Всеобщее ожидание спасителя
ИУДЕИ РАССЕЯНИЯ
Вавилонский плен, кроме того, что он послужил духовному возрождению евреев, имел еще другое, более важное и глубокое значение для всего человечества. До него избранный народ жил более или менее отчужденно от остального мира, и свет истинной религии лишь изредка проникал за пределы земли обетованной. Теперь же, с приближением мессианских времен, свет этот должен был ярко засиять для всех, «живущих во тьме и тени смертной», т.е. для всех языческих народов, погрязших во тьме идолопоклонства. И этому великому делу оказали чудесное содействие те грозные ассиро-вавилонские завоеватели, которые, сами не сознавая того, послужили могущественным орудием промышления Божия. Переселяя цвет избранного народа в свою страну, бывшую центром языческой религии и языческого просвещения, они вместе с тем переселяли к себе миссионеров и проповедников истинной религии, которая постепенно рассеивала тьму языческих заблуждений. Влияние это сказалось отчасти уже на самих царях завоевателях, как это видно из примера Навуходоносора и Кира; но затем оно распространялось все шире и действовало все глубже. С этого времени иудейский народ сделался народом как бы всемирным. Сначала иудеи рассеяния представляли три больших ветви, – иудеев вавилонских, сирийских и египетских. Но затем завоевания греков и римлян значительно расширили области иудейского рассеяния. Их теперь можно было встретить в Малой Азии, в Греции, Риме, Испании, по берегам северной Африки. Одним словом, иудеи после плена вавилонского рассеялись по всему древнему миру, так что римский географ Страбон не без основания говорит: «что едва ли можно найти на земле такое место, где бы не было этого племени и которым бы оно не владело». А иудейский писатель Филон к этому свидетельству добавляет: «Иудеи, не как другие народы, запертые в границах своей страны: они обитают почти по всему миру и расселились почти по всем материкам и островам». Рассеиваясь по всему миру, евреи не затеривались между иноплеменными и чужеземными народами, а как бы составляли один народ, связанный между собой неразрывными узами. Правда, они забыли свой язык, но общая вера в живого Бога соединяла их воедино и предохраняло от ассимиляции с другими народами. Где только ни жили иудеи, там они строили синагоги и каждую субботу собирались туда для слушания Закона Моисеева. Но одним из самых сильных средств поддерживания единства между иудейским миром было его постоянное сношение с Иерусалимом, как общим центром всего иудейства. Это национальная исключительность и взаимная сплоченность иудеев рано стала возбуждать подозрение и вражду в языческих народах, и это неприязненное чувство еще более усиливалось, когда евреи явились сильными соперниками в торговых делах и захватывали в свои руки всю промышленность той или другой страны. Но, несмотря на враждебное отношение языческого мира к евреям, влияние их на этот мир не отрицали сами язычники, и оно усиливалось с каждым годом. Этому содействовало самое состояние языческого мира.
СОСТОЯНИЕ ЯЗЫЧЕСКОГО МИРА
Перед пришествием Спасителя мира языческий мир клонился к упадку и разложению. Великие монархии востока – Египетская, Ассирийская, Вавилонская и Персидская – все поочередно господствовали и исчезали. Александр Македонский пытался воссоздать их на почве греческой культуры, но созданная им монархия не пережила своего основателя и после его смерти распалась на несколько отдельных частей, которые легко сделались добычей Рима. И вот Рим – «железное царство», сделался властелином всего мира. Римские орлы победоносно пронеслись от берегов Евфрата на востоке до столбов Геркулеса на западе и от берегов северной Африки на юге до Британских островов на севере. Достоянием их сделалась вся площадь земного шара, на которой проходила древняя история. Великолепные военные дороги римлян соединяли между собой самые отчаленные страны; римское управление. общераспространенный греческий язык сблизили между собой народы всего цивилизованного мира, и началось изумительное круговращение в области религии, литературы, искусства и промышленности, какого еще не видно было в истории человечества. Рим, как столица мира, и из него обратно расходилась во все стороны своеобразная римская цивилизация. Это необычайно взаимообщение народов имело глубокое влияние на религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собой всевозможные языческие культы, и их бесконечное разнообразие по необходимости должно было привести к убеждению, что языческие боги являются произведением самих же народов и не в состоянии удовлетворять присущей человеку потребности в истинной религии. Сильнее всего это сказалось на самих римлянах, вера которых в своих богов уже раньше была подорвана распространением греческих философских сочинений, прямо издевавшихся над олимпийскими богами, как над измышлениями человеческого разума. Но так как человек не может быть без религии, то началось томительное искание истинного Бога, и в поисках Его были перебраны все известные тогда религии и культы, и чем таинственнее был культ, тем больше имел он приверженцев. В это время многие стали обращать внимание и на таинственного Бога Иегову, о Котором проповедовали евреи. Иудеи утоляли жажду ищущих правду язычников и обращали их в иудейство. Язычников, которые принимали иудейскую религию, называли прозелитами. Прозелиты разделялись на два класса, пришельцев врат и пришельцев правды, отличавшихся между собой степенью принятия иудейства. Для первых достаточно было общей веры в Иегову с принятием «Ноевых законов», а от вторых требовалось полное подчинение всем постановлениям Закона Моисеева.
