История нагорного карабаха
1 Серебряная монета Карабахского Ханства — Панахабади, 1785, Карабах |
Долгое время территория Карабаха принадлежала государству, существующему в северной части Азербайджана — царству Кавказской Албании (не путать с Албанией на Балканах). Оно возникло в IV столетии до н.э., а прекратило свое существование в VIII столетии н.э. Позже Карабах постоянно был в составе ряда государственных формирований, управляемых династиями Азербайджана, а именно Саджидов (IХ-Х вв), Саларидов (X в.), Шаддадидов (Х-ХI вв.), Атабей-Эльданизов (ХП-ХШ вв.), Джаларидов (XIV-XV вв.), Каракоюнлу (XV), Аккоюнлу (ХV-ХVI вв.), Сефевидов (ХVI-ХVII вв.), а также иностранных империй, которым принадлежали территории Азербайджана, — Арабского халифата (VIII-IХ вв.), Великого Сельджука (ХI-ХII вв.), Монгол Хулакидов (ХIII-ХIV вв.) и Каджаров (ХVIII-ХIХ вв.).
2. Монастырь Гандзасар, общий вид, XIII в., Карабах, Агдеренский район |
В формировании азербайджанской нации участвовали, состязаясь между собой, различные веры и различные политические силы. Во время принятия христианства в Азербайджане существовало много этнических групп и конфессий. До IV столетия населения Кавказской Албании, будучи этнически азербайджанским, исповедовало языческие религии и, отчасти, религию огнепоклонничества (Зорастризм), которая особенно широко распространилась в Иране. В ходе исторического развития Азербайджана здесь в разное время преобладали то христианство, то ислам, вследствие чего, внутри азербайджанского этноса наблюдался раскол. Когда Кавказская Албания приняла христианство (313 г. н.э.) .-IV государственную религию, некоторые азербайджанцы отказались стать христианами и сохранили свои предыдущие верования. Разногласия углубились, когда -значительная часть населения начала исповедовать ислам.
Однако, Главная Албанская Церковь, основанная во время принятия христианства, продолжала свое •существование до 1836 года, пока царское правительство России, Российская империя. действуя в своих собственных интересах и используя религию, чтобы добиться влияния в регионе, не закрыла ее. Албанское Патриаршество по решению Синода было подчинено Армянской Григорианской Церкви, которая возникла в 1441 г., с того момента, как азербайджанская династия Каракоюнлу позволила перенести Армянское Патриаршество из Киликии в Эчмиадзин, ближе к Иравану (первоначальное азербайджанское произношение столицы независимого азербайджанского Иреванского Ханства, завоёванного Российской империей, Ереван — в наши дни). Христианское население Албании вынуждено было постепенно присоединиться к Армянской Церкви.
Даже когда местные кавказские албанцы Карабаха приняли армянское григорианство, некоторые отказались подчиниться и мигрировали на левый берег реки Куры — их потомки все еще живут в Огузском и Габалинском районах Азербайджанской Республики. В 1909-1910-м годах российские власти потворствовали Армянской Церкви, когда ею уничтожался местный албанский архив. включая образцы литературы Кавказской Албании. Российский историк В.Л. Величко сожалел об этом.
Для того, чтобы говорить об истории Армении, следует рассматривать появление первых этнических армян в целом в Азербайджане и, в частности, в Карабахе. Со времен средневековья до мая 1918 года, Армения, можно сказать, была надуманной территорией, лишь идеей, так как никакой стабильной административной структуры не существовало. Территория же, известная сегодня как Республика Армения, была сформирована посредством международных соглашений в 1920 — 1921 гг. на территории Западного Азербайджана.
