизма общения государственных и общественных организаций с гражданами. В России же это относительно новая отрасль обществознания. Несмотря на свою молодость, ПР активно внедряется в общественную ткань российской действительности, выражает ее конкретные социально-экономические и политические условия отечественный менталитет.
ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament, нем. Parlament, фр. parlement от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность. Парламент возник в Англии в ХШ в. Но его структура и функции в отдельных странах, порядок выборов до сих пор находятся в стадии становления и развития. Так, парламент в основном строиться на выборных началах, но в федеративных государствах парламентарии могут стать таковыми по должности, представляя административно-территориальные образования субъектов федераций. В зависимости от форм правления место и роль парламента различны, что отражается в его функциях, приемах и методах руководства и управления государством и обществом.
В Российской Федерации парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят о два представителя от каждого субъекта Федерации – главы представительной и исполнительной власти.
Государственная Дума избирается путем всеобщих прямых выборов; сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Им запрещено находиться на иной государственной службе, совмещение должностей в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутатам Государственной Думы разрешается заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
Федеральное Собрание (парламент) является постоянно действующим органом. Заседания обеих палат парламента являются открытыми, кроме отдельных случаев, предусмотренных регламентом палаты.
Конституция предусматривает право создания обеими палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Комитеты имеют отраслевую и функциональную направленность. Это постоянно действующие органы палат, занимающиеся разработкой законопроектов, организационными и иными вопросами. В комитетах могут создаваться подкомитеты. Комиссии носят временный характер, создаются для решения определенных задач.
Полномочия обеих палат парламента определены Конституцией России. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения; назначение на должность ряда высокопоставленных руководителей и другие.
Государственная Дума принимает федеральные законы; решает вопрос о доверии правительству, объявлении амнистии, назначении на должности и другие.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или парламентская монархия. Определяющим фактором является роль парламента в его взаимоотношениях с правительством, то есть исполнительным органом власти.
Если парламент формирует правительство, другие институты государственной власти, которые ему подотчетны, подконтрольны, а также избирает президента, то можно говорить о наличии парламентской республики. Ее эффективная деятельность во многом определяется наличием устойчивой партийной структуры, сложившейся в обществе и представленной ее представителями в парламенте. При отсутствии в обществе нескольких сильных, стабильно действующих политических партий, как показывает мировой опыт, у парламентаризма отсутствует надежная социально-политическая опора. И его раздирают постоянные конфликты, противоречия, что ведет к нестабильности как парламента, так и правительства. В этом случае смена правительства наступает очень часто и является показателем слабости парламентаризм или его отсутствия.
Российская Конституция закрепила президентскую форму правления, при которой парламент не может контролировать правительство. В условиях слабой партийной структуры, многопартийности в России президентская форма правления выглядит предпочтительней. Поэтому Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, сам принимает решение о его отставке. Он может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, Указами Президента, то есть оно «выходит» в своей деятельности на главу государства, а не на парламент.
Российский парламентаризм начал возрождаться с 1990 года. Он очень слаб, поскольку конституционно-правовой статус парламента урезан и не дают ему возможности занять подобающее место в системе разделения властей, в осуществлении конкретных функций над исполнительной властью и т.п.
ПАРЛАМЕНТЕР (фр. parlamentaire) - лицо, уполномоченное одной из противостоящих политических сил, обычно находящихся в состоянии войны, вести переговоры о преодолении конфликта (войны) с враждебной стороной. Чтобы обеспечить деятельность парламентеров, по международным правовым и традиционным нормам личность их является неприкосновенной. В западной культурной традиции нанесение серьезного ущерба или убийство парламентера считается преступлением, на Востоке к этому относятся несколько иначе: иногда их делают заложниками, бывают случаи и ритуальных убийств. С целью нейтрализации непредвиденных обстоятельств, парламентеры пользуются выраженной символикой: белыми или иными флагами, бантами, шарфами символической окраски и т.д.
ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - (от лат.pars, partis - часть) - группа единомышленников, стремящихся к общей цели.
Эпоха гражданских войн античной Греции и Рима породила борющиеся между собой различные партии, под которыми понимались легальные группировки, активно отстаивающие свои интересы, в противовес нелегальным - фракциям.
