Сравнение политических режимов

Учебная группа делится на две-три команды. Задача состоит в том, чтобы в процессе совместного обсуждения определить преимущества и недостатки двух типов политического режима – демократического и авторитарного. Используя лист ватмана, необходимо расставить в приоритетном порядке по двум колонкам на каждый режим положительные и отрицательные (как минимум по пять) качества. Побеждает команда, подобравшая большее количество характерных черт.

Материал: ватман, скотч, маркер.

Контрольные тесты:

1. Укажите черту, общую для всех определений политической системы:

а) адаптация к условиям окружающей среды;

б) применение узаконенного принуждения в обществе;

в) уравнительное распределение материальных благ;

г) авторитарные методы управления.

2. Бюрократия – это:

а) власть лучших или для лучших целей;

б) власть уполномоченных над неуполномоченными;

в) власть большинства над меньшинством;

г) власть немногих.

3. Что такое агрегация интересов? Кто выполняет эту функцию?

4. К какому типу социального государства Вы бы отнесли РФ?

5. Двухпартийная система существует в:

а) Германии;

б) России;

в) Великобритании;

г) Америке.

6. Сколько партий нужно, по Вашему мнению, в современном российском обществе?

7. Назовите страну, в которой формой правления является президентская республика…

а) Франция;

б) США;

в) Марокко;

г) Нидерланды.

8. Назовите страну с унитарным государственным устройством…

а) Канада;

б) Италия;

в) Германия;

г) Бразилия.

9. В какой из названных стран формой правления является президентско-парламентская республика?

а) Великобритания;

б) Франция;

в) Германия;

г) Япония.

Литература

Основная:

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Аспект Пресс, 2000.-447с.

2. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с.

3. Милецкий В.П. Социальное государство: Эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Сб. Политические процессы в России в сравнительном измерении.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.- 176с.

Дополнительная:

1. Андрейченко А.В. Партийный расклад//Политический класс.-2007.-№11

2. Дюверже Морис. Политические партии.- М.: Академ. Проект.-2002.- 520с.

3. Исаев Б.А. Политология: Учебное пособие.- СПб.: Военмех.- 2002.- 174с.

4. Куличенко А.В. Политические партии и развитие демократии: быт России и Германии//Политические исследования.- 2004. -2.

5. Маркарян К. Корпоративное государство//Политический класс.-2008.-№6

6. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ.- СПб.: Петрополис.- 1995.- 236с.

7. Холодковский К.Г. Противостояние левые-правые: анахронизм или смена координат//Политические исследования.- 2005.- 6.

Сайты политических партий:

http://www.edinros.ru

http://www.kprf.ru

http://www.ldpr.ru

http://www.spravedlivo.ru

http://www.sps.ru

http://www.yabloko.ru

Семинар 7. Демократия

План:

4 Понятие демократии, ее основные принципы, процедуры и формы.

5 Теории демократии.

6 Информационные технологии и “ компьютерная демократия”

Методические советы

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на многозначность понятия демократия и, следовательно, рассмотреть ее основные значения. Коротко отметив основные принципы, процедуры и формы демократии, студент должен проанализировать сильные и слабые стороны непосредственной и представительной демократий.

Второй вопрос требует рассмотрения следующих теорий демократии:

ü Античная теория;

ü Классическая теория;

ü Шумпетеровская тория;

ü Элитистские теории;

ü Плюралистические теории;

ü Рыночная демократия;

ü Суверенная демократия.

Третий вопрос может быть рассмотрен в форме дискуссии по вопросу – чего больше привносит «компьютерная демократия»: свободы или рабства?

Контрольные вопросы

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Проблемой всех демократических организаций является «железный закон олигархических тенденций», сформулированный Р. Михельсом. Его суть – управленческое решение, в конечном итоге, принимает узкий круг лиц. Сама логика управленческого труда ведет к формированию управленческой элиты, которая постепенно выходит из-под контроля рядовых членов и подчиняет деятельность организации (партии, профсоюза) своим интересам.

Насколько универсален, с Вашей точки зрения, этот «железный закон»?

2. Демократия - одна из самых парадоксальных форм правления. Продолжите заполнение таблицы «Демократия: плюсы и минусы» и сформулируйте выводы.

Положительные стороны (плюсы) демократии Отрицательные стороны (минусы) демократии
1. Утверждает состязательность политики, превосходство «слова» над силой; 1. Низкий профессионализм (некомпетентность большинства);
2. Опирается на политическое участие граждан; 2. Отсутствие персональной ответственности;
3. Утверждает открытость (публичность) общественных отношений (в т.ч. принятия решений); 3. Непостоянство и «внушаемость» массы людей;
4. …   4. …
5. …   5. …

3. На президентских выборах 2000 года в США, кандидат от демократической партии А.Гор набрал в целом больше голосов в свою поддержку, чем кандидат от республиканской партии Дж. Буш. Однако, в соответствии с американской избирательной системой президентом стал Буш.

Демократично ли это?

4. Как Вы оцениваете возможности «электронной демократии»?

5. Прокомментируйте следующие высказывания:

- демократия – «это правление народа, избранное народом и для народа» (А. Линкольн)

- «Быть демократом значит на деле считаться с интересами большинства народа, а не меньшинства» (В.И. Ленин)

Контрольные тесты:

1. Какие из приведенных оценок не относятся к демократическим политическим режимам?

а) все демократические режимы соблюдают права человека;

б) все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям;

в) все демократические режимы характеризуются разделением властей;

г) все демократические режимы основываются на президентской форме правления;

д) для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное устройство.

2. Чем современная демократия отличается от античной?

Античная демократия Современная демократия
1. Прямая 1. …
2. Воля большинства 2. …
3. Преследование инакомыслящих 3. …
4 Занятие должностей по жребию (кстати, в чем смысл?) 4. …
5. … 5. …

3. Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении демократии является сведение ее только к выборам. Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополнительные необходимые признаки демократии.

4. Кому принадлежит определение демократии как «институционального устройства для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть… через конкурентную борьбу за голоса избирателей»?

а) С. Липсету;

б) И. Шумпетеру;

в) А. Лэйну;

г) Ф. Шмиттеру.

Литература

Основная:

4. Васильева Н.А. Информационные возможности демократического процесса. Сб. Политические процессы в России в сравнительном измерении.- СПб.: СПбГУ.- 1997.- 176с

5. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 559с.

Дополнительная:

7. Горшков М.К., Петухов В.В. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые//Политические исследования.- 2004.- 8.

8. Красин Ю.А. Метаморфозы демократии в изменяющемся мире// Политические исследования.- 2006.- 4.

9. Лебедев В.А., Кирее В.В. Концепция суверенной демократии//Политический класс.-2007.-№6

10. Пантин И.К. Демократия в России: противоречия и проблемы// Политические исследования.- 2003.- 1.

11. Руденко В.Н. Новые Афины или Электронная республика (О перспективах развития прямой демократии в современном обществе)//Политические исследования.- 2006.- 4.

12. Филиппова Н.А. Прямая демократия в политико-правовой системе современной России//Политические исследования.- 2006.-4.

Наши рекомендации