По утверждению армянских историков, Армянское государство было создано в VI столетии до Малой Азии, под политическим контролем персидских, а затем и римских повелителей, вплотъ до упадка Римской империи в IV столетии нашей эры. Затем, с IX по XIV столетия н.э., начало свое существование Армянское царство. Но все эти события происходили вне пределов Кавказа. С появлением Османской империи, которая положила конец надеждам армян на создание суверенного государства, некоторые армяне переместились к северу — в центр Кавказа, где располагались такие азербайджанские города, как Гянджа и Зангезур. Начиная с XVIII столетия армяне приобрели такого союзника, как Россия, которая использовала их в своих отношениях с Османской и Персидской империями. Чтобы гарантировать успех собственной политики в регионе, менее всего заботясь о правах местного населения на свои «земли, Россия стремилась выжить местных жителей из своих домов. Особенно это проявлялось в таких азербайджанских областях, как Карабах и Зангезур.
3. Панах-Али хан - основатель Карабахского ханства |
4. Шуша. Стены крепости |
5. Ход захвата Северного Азербайджана Империей (1801-1828 гг.) |
6. Двухминаретная верхняя часть мечети Гевхар Ага, Шуша, начало XIX века, художник В.В. Верещагин |
националистов, связанные с созданием собственного государства за счет Азербайджана, были выгодны российским правителям, из-за совпадения интересов. Эта политика «разделяй и властвуй» велась и в советское время.
Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 года в России придали новый
7. Карабах в административно-территориальном делении Азербайджанской ССР (1920-1929 гг.) |
8. Договор, подписанный 14 мая 1805 г. в Кюрекчае между правителем Карабахского ханства Ибрагим-Халил ханом и русским генералом Цициановым об аннексии ханства в русское правление |
Армянская Советская Социалистическая Республика продолжала предъявлять те же самые территориальные требования, как и ее предшественники. В ответ на эти требования Кавказское Бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической партии на встрече, — состоявшейся 5 июля 1921 года, решило, что: «Учитывая необходимость достижения межнационального согласия между мусульманами и армянами, важность экономических отношений между Верхним и Нижним Карабахом и постоянных связей Верхнего Карабаха с Азербайджаном, необходимо сохранить Нагорный Карабах в пределах границ Азербайджанской Советской Социалистической Республики, и предоставить Нагорному Карабаху широкую автономию с городом Шушой, как административным центром«. В 1922 году Азербайджанская Советская Социалистическая Республика была принята в СССР.
А в июле 1923 года Центральный Исполнительный Комитет Советского Азербайджана предоставил Нагорному Карабаху
9. Мемориал, установленный в 1978 году в селе Марага Акдаринского района в Нагорном Карабахе (ранее Мардакерт) -по случаю 150-ой годовщины переселения армян в эти места из Марагинской области Ирана. На памятнике есть надпись: Марага-150 |
П олитика Советского Союза была далеко не беспристрастной. Здесь необходимо отметить следующее: например, то, что в отличие от ИКАО, где население состояло из 138 600 армян и 47 500 азербайджанцев (1989 г.), ни в Правительстве СССР, ни в Армянской ССР никогда не рассматривалась возможность предоставления даже самого небольшого статуса культурной автономии 300 000 азербайджанцев, проживавших компактно в Армении (население Азербайджана в то время составляло семь миллионов, а Армении — три миллиона). Мало того, многие азербайджанцы уже были насильственно высланы из Армении, особенно в 1948-50 гг. Этническая чистка в Армении была завершена в 1989 гг.
Необходимо также подчеркнуть, что большевики не вернули Азербайджану территории, потерянные им впредыдущих сражениях.
10. Чингиз Мустафаев (1960-1992) |
Армянские экспансионистские амбиции умело использовались центральными властями СССР, что в конечном счете, в конце 1980-х, привело к агрессии со стороны армян и бедствиям, перенесённым азербайджанцами. Кроме того, в 1992-93 гг. армяне, захватив Нагорный Карабах (Нагорно-Карабахскую Автономную Область) и семь прилегающих к нему районов Азербайджана, вершили беспрецедентные злодеяния на этих землях и провели здесь этническую чистку.
Понятно, что никакая история, никакие слова о надуманном «притеснении» не могут оправдать армянские территориальные притязания, которые привели к конфликту.
Власти Азербайджана прилагают немало усилий, чтобы добиться мирного разрешения этого трагического конфликта, устранения всех его последствий, включая, прежде всего, возвращение оккупированных территорий и возврат азербайджанского населения к родным очагам.
фол