В европейском Средневековье наиболее яркие образцы борьбы партий - борьба гвельфов и гиббеллинов, отражающая раннюю стадию противостояния между нарождающимся третьим сословием торгово-ремесленных городских слоев Италии и феодалами (нобилями); борьба между католиками и протестантами, где с религиозными вопросами предпринимались попытки освободить буржуазную предприимчивость от средневековых пут и т.д.
В период ранних буржуазных революций возникли прототипы современных политических партий В это время партии выступали прежде всего как литературно-политические и религиозно-политические группировки (арминиане и гомаристы в первой в Европе буржуазной Республике Соединенных провинций в начале ХVII в.; пресвитериане и индепенденты в английской буржуазной революции ХVII в.).
Один из первых, кто дал определение партии был английский консервативный философ Э. Берк в 1861г. «Партия, - по его мнению, - представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом относительно которого все они пришли к согласию».
На классово-политической основе партии сформировались во время Великой французской революции (1789) - конституционалисты, жирондисты и якобинцы.
Возникновение и развитие партий и партийных систем в их современном понимании неразрывно связана с историей парламентаризма.
Развитие партий шло двумя путями: парламентским и непарламентским. Первый служил источником возникновения консервативных и либеральных партий и заключался в установлении системы постоянных связей между парламентской группой депутатов и избирательным комитетом, обеспечивающем ей поддержку.
Только в обществе, достигшем определенной степени сложности, возникает партия. В странах Запада такие условия сложились во второй половине XIX в.
Главными политическими партиями в Европе вплоть до 70-х годов XIX века были консерваторы и либералы.
Качественные изменения в характере политических партий произошли в середине прошлого века в результате появления первых массовых рабочих партий и завоевания пролетариатом избирательных прав. Рабочие партии возникли внепарламентским путем, на основе профсоюзов, кооперативного движения, интеллектуальных и тайных обществ.
В последней четверти XIX века возникают христианско-демократические партии; в 20-30-е годы - фашистские.
Политические партии как объекты исследования привлекают внимание ученых. В конце XIX- начале ХХ вв. наибольшую известность получили работы о партиях, написанные Р.Михельсом, М.Острогорским, выдвинувшими и обосновавшими теорию "олигархизации партий".
Основателем общей теории политических партий считается французский социолог М.Дюверже. В своей работе "Политические партии"(1951) он анализирует формы партийной организации и партийные структуры, методы партийного руководства, взаимосвязь партийной системы с государством и политическим режимом, дает типологию политических партий.
С активизацией роли партий в политической борьбе, ростом их организованности, представления о партиях как союзе единомышленников были дополнены другими аспектами. Партия стала рассматриваться как социальный механизм, где и доктрина и организационная структура служат достижению определенных политических целей.
ПАССИОНАРИИ В ПОЛИТИКЕ (от фр. passion - страсть, пыл) - политические деятели, сверхактивные представители политических элит, которые действуют нетрадиционно, ставя перед собой цели беспрецедентного характера и формирующие новую идеологию и новые ценности. Термин " пассионарность" ввел Л. Н. Гумилев. Он считал, что под влиянием сложного воздействия формируются люди, которые начинают активно действовать в различных сферах. В результате приложенных сверхусилий они создают новые формы жизни, которые затем становятся для основной массы обычными и традиционными.
Одним из уникальных представителей пассионарности можно считать Сократа, который не написал ни одной строчки, но его имя знают все культурные люди спустя 2,5 тысячи лет. Поскольку общество имеет политическую организацию, то наиболее сильное воздействие на него оказывают пассионарии, действующие в политике. Например, самым популярным человеком в современной России, согласно опросам общественного мнения, является Петр I, оставивший заметный след в отечественной истории.
Проблема политической элиты и пассионариев в ней особенно важна в переломные исторические моменты. В настоящее время Россия переживает такой момент. Можно сказать, что никогда в истории нашей страны не было такой сложной ситуации. Мир к началу третьего тысячелетия стал непомерно динамичным. Поспеть за его движением очень трудно даже самым развитым странам. Россия оказалась очень ослабленной в результате развала социалистической системы. Для того чтобы выйти из кризиса, нашей стране потребуются сверхусилия. Необходимые сверхусилия можно осуществить только под руководством политиков - пассионариев. Только они в состоянии "вдохнуть" необходимую энергию в народ, без пассионарности которого осуществить реформы в границах культуры вряд ли удастся.
