Объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы).
Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, а общественные и иные некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации или союзы. Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели создают объединения в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Общественные и иные некоммерческие организации, объединяясь преследуют те общие цели, которые их могут объединить в силу отчужденности от предпринимательской деятельности и которые охватывают сферу общесоциальных интересов. Тем не менее, и те и другие объединения являются некоммерческими организациями.
В отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей п.1 ст.121 ГК предусматривает возможность создания объединений в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов участников объединения. По смыслу комментируемой нормы такие объединения создаются для осуществления в интересах их членов исключительно управленческих, а не предпринимательских функций. При этом ассоциации и союзы не являются органами, вышестоящими по отношению к образующим их субъектам, но функция координации предпринимательской деятельности этих субъектов предполагает управленческое воздействие на них со стороны органа, которому они добровольно делегировали соответствующие полномочия. Поскольку любое управление невозможно без соблюдения принципа обязательности управленческих решений, данный принцип целесообразно устанавливать в учредительных документах объединений.[8]
Гражданский кодекс не указывает на различия между ассоциацией и союзом. Все возможные различия могут быть связаны с особенностями их создания и деятельности определяемыми законодательством и учредительными документами.
По смыслу правил, содержащихся в п. 1 и п. 2 ст.121 ГК можно сделать вывод о том, что для создания объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей требуется соглашение между ними, а для общественных и иных некоммерческих организаций их решение, принятое на съезде или ином объединительном форуме.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) коммерческих организаций возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создавать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Ассоциации и союзы являются юридическими лицами, а их члены сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Учредительными документами ассоциаций и союзов являются учредительный договор, подписанный их членами, а также утвержденный ими устав. Учредительные документы помимо сведений, указанных в п.2 ст.48 ГК должны содержать порядок формирования имущества ассоциации (союза), внесения изменений в учредительные документы, условия о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации или союза.
Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза). Вместе с тем, воспользоваться этим правом он может лишь по окончании финансового года, т.е. после 31 декабря текущего года (см. ст.14 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»). Член ассоциации (союза) в случае выхода из объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если только эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации.
Член ассоциации (союза) может быть исключен из объединения по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза). В отношении имущественного взноса и ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).
Порядок реорганизации и ликвидации ассоциаций (союзов) определяется общими положениями о ликвидации юридических лиц с учетом особенностей содержащихся в законодательстве об объединениях юридических лиц.
Государственные объединения.
Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления.
Государственное объединение создается, как правило, по отраслевому принципу в целях осуществления общего руководства, общего управления деятельностью, координации деятельности и представления интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав объединения.
Государственное объединение находится в подчинении Правительства Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления, органа местного управления и самоуправления или государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления.
Государственные объединения являются некоммерческими организациями, за исключением случаев принятия в соответствии с законодательством решений о признании их коммерческими организациями.
Собственник имущества государственного объединения не отвечает по обязательствам государственного объединения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Правовое положение государственных объединений, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в их состав, определяются Гражданским кодексом и иными актами законодательства о таких объединениях, а также их уставами.
В состав государственного объединения могут входить государственные унитарные предприятия и (или) государственные учреждения по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании государственного объединения, или уполномоченного им органа, а также иные организации, индивидуальные предприниматели добровольно на условиях и в порядке, определенных уставом государственного объединения. Юридические лица могут входить в состав государственного объединения в соответствии с законодательством.
Решение о возможности вхождения в состав государственного объединения индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц принимается государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании государственного объединения, или уполномоченным им органом.
Участники государственных объединений сохраняют права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть ограничены или иным образом изменены в соответствии с законодательством.
Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, входящие в состав государственного объединения по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании государственного объединения, или уполномоченного им органа, могут быть исключены из его состава по решению этого органа (должностного лица).
Иные участники государственного объединения, входящие в его состав добровольно, вправе выйти из состава государственного объединения или могут быть исключены из этого состава в порядке, установленном уставом соответствующего государственного объединения.
Решения государственных объединений по вопросам, предусмотренным уставами государственных объединений и актами законодательства о таких объединениях, являются обязательными для их участников.
Государственное объединение не отвечает по обязательствам его участников, а участники государственного объединения не отвечают по обязательствам этого государственного объединения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Имущество государственного объединения находится в государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании государственного объединения, или уполномоченным им органом, а также уставом государственного объединения должно быть определено, на каком праве принадлежит имущество государственному объединению.
Имущество участников государственного объединения не входит в состав имущества государственного объединения.
Устав государственного объединения утверждается государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о его создании, либо уполномоченным им органом и является учредительным документом этого объединения.
В уставе государственного объединения должны быть определены порядок и источники формирования имущества государственного объединения.
В уставе государственного объединения, являющегося коммерческой организацией, помимо иных сведений, предусмотренных статьями ГК должны содержаться сведения о предмете деятельности государственного объединения.
[2] Подробнее о крестьянском (фермерском) хозяйстве см. «Промышленно – торговое право», 2000 г. № 1-2.
[3] См. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1995. С. 142.
[4] Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. – М.: «Дело», 1992. С. 41-42.
[5] О дочерних и зависимых обществах см. «Промышленно-торговое право», 2003 г. № 5-6.
[6] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 23. 2/146.
[7] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 123. 2/886.
[8] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1995. С. 163.