Критерии выставления оценки за устный ответ студента на экзамене
по дисциплине «Конституционное право»
Оценка экзамена (стандартная) | Требования к сформированным компетенциям |
отлично | Студент обладает глубокими и прочными знаниями программного материала; при ответе на все вопросы продемонстрировал исчерпывающее, последовательное и логически стройное изложение; правильно сформулировал понятия и закономерности по вопросам; использовал примеры из дополнительной литературы и практики; сделал вывод по излагаемому материалу |
хорошо | Студент обладает достаточно полным знанием программного материала; его ответ представляет грамотное изложение учебного материала по существу; отсутствуют существенные неточности в формулировании понятий; правильно применены теоретические положения, подтвержденные примерами; сделан вывод; один вопрос освещен полностью, а другой доводится до логического завершения при наводящих вопросах преподавателя. |
удовлетворительно | Студент имеет общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений; формулирует основные понятия с некоторыми неточностями; затрудняется в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения; один вопрос разобран полностью, другой не завершен до конца. |
неудовлетворительно | Студент не знает значительную часть программного материала; допустил существенные ошибки в процессе изложения; не умеет выделить главное и сделать вывод; приводит ошибочные определения; ни один вопрос не рассмотрен до конца, наводящие вопросы не помогают. |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
Коллоквиум
по дисциплине «Конституционное право»
Вопросы к коллоквиуму идентичны структуре и содержанию теоретической и практической части курса (см. разделы I и II РПУД).
Критерии оценки:
ü оценка «отлично» выставляется, если ответ показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа; умение приводить примеры современных проблем изучаемой области.
ü оценка «хорошо» выставляется за ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
ü оценкой «удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа; неумение привести пример развития ситуации, провести связь с другими аспектами изучаемой области.
ü оценкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа; незнание современной проблематики изучаемой области.
Доклад (сообщение)
по дисциплине «Конституционное право»
Темы докладов и сообщений соответствуют структуре и содержанию теоретической и практической части курса (см. разделы I и II РПУД).
Критерии оценки:
ü оценка «отлично» выставляется, если ответ показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа; умение приводить примеры современных проблем изучаемой области.
ü оценка «хорошо» выставляется за ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
ü оценкой «удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа; неумение привести пример развития ситуации, провести связь с другими аспектами изучаемой области.
ü оценкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа; незнание современной проблематики изучаемой области.
Дискуссия
по дисциплине «Конституционное право»
Темы для проведения дискуссии соответствуют структуре и содержанию теоретической и практической части курса (см. разделы I и II РПУД).
Критерии оценки:
ü оценка «отлично» выставляется, если ответ показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа; умение приводить примеры современных проблем изучаемой области.
ü оценка «хорошо» выставляется за ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
ü оценкой «удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа; неумение привести пример развития ситуации, провести связь с другими аспектами изучаемой области.
ü оценкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа; незнание современной проблематики изучаемой области.
Эссе
по дисциплине «Конституционное право»
Примерная тематика эссе:
1. Конституционное и государственное право в их соотношении.
2. Конституционно-правовая ответственность: миф или реальность?
3. Нуждается ли Конституция РФ в совершенствовании?
4. Реально ли прямое действие Конституции РФ?
5. Правовое государство: цель или констатация факта?
6. Соотношение принципов социального и правового государства.
7. Пределы влияния православной церкви в светском государстве.
8. Федерализм или унитаризм: что лучше для России?
9. Свобода в конституционном праве.
10. Референдум: роскошь или средство решения проблем?
11. Место Президента РФ в системе разделения властей.
12. Необходимость и порядок формирования Совета Федерации.
13. Целесообразность двойной ответственности Правительства РФ.
14. Нужна ли судебная система в субъекте РФ?
15. Целесообразность отделения местного самоуправления от государства в российских условиях.
Критерии оценки:
ü оценка «отлично» выставляется, если ответ показывает глубокое и систематическое знание всего программного материала и структуры конкретного вопроса, а также основного содержания и новаций лекционного курса по сравнению с учебной литературой. Студент демонстрирует отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей научной области. Знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой. Логически корректное и убедительное изложение ответа.
ü оценка «хорошо» выставляется за знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса; умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем в рамках данной темы; знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы. В целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.
ü оценкой «удовлетворительно» оцениваются фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса; затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии учебной дисциплины; неполное знакомство с рекомендованной литературой; частичные затруднения с выполнением предусмотренных программой заданий; стремление логически определенно и последовательно изложить ответ.
ü оценка «неудовлетворительно» выставляется за незнание, либо отрывочное представление о данной проблеме в рамках учебно-программного материала; неумение использовать понятийный аппарат; отсутствие логической связи в ответе.
