Всеобщее ожидание спасителя

ИУДЕИ РАССЕЯНИЯ

Вавилонский плен, кроме того, что он послужил духовному воз­рождению евреев, имел еще другое, более важное и глубокое значе­ние для всего человечества. До него избранный народ жил более или менее отчужденно от остального мира, и свет истинной религии лишь изредка проникал за пределы земли обетованной. Теперь же, с при­ближением мессианских времен, свет этот должен был ярко засиять для всех, «живущих во тьме и тени смертной», т.е. для всех языческих народов, погрязших во тьме идолопоклонства. И этому великому делу оказали чудесное содействие те грозные ассиро-ва­вилонские завоеватели, которые, сами не сознавая того, послужили могущественным орудием промышления Божия. Переселяя цвет избран­ного народа в свою страну, бывшую центром языческой религии и язы­ческого просвещения, они вместе с тем переселяли к себе миссионеров и проповедников истинной религии, которая постепенно рассеивала тьму языческих заблуждений. Влияние это сказалось отчасти уже на самих царях завоевателях, как это видно из примера Навуходоносора и Кира; но затем оно распространялось все шире и действовало все глубже. С этого времени иудейский народ сделался народом как бы всемирным. Сначала иудеи рассе­яния представляли три больших ветви, – иудеев вавилонских, сирий­ских и египетских. Но затем завоевания греков и римлян значи­тельно расширили области иудейского рассеяния. Их теперь мож­но было встретить в Малой Азии, в Греции, Риме, Испании, по берегам северной Африки. Одним словом, иудеи после плена вавилонского рассеялись по всему древнему миру, так что римский географ Страбон не без основания говорит: «что едва ли можно найти на земле такое место, где бы не было этого племени и которым бы оно не владело». А иудейский писатель Филон к этому свидетельству добавляет: «Иудеи, не как другие народы, запертые в границах своей страны: они обитают почти по всему миру и расселились почти по всем материкам и островам». Рассеиваясь по всему миру, евреи не затеривались меж­ду иноплеменными и чужеземными народами, а как бы составля­ли один народ, связанный между собой неразрывными узами. Правда, они забыли свой язык, но общая вера в живого Бога соединяла их воедино и предохраняло от ассимиляции с другими народами. Где только ни жили иудеи, там они строили синаго­ги и каждую субботу собирались туда для слушания Закона Моисеева. Но одним из самых сильных средств поддерживания един­ства между иудейским миром было его постоянное сношение с Иеру­салимом, как общим центром всего иудейства. Это национальная исключительность и взаимная сплоченность иудеев рано стала возбуждать подозрение и вражду в языческих народах, и это неприязненное чувство еще более усиливалось, когда евреи явились сильными соперниками в торговых делах и захватывали в свои руки всю промышленность той или другой страны. Но, несмотря на враждебное отношение языческого мира к евреям, влияние их на этот мир не отрицали сами язычники, и оно усиливалось с каждым годом. Этому содействовало самое состояние языческого мира.