Обращению в иудейство сильно способствовало и нравственное падение языческого мира, как неизбежное следствие падения религиозного. Не видя никакой отрады в настоящем и потеряв всякую веру в будущее, люди задыхались от духовной пустоты и искали себе исхода или в безумных оргиях наслаждений, или же в самоубийстве, которое сделалось самым обычным явлением. Удрученный печальной действительностью древнеримский философ Сенека считал самоубийство лучшим способом избавления от невыносимого положения. Но инстинкт самосохранения противодействовал принятию такого ужасного способа, и потому естественно большинство искало другого исхода и находило его в присущей человеческому сердцу надежде на лучшее будущее.
Лучшие язычники стали надеяться, что откуда-нибудь должно было придти спасение, если не от людей, то свыше. И надежда эта как раз совпала с тем ожиданием Избавителя мира, которое все сильнее нарастало в иудейском мире и все шире распространялось через иудеев среди языческих народов. По свидетельству римских историков Светония и Тацита, в то время между римлянами ходила широко распространенная молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир. А римский поэт Вергилий в своей знаменитой четвертой эклоге воспевал младенца, который должен был восстановить золотой век. Младенец этот снизойдет с неба, и на земле водворится мир. Щедро он будет изливать свои дары: стада не будут бояться львов, ярмо снимется с шеи пашущего вола, и земледелец уже не будет работать в поте лица своего. Это славное мечтание римского поэта, несомненно, было отголоском знаменитого пророчества Исаии о том, что «родится Младенец, Которому нарекут имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», и тогда «волк будет жить вместе с ягненком...» (Ис. 9, 6; II, 6 ).
Но особенно сильного напряжения достигло ожидание Мессии в иудейском народе. Древние предсказания пророков сделались предметом самого тщательного изучения и истолкования. Самой любимой книгой у евреев была книга пророка Даниила с ее точными определениями времени пришествия Мессии. Ожидание Мессии в Иудеи до такой степени было живо, что сами правители еврейского народа во времена Маккавеев принимали власть лишь условно: «доколе восстанет Пророк вечный» (I Мак, 14, 41). Люди невольно чувствовали, что пришло исполнение времен. При появлении всякого выдающегося проповедника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос. Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Христос, и хотели видеть в Нем всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и создаст на земле вечное еврейское царство.
Но более духовные люди ожидали в Нем истинного Мессию, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к Себе всех страждущих и обремененных и создаст вечное Божие царство на земле.
И истинный Мессия пришел наконец, и в ночь пришествия Его небеса над Вифлеемом иудейским огласились радостной песнью ангелов, возвещающих наступление новой эры в истории человечества: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение».
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ И ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
I. ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
Шесть творческих дней или периодов.
2. ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ.
ГРЕХОПАДЕНИЕ.
3. ДОПОТОПНЫЙ ПЕРИОД
КАИНИТЫ, сыны человеческие.