ПАТЕРНАЛИЗМ В ПОЛИТИКЕ (от лат. pater - отец) - доктрина и форма взаимоотношения государства и общества. Режим П. в п. характеризуется "отеческой" опекой государства над своими подданными по образцу строения отношения внутри патриархальной фамилии (семьи). Патернализм в политике осуществлен в полицейских, тоталитарных и отчасти социальных государствах (государствах всоебщего благоденствия).
Он выражается в слабости и неразвитости структур гражданского общества и сильной государственной власти, которая оккупируя и узурпируя многие общественные функции, опутывает общество и личность совокупностью мелочных норм, регламентаций и предписаний. Политическая свобода при таком режиме заключается в слепом и безусловном исполнении государственных законов, источником которых выступает само государство. Развернутую критику патернализма в политике дал уже И. Кант, противопоставляя патерналистской системе режим "отечественного" (гражданского) взаимоотношения государства и общества, при котором власть и индивид, государство и общество являются равными субъектами права, а народ обладает всей полнотой суверенитета, выступая источником законодательства и права. В противоположность патернализму демократическое правовое государство предполагает его договорные отношения с гражданским обществом. Пространство политической свободы при этом заключается в разрешении "делать все, что не запрещено законодательством".
ПАЦИФИЗМ(от лат. pacificus - миротворческий, умиротворяющий) - антивоенное миротворческое движение, представители которого выступают за прекращение практики военного разрешения политических конфликтов. Одним из первых мыслителей, заявивших, что мир является одной из главных ценностей, был Ш. Монтескье. Практически движение пацифизма оформилось в прошлом веке.
Идеологической основой пацифизма выступают либеральные и гуманистические ценности. Носителями идей пацифизма являются различные слои населения: интеллигенция, религиозно настроенные миротворцы, молодежь, неформальные организации, включающие энтузиастов, и т. д. В основе пацифизма лежит идея о всеобщем братстве людей, необходимости преодолеть военные формы разрешения политических проблем. Пацифизм традиционно опирался на идею мирного разрешения политических конфликтов. Он имеет множество форм, но основной формой борьбы за мир представители этого движения считают убеждение и личный пример.
Для пацифистов характерна пропагандистская деятельность. Они теоретически и идеологически доказывают, что политические и военные конфликты необходимо решать за столом переговоров. В практической сфере они действуют на основе личного примера: отказываются принимать участие в политических актах насильственного характера, организуют различные массовые акции, направленные на мирное урегулирование конфликтов, непосредственно занимаются миротворческой деятельностью и т.д. Пацифизм зарождался как идейное направление. Его сторонники исходили не столько из реальной политической практики, сколько из своего понимания общества, человека и мира политики, т. е. из мировоззрения.
В то же время ограничить или исключить практику разрешения политических споров военным способом является очень сложной задачей. Поэтому пацифизм до сих пор несет на себе отпечаток утопизма. Многие политики к этому движению относятся довольно иронически. Практическая сторона этого движения до сих пор не развита - пацифистам не удалось достичь серьезных результатов, несмотря на то, что война к концу XX в. себя просто изжила. Подобная ситуация связана с национально-государственной формой организации политического пространства и преобладанием идеологии патриотизма над космополитизмом. Например, в России пацифизм традиционно считается антипатриотическим настроением. При социализме пацифизм был поставлен вне закона - защита Отечества являлась гражданской обязанностью мужской части населения и военнообязанных женщин. В постсоветской России отношение к пацифизму меняется очень медленно.
ПЛАТФОРМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - общая политическая позиция, опирающаяся на какую-либо концептуальную основу общего характера. Теория или социально-политические учения, на которых базируется политическая платформа, обычно носят целостный, универсальный характер и заключают в себе множество разнородных внутренних моментов. На основании платформ развиваются крупные политические направления, порождающие множество партий, в программах которых платформы конкретизируются в соответствии с поставленной целью.
