Место политических институтов в политической теории
Классическая политическая теория включает в себя не только обсуждение политических идеалов и индивидуальных обязанностей. Для Платона и Аристотеля, как и для Н. Макиавелли, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббса и других
представителей этой традиции, одна из основных проблем состояла в выяснении вопроса о том, какие политические институты могут обеспечить создание лучшего типа общества и личности. Книга «Государство» Платона в основном посвящена сравнению различных форм правления — тимократии, олигархии, демократии и тирании. В «Законах» Платона Афинянин, сравнивая конституции Спарты и Крита, отмечает, что государство необходимо не только для защиты от внешних врагов, но также и для обеспечения внутреннего мира и упрочения гражданских добродетелей: хороший законодатель защищает общество от дурного правления (от ошибок, заблуждений и искажения правил), что может быть сделано за счет достижения определенных институциональных соглашений. Другим примером является ситуация, при которой Афинянин использует приводимую в спартанской конституции типологию политических режимов для обсуждения вопроса о том, какой тип законов жители Кноса должны применить в их новой колонии, созданной на острове Крит (и названной ими Магнезия), чтобы создать там наилучшую форму правительства.
Аристотель в «Политике» продолжил обсуждение политических институтов и «правильного» общества. В IV книге он выдвинул обширную программу изучения политических институтов, где поставил целый ряд вопросов. Какова идеальная форма правительства? Какой тип конституции является оптимальным в различных обстоятельствах, далеких от идеала? Что характеризует конституции, не являющиеся «правильными» (идеальными) в различных неидеальных обстоятельствах? И какой тип конституции уместен в большинстве случаев (естественно, имеются в виду неидеальные случаи)? Аристотель также указывал на необходимость наличия различных институтов в правительстве и органах совещательной, исполнительной и судебной власти. Его рассуждения, основанные на глубоком изучении всевозможных сочетаний различных политических институтов, свидетельствуют о том, что Эллада представляла собой своеобразную лабораторию для исследования результатов этих процессов (Malnes, Midgaard, 1993; Sabin, 1961).
Аналогичные вопросы продолжали ставить многие мыслители на протяжении долгих столетий. И действительно, когда в конце XIX—начале XX вв. политическая наука начинала свое формирование в качестве современной академической дисциплины, античная традиция играла особую роль в этом процессе (гл. 2 наст. изд.). Как в Европе, так и в США, исследователи придавали большое значение проблеме, которую можно было бы назвать «конституционной архитектурой». Ее центральной темой был вопрос о том, какие типы конституций наиболее предпочтительны. Нередко интерес к этой теме выливался в детальные комплексные исследования происхождения и действия различных национальных конституций и отдельных политических институтов. В ряде стран, в частности, в северной Европе, это явилось следствием тесной взаимозависимости между политической наукой и конституционным законодательством, в значительной мере определяющейся немецкой традицией всеобщего учения о государстве — Allgemeine Staatslehre (Andren, 1928).
В последнее время политические институты заняли центральное место и в политической теории. Возрождению интереса к этой проблеме положила начало опубликованная в 1971 г. работа Дж. Роулза «Теория справедливости». Концепция Роулза шла в разрез с господствовавшим в то время в политической философии утилитаризмом, в ней особое внимание вновь уделялось таким традиционно нормативным вопросам, как справедливость, равенство и права
человека. Отвечая на некоторые критические замечания в одной из своих статей, Роулз отметил (отчасти самокритично), что исходные принципы его теории, следует рассматривать не как некие метафизические постулаты, но как принципы, которые сочетают в себе «интуитивные идеи, лежащие в основе политических институтов любого конституционно-демократического режима, и общественные традиции их интерпретаций» (Rawls, 1985, р. 226. — Курсив автора гл.). В своей последней книге, посвященной тематике политического либерализма, Роулз проводит различие между двумя типами логики действий — логикой «разума» и логикой «рассудка», причем логика «рассудка в отличие от логики разума носит общественный характер» (Rawls, 1993, р. 51). Вместо анонимной, стратегической ситуации игрового типа Роулз предлагает создание своеобразного дискурсивного политического института, в рамках которого представители различных точек зрения могли бы встречаться, чтобы путем обсуждений, дискуссий и соглашений пытаться находить те общие принципы социально-экономического порядка, которые должны превалировать в обществе (Rawls, 1993, р. 135f.; ср.: Soltan, 1987; Barry, 1995). Целью Роулза является создание общества, в котором всеобщее согласие значило бы больше, чем принципы справедливости, которым подчиняются политические институты. При этом такой консенсус ни в коей мере не ставится под сомнение, несмотря на наличие противоположных интересов у индивидов и групп по культурным, религиозным и идеологическим вопросам (Rawls, 1993, р. 131-172).
Далее, по мнению Роулза, именно справедливые политические институты могут способствовать построению справедливого общества, а не наоборот, справедливое общество создаст справедливые политические институты. Очевидно, что подобная позиция соответствует концепциям политических институтов античного периода. Институты — это не только «правила игры», они также воздействуют на бытующие в обществе ценности, такие, как справедливость, коллективная идентичность, принадлежность к сообществу, доверие и солидарность (March, Olsen, 1989, р. 126; ср.: Dworkin, 1977, р. 160 ff.). И. Элстер, например, доказывал, что «одной из задач политики, несомненно, является формирование таких социальных условий и институтов, при которых люди вели бы себя честно, поскольку они убеждены, что основополагающие структуры их общества справедливы» (Elster, 1987, р. 231). Если социальные нормы (например нормы, относящиеся к справедливости) изменяются в зависимости от характера политических институтов, то это значит, что в определенной степени мы сами решаем, какие из них доминируют в обществе, в котором живем, поскольку сами (по крайней мере, иногда) принимаем участие в определении характера наших политических институтов.
В своей книге «Трагедия политической науки» Д. Риччи отметил, что классические идеи политической науки были обусловлены нормативно насыщенными понятиями (справедливость, нация, права, патриотизм, общество, добродетель, тирания и т.д.). Трагедия современной политической науки, по его мнению, состоит в том, что большая часть таких понятий вытеснена, а на смену им дерзкий новый мир количественных данных и политического анализа принес такие безжизненные понятия, как «установка», «когниция», «социализация» и «система». Именно это смещение научных интересов — с критических, нормативно значимых вопросов об основах политики и демократии к вопросам об эмпирически управляемом и политически полезном — помогает объяснить тот кризис, в котором оказалась сегодня политическая наука
(Ricci, 1984, p. 296; ср.: Held, 1987, p. 273). Обновленное, с точки зрения позитивной и нормативной теории, понимание политических институтов может стать основой преодоления описанного Риччи кризиса. Роулз высказывает сходное мнение о том, что политические институты являются образованиями двойственной природы как эмпирической, так и нормативной, которые невозможно понять, если их нормативные основы остаются пустыми, незаполненными.