Конспект
по дисциплине «Конституционное право»
Темы/разделы дисциплины, подлежащие конспектированию во время лекций, соответствуют структуре и содержанию теоретической части курса (см. разделы I и II РПУД).
Критерии оценки:
зачтено | Конспект полностью отражает тематику лекций без пропусков. Студент умеет четко и емко формулировать проблемы, рассмотренные на лекции; вычленять ключевые понятия, представленные в лекции; сопоставлять взгляды различных исследователей, а также формулировать и аргументировать собственное отношение к рассматриваемым ими вопросам. |
не зачтено | Конспект содержит значительные пропуски в содержании лекций. Студент не умеет ясно и лаконично формулировать те проблемы, которые рассматривались на лекции; не может вычленять ключевые понятия, представленные в лекции, либо не понимает их значения; не обнаруживает умения сравнивать взгляды различных исследователей; не способен формулировать и аргументировать собственное отношение к рассматриваемым в первоисточниках вопросам. |
Деловая (ролевая) игра
по дисциплине «Конституционное право»
I.
1. Тема (проблема): «Избирательный процесс: предвыборная агитация»
2. Концепция игры:Студенческая группа делится самостоятельно или преподавателем на 4 подгруппы. 3 подгруппы будут представлять в игре политические партии, участвующие в предвыборной гонке, 1 – избирателей. Студентам заранее дается домашнее задание, согласно которому группам – «политическим партиям» следует подготовить предвыборные программы и представить их избирателям. Задача избирателей, заслушав представленные программы, проанализировать их, дать оценку и проголосовать.
3. Роли:
- представитель политической партии;
- избиратель.
4. Ожидаемый результат:студенты на практике осваивают стадии избирательного процесса, требования к составлению документов, получают навыки оценки актуальности и оригинальности программ политических партий.
II.
1. Тема (проблема): Конституционный судебный процесс «Дело об ограничении активного избирательного права лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда»
2. Концепция игры:
Студентам заранее предоставляется фабула дела
Ознакомьтесь с фабулой дела и приведите аргументы в пользу заявителя / Государственной Думы (не менее двух и не более трёх страниц).
Статья «х» Конституции Российской Федерации гласит:
«1. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
2. Право граждан избирать и быть избранными может быть ограничено законом при условии соблюдения требований частей 2 и 3 статьи 55 настоящей Конституции».
Статья «у» Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» содержит следующее положение:
«1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы...
2. Не имеют права избирать ... граждане, ... содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
Заявитель, отбывающий наказание в виде лишения свободы на срок шесть лет за совершение разбойного нападения обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на то, что он был лишён возможности реализовать своё активное избирательное право. Он утверждал, что примененное в его деле положение закона о выборах депутатов Государственной Думы противоречит положению части 2 статьи «х» Конституции.
Предварительно изучив материалы студенты, должны разделиться на 3 команды: состав Конституционного Суда РФ, представители заявителя и представители органов государственной власти, принявших участие в разработке и принятии закона, нормы которого, подвергаются проверке на соответствие Конституции Российской Федерации. Задача команд аргументировать свою позицию как можно убедительнее.
3. Роли:
- состав Конституционного Суда РФ;
- представители заявителя;
- представители заявителя и представители органов государственной власти, принявших участие в разработке и принятии закона, нормы которого, подвергаются проверке на соответствие Конституции Российской Федерации
4. Ожидаемый результат:студенты осваивают процедуру конституционного судопроизводства, требования к составлению процессуальных документов, оценку доводов сторон.
Критерии оценки:
ü оценка «отлично»выставляется, если студент/группа выразили своё мнение по сформулированной проблеме, аргументировали его, точно определив ее содержание и составляющие. Приведены данные отечественной и зарубежной литературы, информация нормативно-правового характера. Продемонстрировано знание и владение навыком самостоятельной исследовательской работы по теме исследования; методами и приемами анализа юридической практики. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, нет.
ü оценка «хорошо» - работа студента/группы характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения; допущено не более 1 ошибки при объяснении смысла или содержания проблемы. Для аргументации приводятся данные отечественных и зарубежных авторов. Продемонстрированы исследовательские умения и навыки. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, нет.
ü оценка «удовлетворительно» - проведен достаточно самостоятельный анализ основных этапов и смысловых составляющих проблемы; понимание базовых основ и теоретического обоснования выбранной темы. Привлечены основные источники по рассматриваемой теме. Допущено не более 2 ошибок в смысле или содержании проблемы
ü оценка «неудовлетворительно» - если работа представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, анализа. Не раскрыта структура и теоретическая составляющая темы. Допущено три или более трех ошибок смыслового содержание раскрываемой проблемы
Кейс-задачи
по дисциплине «Конституционное право»
Практическое занятие № 1.