Платформа классического типа содержит: 1) мировоззренческую основу; 2) основной закон, который интерпретирует общество в целом и включает в себя соответствующий познавательный (когнитивный) инструментарий; 3) критический анализ наличного состояния общества, осуществляющийся, исходя из мировоззрения и понимания общества; 4) определение политической реакции на существующее положение и способов реализации данной политической позиции. В рамках современной западной цивилизации можно выделить ряд основных политических платформ, сложившихся в политической теории и практике XIX-XX столетий.
Одним из самых распространенных и продуктивных идеологических оснований выступает консерватизм. Консервативная платформа основана на предпочтении социальных отношений, сложившихся в результате естественноисторического процесса. Консервативная стратегия заключается в поддержке естественных процессов, невмешательстве государства в общественную жизнь в рамках закона и укреплении правопорядка. Слабой стороной консерватизма является необходимость примирения с отрицательными сторонами действительности. Консерватизм принципиально не может дать больше того, что включает в себя содержание общества в реальном времени, хоть идеологически и может к этому стремиться.
На совершенно иное ценностное основание опирается либеральная платформа. В идеологии Нового времени (Дж. Локк) появляется набор ценностей, которые ориентированы на статуирование человеческой личности. Представители либеральной платформы считают, что политическая организация общества обязана соответствовать ценностям свободы и прав человека. Нарушение прав человека и ограничение его свободы, по мнению либералов, недопустимо. От консерватизма либеральная платформа отличается большим вмешательством государства в общественные дела в интересах личности.
Радикальная платформа характеризуется критическим отношением к действительности и стремлением в реальном времени воплотить положительные политические и социальные технологии в политику. Радикализм выступает идеологическим основанием левых сил. Их политическая активность в общем направлена на революционное преобразование общества.
ПЛУТОКРАТИЯ (греч. plutokratia от plutos - богатство и kratos - власть, могущество) - форма власти, основным субъектом которой выступает наиболее богатый слой общества. В условиях плутократии происходит слияние, отождествление интересов наиболее богатой части населения с составом элиты, в которую входят богачи.
Современная плутократия тесно связана с олигополией, подчиняющей интересы всех членов общества интересам капитала. Плутократия в условиях рыночного процесса осуществляется, как правило, интернациональным капиталом. Такая власть приводит к положительному воспроизводству общества в целом, при усилении эксплуатации наемной рабочей силы и ограничении социальных программ. В странах с менее развитой промышленной структурой эксплуатация еще сильнее, общество милитаризируется, у власти стоит либо национальная крупная буржуазия, либо компрадорская (интернационализированная). В некоторых случаях плутократия может совпадать с различными элементами архаических (устаревших) политических отношений. Поскольку плутократия зародилась в античной политике (Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе»), она соответствует борьбе родовой и денежной аристократии.
В древнем мире плутократические формы власти сложились в Карфагене и в средневековой Венеции. Демократия имеет целый ряд процедур, направленных на ограничение власти наиболее богатых. В то же время элементы плутократических отношений пронизывают и современное политическое пространство. В условиях тоталитаризма часть капиталов имеет теневую природу. При социализме возникли сложные теневые процессы, которые получили свое завершающее развитие в условиях постсоветских реформ. Некоторые политики современной России в значительной мере выражают интересы плутократии. Ограничить эти явления может успех демократии.
ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - идеология, основанная на принципе множественности, опосредствованности социально-политического универсума. В политическом пространстве идеология плюрализма реализуется посредством равноправного взаимодействия множества политических субъектов.
Понятие "плюрализм" возникло в философии в постклассическую эпоху. Появление плюрализма можно интерпретировать как переход от объектного понимания мира к системному. Дуалистичное и монистичное понимание сущности становится более сложным и универсальным. Ментальное усложнение мира совпадает в ХХ веке с культурно-политическим развитием, которое выразилось в целом в идеологии постмодерна. Свобода из ценности и права человека в той или иной мере превращается в основу для политической деятельности. Этот системный скачок означает принципиальную перестройку политического пространства, которую мы не можем еще осознать в полной мере.