СИФИТЫ, сыны Божии: Сиф. 912, Енос 905, Каинан 910, Мелелеил 895, Иаред 962, Енох 365, Мафусаил 969, Ламех. 777, Ной 969
ПОТОП
IV. МИР ПОСЛЕПОТОПНЫЙ
НОЙ: Сим, Хам, Иафет.
СТОЛПОТВОРЕНИЕ ВАВИЛОНСКОЕ И РАССЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
I. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
19-17 века.
Патриархи примерно 1850 г.: Авраам, Исаак, Иаков,
Жены: Сарра, Ревекка, Рахиль, Лия.
Сыновья Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Наффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин.
II. ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ
430 лет, с 17 в. по 13 в.
Ш. ПЕРИОД ВОЖДЕЙ (1290-1200 )
Моисей, Иисус, Навин
а) Выход евреев из Египта (1260 )
б) Синайское Законодательство 1250
в) Завоевание Обетованной земли (1212-1200 )
IV. ПЕРИОД СУДИЙ (1200-1025)
Девора, Гедеон, Иеффай, Самсон, Илий, Самуил.
V. ПЕРИОД ЦАРЕЙ (до разделения)
САУЛ 1040-1010, ДАВИД 1010-970,СОЛОМОН 970-930
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО ЦАРСТВА ПОСЛЕ РАЗДЕЛЕНИЯ
Иудейское царство 930-586:
Пророки: Авдий 848-841, Иоиль 835-796, Михей 740-736, Исаия 736-716, Наум 640-609, Аввакум 609-597, Софония 597-586, Иеримия.
Цари: Ровоам 930-914, Авия 913-911, Аса 911-870, Иосафат 870-848, Иорам 848-841, Охозия 841, Гофолия 841-835, Иоас 835-796, Амасия 796-781, Озия 781-740, Иоафам 740-736, Ахаз 736-716, Езекия 716-687, Падение Самарии, Манасия 687-642, Амон 642-640, Иосия 640-609, Иоаким 609-597, Седекия 597-586.
Израильское царство 930-722:
Цари – Иероваам I 930-910, Навет 910-909, Ваас 909-886, Ила 886-885, Амврий 885-874, Ахав 874-53, Охозия 853-52, Иорам 852-41, Ииуй 841-14, Иоахаз 814-798, Иоас 798-783, Иероваам II 783-43, Менаим 743-38, Факия 738-37, Факей 737-32, Осия 732-24 Падение Самарки 721 г.
Пророки – Илия 874-53, Елисей 853-52, Иона 852-41, Амос 783-43, Осия 743-38.
Разрушение Иерусалима 586 г.
IV. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН 597-539
Пророки: Иеремия, Иезекииль, Даниил.
VII. ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ПЕРСОВ 539-332
I. Указ Кира об освобождения евреев из плена 538;
2. Построение Второго Иерусалимского храма 537-515;
3. Пророки: Аггей, Захария, Малахия;
4. Деятельность Ездры и Неемии (458-433);
5. Восстановление Иерусалимских стен (445-443);
VIII. ИУДЕЯ ПОД ГРЕЧЕСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ 332-143
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (336-323 )
Египет
Династия Птоломеев
Птоломей I Лаг 323-285
Птоломей II Филадельф 285-246
Перевод семидесяти 285
Птоломей Ш Филопатор 221-205
Сирия
Династия Селевкидов
Селевк I 305-281
Антиох Ш Великий 223-187
Селевк Филопатор 187-175
Антиох Епифан 175-164 Антиох Евпатор 164-162
ИУДЕЯ ПРИ МАККАВЕЯХ
Матафий 168-166
Иуда 166-160
Обновление храма 165
Симон 143-134
Иоанн Гиркан 134-104
Аристовул I 104-103 Александр Анней 103-76
Александра 76-67
Ариставул П, Гиркан П 67-63
IX. ИУДЕЯ ПОД РИМСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ
Начиная с 63 г. до н. э.
Завоевания Помпея на Ближнем Востоке
Антиатор 47-43
Ирод Великий 37-4 до н.э.
ПРИЛОЖЕНИЕ