СОСТОЯНИЕ ЯЗЫЧЕСКОГО МИРА

Перед пришествием Спасителя мира языческий мир клонился к упадку и разложению. Великие монархии востока – Египетская, Асси­рийская, Вавилонская и Персидская – все поочередно господствова­ли и исчезали. Александр Македонский пытался воссоздать их на почве греческой культуры, но созданная им монархия не пережила своего основателя и после его смерти распалась на несколько от­дельных частей, которые легко сделались добычей Рима. И вот Рим – «железное царство», сделался властелином всего мира. Римские орлы победоносно пронеслись от берегов Евфрата на востоке до столбов Геркулеса на западе и от берегов северной Африки на юге до Британских островов на севере. Достоянием их сделалась вся площадь земного шара, на которой проходила древняя история. Великолепные военные дороги римлян соединяли между собой самые отчаленные страны; римское управление. общераспространенный греческий язык сблизили между собой народы всего цивилизованного мира, и началось изумительное круговращение в области религии, литературы, искусства и промышленности, какого еще не видно было в истории человечества. Рим, как столица мира, и из него обратно расходилась во все стороны свое­образная римская цивилизация. Это необычайно взаимообщение народов имело глубокое влияние на религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собой всевозможные языческие культы, и их бесконечное разнообразие по необходимости должно было привести к убеж­дению, что языческие боги являются произведением самих же народов и не в состоянии удовлетворять присущей человеку потребности в истинной религии. Сильнее всего это сказалось на самих римлянах, вера которых в своих богов уже раньше была подорвана распространением греческих философских со­чинений, прямо издевавшихся над олимпийскими богами, как над измышлениями человеческого разума. Но так как человек не может быть без религии, то началось томительное искание истинного Бога, и в поисках Его были перебраны все известные тогда религии и культы, и чем таинственнее был культ, тем больше имел он приверженцев. В это время мно­гие стали обращать внимание и на таинственного Бога Иегову, о Котором проповедовали евреи. Иудеи утоляли жажду ищущих правду язычников и обращали их в иудейство. Языч­ников, которые принимали иудейскую религию, называли про­зелитами. Прозелиты разделялись на два класса, пришельцев врат и пришельцев правды, отличавшихся между собой степенью принятия иудейства. Для первых достаточно было общей веры в Иегову с принятием «Ноевых законов», а от вторых тре­бовалось полное подчинение всем постановлениям Закона Моисеева.

Обращению в иудейство сильно способствовало и нравственное падение языческого мира, как неизбежное следствие падения рели­гиозного. Не видя никакой отрады в настоящем и потеряв всякую веру в будущее, люди задыхались от духовной пустоты и искали се­бе исхода или в безумных оргиях наслаждений, или же в самоубий­стве, которое сделалось самым обычным явлением. Удрученный печальной действительностью древнеримский философ Сенека счи­тал самоубийство лучшим способом избавления от невыносимого по­ложения. Но инстинкт самосохранения противодействовал принятию такого ужасного способа, и потому естественно большинство иска­ло другого исхода и находило его в присущей человеческому сердцу надежде на лучшее будущее.

Лучшие язычники стали надеяться, что откуда-нибудь долж­но было придти спасение, если не от людей, то свыше. И надежда эта как раз совпала с тем ожиданием Избавителя мира, которое все сильнее нарастало в иудейском мире и все шире распространялось через иудеев среди языческих народов. По свидетельству римских историков Светония и Тацита, в то время между римлянами ходила широко распространенная молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир. А римский поэт Вергилий в своей знаменитой четвертой эклоге воспевал младен­ца, который должен был восстановить золотой век. Младенец этот снизойдет с неба, и на земле водворится мир. Щедро он будет из­ливать свои дары: стада не будут бояться львов, ярмо снимется с шеи пашущего вола, и земледелец уже не будет работать в поте лица своего. Это славное мечтание римского поэта, несомненно, было отголоском знаменитого пророчества Исаии о том, что «родится Младенец, Которому нарекут имя: Чуд­ный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», и тогда «волк будет жить вместе с ягненком...» (Ис. 9, 6; II, 6 ).

Но особенно сильного напряжения достигло ожидание Мессии в иудейском народе. Древние предсказания пророков сделались предметом самого тщательного изучения и истолко­вания. Самой любимой книгой у евреев была книга пророка Даниила с ее точными определениями времени пришествия Мес­сии. Ожидание Мессии в Иудеи до такой степени было живо, что сами правители еврейского народа во времена Маккавеев принимали власть лишь условно: «доколе восстанет Пророк вечный» (I Мак, 14, 41). Люди невольно чувствовали, что пришло исполнение времен. При появлении всякого выдающе­гося проповедника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос. Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Христос, и хотели видеть в Нем всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и создаст на земле вечное еврейское царство.

Но более духовные люди ожидали в Нем истинного Мес­сию, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к Себе всех страждущих и обремененных и создаст вечное Божие царство на земле.

И истинный Мессия пришел наконец, и в ночь пришествия Его небеса над Вифлеемом иудейским огласились радостной песнью ангелов, возвещающих наступление новой эры в истории человечества: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в че­ловеках благоволение».

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ И ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

I. ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА

Шесть творческих дней или периодов.

2. ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ.

ГРЕХОПАДЕНИЕ.