В идеологии плюрализм по содержанию означает возможность бесцензурного, беспрепятственного обсуждения социально-политических проблем при достаточном уровне информированности участников и открытости пространства идеологического взаимодействия. Плюралистическая форма деятельности характеризуется инновационностью. Главная задача плюралистичного сознания - поиск основ и форм для минимизации конфликтности современного мира. Поскольку жизнь человека превращается в бесспорную ценность, востребованность насилия в современном мире снижается в качестве культурной нормы. Ненасилие постепенно превращается из идеала в ценность и право. В то же время в обществе еще нет понимания того, как можно организовать ненасильственный мир. Поэтому плюралистичное сознание активно разрабатывает проблему ненасильственного, культурно-экологического мира. В плюралистичном сознании можно вычленить два основных потока: критичный, бунтующий, оппозиционный по отношению к традиционным ценностям и позитивный, постигающий возможное содержание нового мира. Можно констатировать, что критическая составляющая плюрализма более развита, чем позитивная. Очевидно, что задача заключается в нахождении новых форм культурных технологий, которые позволят реализовать постконфликтные отношения.
В политике плюрализм реализуется посредством институтов правового государства: права на политическую субъектность, информированность, возможность осмысливать политическое пространство, относиться к нему на основании собственных ценностей, а также проявлять активность для его оптимизации и изменения. Совершенно очевидно, что плюрализм содержит компонент деструктивного характера. С этим связано то обстоятельство, что он появляется в качестве суверенной политической практики только в развитом демократическом обществе - менее развитое политическое сообщество не может "допустить" подобной легальной возможности деструкции. Задача культуры заключается в настоящее время в усилении конструктивной, позитивной стороны плюрализма. Он, по сути дела, представляет собой возможность осуществлять политическое творчество, выводя тем самым политику за границы собственно политического. Гражданские отношения в данном случае получают новый импульс развития, проникая в сферу "святая святых" политики - сферу насилия.
Плюрализм в политике по-новому ставит проблему права. Либеральная идеология лесеферизма расширяет субъектность граждан до границ права. Плюрализм не может не захватывать в своем развертывании само право, не стремиться к включению политической инновационности в процесс трансформации права. Появляется потребность в более высокой степени эластичности права, нежели при традиционной демократии. Эта проблем не решена ни теоретически, ни практически, ни институционально в самых развитых демократиях. Поэтому можно сделать вывод о том, что дальнейшее позитивное развитие плюрализма может осуществляться на пути повышения субъектной культуры в политическом пространстве и выработки институционализации, которая позволит плюрализм из легализованной оппозиции превратить в господствующую форму политической организации общества.
ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ– форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.
Политическое действие есть форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и ее институты и другие объекты. Целевая направленность политического действия может быть конструктивной и деструктивной. Это зависит от многих факторов и условий объективного и субъективного характера. Субъективные факторы – это совокупность политических знаний, идей и других компонентов духовного мира, определяющих собственную позицию, способность и возможность выбора субъектом политической линии действия или бездействия. Объективные – это внешнезаданные факторы типа политической организации, к которой принадлежит личность, занимаемая ею должность и т.п.
Политическое действие может быть прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, осознанным и неосознанным, открытым и закрытым и т.п. Наиболее массовыми политическими действиями являются выборы, референдумы, митинги, манифестации, демонстрации. Индивидуальное политическое действие – это политический акт индивида, имеющий общественно-политическое значение, смысл, или способ выражения суждения, мнения личности о политике и политиках, который выражается практически. Любая форма политического действия различается по степени активности ее субъектов, мере воплощения в ней качества политичности.
Политическое бездействие – это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.
Политическое поведение по своей субъектности может быть индивидуально-личностным и коллективным, каждый тип которого свидетельствует о разнообразии форм активности людей, не сводимых только к действию или бездействию. В политической жизни порой трудно однозначно определить мотивацию политического поведения субъектов, в результате чего формы последнего могут смешиваться, взаимоисключаться и т.п. Вместе с тем следует политическая практика фиксирует. Что наиболее распространенными формами политического поведения личности является роль избирателя, члена партии, партийного функционера, политического активиста, профессионального политика. Для большинства населения характерен тип пассивного потребителя политической информации, результатом которого выступают разговоры в тесном кругу друзей, соратников по работе «о политике и политиках» не выходящие на сферу активных политических действий.