Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями;
право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества /71/.
Перейдем теперь к изучению муниципального хозяйства – инструмента, с помощью которого органы местного самоуправления осуществляют экономическую и хозяйственную деятельность. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения посредством управления муниципальным хозяйством (муниципального управления).
Муниципальное хозяйство носит черты частного хозяйства, поскольку организации, предприятия и учреждения выступают на рынке как равноправный самостоятельный субъект. Однако, в отличие от обычного частного хозяйства, целью муниципального хозяйства не является получение прибыли, а является решение местных вопросов (удовлетворение общественных потребностей). Таким образом, результатами этого хозяйствования пользуются все жители местного сообщества, и они же являются как бы заказчиками услуг, оказываемых с помощью муниципального хозяйства, в этом проявляется его общественный характер /13/.
При этом система местного самоуправления имеет некоторые особенности. С одной стороны органы местного самоуправления – это органы местной власти, их решения обязательны для всех хозяйствующих субъектов на территории местного сообщества, независимо от формы их собственности, независимо от того служит их деятельность удовлетворению коллективных потребностей, или нет. С другой стороны, как хозяйствующий субъект орган местного самоуправления по-разному ведет себя по отношению к организациям, учреждениям и предприятиям, находящимся в муниципальной собственности, не находящимися в муниципальной собственности, но осуществляющих деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей, и просто не находящимися в муниципальной собственности. Орган местного самоуправления является собственником первых, заинтересован в эффективной работе вторых и является органом власти для всех трех категорий хозяйствующих субъектов.
Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:
органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории местного сообщества, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения местного сообщества;
предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;
предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов должны иметь договорный характер. Органы местного самоуправления имеют право координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории местного сообщества, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность /28/.
Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения местного сообщества. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.