3. ДОПОТОПНЫЙ ПЕРИОД

КАИНИТЫ, сыны человеческие.

СИФИТЫ, сыны Божии: Сиф. 912, Енос 905, Каинан 910, Мелелеил 895, Иаред 962, Енох 365, Мафусаил 969, Ламех. 777, Ной 969

ПОТОП

IV. МИР ПОСЛЕПОТОПНЫЙ

НОЙ: Сим, Хам, Иафет.

СТОЛПОТВОРЕНИЕ ВАВИЛОНСКОЕ И РАССЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

I. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

19-17 века.

Патриархи примерно 1850 г.: Авраам, Исаак, Иаков,

Жены: Сарра, Ревекка, Рахиль, Лия.

Сыновья Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Наффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин.

II. ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ

430 лет, с 17 в. по 13 в.

Ш. ПЕРИОД ВОЖДЕЙ (1290-1200 )

Моисей, Иисус, Навин

а) Выход евреев из Египта (1260 )

б) Синайское Законодательство 1250

в) Завоевание Обетованной земли (1212-1200 )

IV. ПЕРИОД СУДИЙ (1200-1025)

Девора, Гедеон, Иеффай, Самсон, Илий, Самуил.

V. ПЕРИОД ЦАРЕЙ (до разделения)

САУЛ 1040-1010, ДАВИД 1010-970,СОЛОМОН 970-930

ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО ЦАРСТВА ПОСЛЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

Иудейское царство 930-586:

Пророки: Авдий 848-841, Иоиль 835-796, Михей 740-736, Исаия 736-716, Наум 640-609, Аввакум 609-597, Софония 597-586, Иеримия.

Цари: Ровоам 930-914, Авия 913-911, Аса 911-870, Иосафат 870-848, Иорам 848-841, Охозия 841, Гофолия 841-835, Иоас 835-796, Амасия 796-781, Озия 781-740, Иоафам 740-736, Ахаз 736-716, Езекия 716-687, Падение Самарии, Манасия 687-642, Амон 642-640, Иосия 640-609, Иоаким 609-597, Седекия 597-586.

Израильское царство 930-722:

Цари – Иероваам I 930-910, Навет 910-909, Ваас 909-886, Ила 886-885, Амврий 885-874, Ахав 874-53, Охозия 853-52, Иорам 852-41, Ииуй 841-14, Иоахаз 814-798, Иоас 798-783, Иероваам II 783-43, Менаим 743-38, Факия 738-37, Факей 737-32, Осия 732-24 Падение Самарки 721 г.

Пророки – Илия 874-53, Елисей 853-52, Иона 852-41, Амос 783-43, Осия 743-38.

Разрушение Иерусалима 586 г.

IV. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН 597-539

Пророки: Иеремия, Иезекииль, Даниил.

VII. ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ПЕРСОВ 539-332

I. Указ Кира об освобождения евреев из плена 538;

2. Построение Второго Иерусалимского храма 537-515;

3. Пророки: Аггей, Захария, Малахия;

4. Деятельность Ездры и Неемии (458-433);

5. Восстановление Иерусалимских стен (445-443);

VIII. ИУДЕЯ ПОД ГРЕЧЕСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ 332-143

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (336-323 )

Египет

Династия Птоломеев

Птоломей I Лаг 323-285

Птоломей II Филадельф 285-246

Перевод семидесяти 285

Птоломей Ш Филопатор 221-205

Сирия

Династия Селевкидов

Селевк I 305-281

Антиох Ш Великий 223-187

Селевк Филопатор 187-175

Антиох Епифан 175-164 Антиох Евпатор 164-162

ИУДЕЯ ПРИ МАККАВЕЯХ

Матафий 168-166

Иуда 166-160

Обновление храма 165

Симон 143-134

Иоанн Гиркан 134-104

Аристовул I 104-103 Александр Анней 103-76

Александра 76-67

Ариставул П, Гиркан П 67-63

IX. ИУДЕЯ ПОД РИМСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ

Начиная с 63 г. до н. э.

Завоевания Помпея на Ближнем Востоке

Антиатор 47-43

Ирод Великий 37-4 до н.э.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации