Понятия государственной власти

Новосибирский государственный технический университет

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Контрольная работа

По теории государства и права

Вариант 3

Выполнил студент 1 курса:

Надеждин В.Б.

Группа ЮФ-43

Преподаватель: Сапунов А.А.

Новосибирск 2014

Содержание:

Понятие, структура и свойства государственной власти………3

Механизм (аппарат) государства и его структура……………….3

Формы и методы реализации функции государства………….....11

Право древнего государства и его источники …………………...12

Характеристика традиционно – религиозной правовой семьи...15

Понятия юридического прецедента, нормативного договора и их примеры ………………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………. 19

Понятия государственной власти

Власть - это способность одних структурных элементов общества подчинять своей воле другие структурные элементы общества.[1]

Государственная власть - это способность структурного элемента общества - государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения.[2]

Власть - это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.
Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.[3]

Власть в самом широком значении выступает как спо­собность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью принуждения.

Власть относится к важнейшим, определяющим поняти­ям государственной, политико-правовой сферы. Она прояв­ляет себя одновременно как причина и следствие государственно-политической жизни. Борьба за государственную власть и ее удержание — цель политики; проведение того или иного политического курса происходит с использова­нием необходимого средства — государственной власти.

Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и функционируют государственные органы.

К ним относятся:[4]

· принцип законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;

· принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;

· принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;

· принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;

· принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;

· принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;

· принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;

· принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;

· принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;

· принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;

· принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью.

Наши рекомендации