Понятия государственной власти
Новосибирский государственный технический университет
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Контрольная работа
По теории государства и права
Вариант 3
Выполнил студент 1 курса:
Надеждин В.Б.
Группа ЮФ-43
Преподаватель: Сапунов А.А.
Новосибирск 2014
Содержание:
Понятие, структура и свойства государственной власти………3
Механизм (аппарат) государства и его структура……………….3
Формы и методы реализации функции государства………….....11
Право древнего государства и его источники …………………...12
Характеристика традиционно – религиозной правовой семьи...15
Понятия юридического прецедента, нормативного договора и их примеры ………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………. 19
Понятия государственной власти
Власть - это способность одних структурных элементов общества подчинять своей воле другие структурные элементы общества.[1]
Государственная власть - это способность структурного элемента общества - государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения.[2]
Власть - это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.
Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.[3]
Власть в самом широком значении выступает как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью принуждения.
Власть относится к важнейшим, определяющим понятиям государственной, политико-правовой сферы. Она проявляет себя одновременно как причина и следствие государственно-политической жизни. Борьба за государственную власть и ее удержание — цель политики; проведение того или иного политического курса происходит с использованием необходимого средства — государственной власти.
Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и функционируют государственные органы.
К ним относятся:[4]
· принцип законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;
· принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;
· принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;
· принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;
· принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;
· принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;
· принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;
· принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;
· принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;
· принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;
· принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью.