Советская модель тоталитаризма
Если в Германии и Италии основой тоталитаризма стало гипертрофированное восприятие национальной идеи, переросшей в расизм и шовинизм, то в России базой тоталитарной идеологии стала абсолютизация насилия и принуждения в реализации идеала социального равенства. Сам по себе этот идеал тоталитарным не являлся. Его реализация была целью деятельности всего социал-демократического движения, в том числе в странах демократии.
Партия большевиков: путь к власти. Условия России исключали возможность создания массовой социал-демократической партии, действующей легально, открыто декларирующей и обсуждающей свои цели. Возглавленная В.И. Лениным партия большевиков исходно формировалась как военизированная организация, способная руководить вооруженной борьбой масс против самодержавия.
Претендуя на то, что она является авангардом «передового класса», пролетариата, призванного осуществить всемирно-историческую миссию освобождения труда от власти капитала, партия большевиков подчеркивала, что сам пролетариат не способен ни выработать, ни усвоить в полном объеме ее «передовую» идеологию. Соответственно, представительство его интересов берет на себя монолитная группа единомышленников — партия «нового типа», владеющая единственно верной теорией и расценивающая всех своих оппонентов в качестве врагов прогресса. От имени составляющего меньшинство населения пролетариата предполагалось осуществлять его диктатуру над непролетарским, крестьянским большинством населения, перестраивая его жизнь в соответствии с абстрактными представлениями о справедливости.
Приход к власти партии большевиков, имеющей весьма ограниченное влияние, большинство членов которой ко времени начала первой мировой войны находилось либо в ссылке, либо в эмиграции, был бы невозможен, если бы не уникальные условия, сложившиеся в России в 1917 г.
Неудачи на фронтах первой мировой войны, развал экономики (паралич промышленности, железных дорог, начинающийся голод) привели к стихийному протесту масс, Февральской революции 1917 г., падению монархии. Однако утверждения демократии в России не произошло. В условиях войны, роста недовольства населения, сложного экономического положения, требующих быстрых, решительных действий, Временное правительство выжидало созыва Учредительного собрания. Введя выборность офицеров, свободу деятельности для всех политических сил, в том числе и отрицающих демократию, Временное правительство объективно способствовало развалу армии, усугублению политического хаоса. Местные лидеры самопровозглашенных и, строго говоря, в правовом отношении незаконных органов самоуправления — Советов, начали решать общероссийские проблемы на уровне губерний, уездов, городков.
Возможным выходом из хаоса была передача власти военным, однако Временное правительство отказалось от сотрудничества с генералом Корниловым осенью 1917 г., расформировав поддерживающие его части, лишило себя последней опоры.
В этой ситуации популистские и впоследствии не выполненные обещания большевиков (фабрики — рабочим, землю — крестьянам, мир — народам) встретили значительную поддержку в массах. Партия большевиков за короткое время стала массовой, хотя ни на одних свободных выборах 1917 г. — ни на съезды Советов, ни в Учредительное собрание она не получила перевеса (из 707 депутатов Учредительного собрания большевиков было лишь 175, то есть менее четверти).
Насильственный захват власти, у которой не осталось защитников, большевиками и поддержавшими их левыми эсерами и анархистами в октябре 1917 года не был для них самоцелью. Согласно идеям В.И. Ленина, революция в России, ее призыв к прекращению мировой войны должны были приблизить наступление европейской (мировой) революции. Считалось, что такая революция помогла бы и России продвинуться к достижению социалистического идеала.
От «военного коммунизма» к нэпу. Заминка с наступлением мировой революции, необходимость немедленно решать конкретные проблемы огромной страны породили идейный и политический кризис большевизма. Выход из войны путем односторонней капитуляции перед Германией и ее союзниками (Брестский мир 1918 г.), готовность признать законность любых государственных образований, возникших на территории бывшей империи, были восприняты в российском обществе как предательство национальных интересов. Правда, необходимо учитывать, что первоначально большевики рассматривали себя исключительно в качестве партии «мировой революции». Такое понятие, как интересы России, в их политическом лексиконе вплоть до 1930-х гг. отсутствовало. Существовавшее государство Российское рассматривалось только как империя, «тюрьма народов», подлежащая уничтожению.
В условиях начавшейся гражданской войны необходимость мобилизации всех ресурсов породила такой феномен, как политика «военного коммунизма». Она включила «красный террор», — внесудебные расправы с инакомыслящими. Был создан новый аппарат государственной власти, контролируемый правящей партией и возглавлявшийся партийными функционерами. Государство взяло на себя управление обобществленной собственностью, изымало «излишки» продукции у крестьянства (продразверстка), которые распределялись в городах на безденежной основе.
Принятая в 1918 г. конституция Советской России утверждала свободу слова, печати, собраний, однако на деле, в условиях «красного террора», эти права существовали лишь на бумаге. Показательно, что всеобщего и равного избирательного права большевики народам России даже формально не предоставили. Права голоса были лишены те, кто принадлежал к бывшим привилегированным слоям, для крестьянства и городских рабочих устанавливались различные нормы представительства.
Режим «военного коммунизма» многими лидерами партии большевиков воспринимался как реализация идеала социальной справедливости, хотя равенство в нищете и бесправии мало ему соответствовало. Этот режим обладал многими признаками тоталитарности. Однако он не мог быть долговечным. В стране со сложным этническим составом населения, преимущественно мелкотоварным, аграрным производством, преобладанием малограмотного сельского населения одномоментно установить тотальный контроль над всеми сферами жизни общества было невозможно. С завершением гражданской войны начались восстания крестьян, требовавших права распоряжаться плодами своего труда, забастовки рабочих, восстания в армии.
Это заставило правящую партию после завершения боев на основных фронтах гражданской войны в 1921 г. принять «новую экономическую политику», допускавшую элементы рыночной экономики. Сама партия большевиков не была монолитным образованием, вопрос выбора дальнейшего пути развития, его целей был предметом дискуссий в ее руководстве. Шел поиск того центрального звена идеологии, которое будет принято в обществе как абсолютная ценность и обеспечит тоталитарной партии массовую поддержку.
Этим звеном стала идея построения социализма в одной стране — СССР. По сути дела, речь шла о концентрации усилий на восстановлении разрушений, нанесенных гражданской войной, последующей ускоренной модернизации, которая должна была вывести СССР на передовые рубежи в мире по показателям индустриального развития. Подобная идея, с акцентом на особую роль государства в ее осуществлении, предполагающая укрепление основ государственности, отвечала историческим традициям России. Она подразумевала превращение ее преемника, СССР, в передовую в военном и техническом отношении державу.
Идея «мировой революции» не была полностью отброшена. Вопрос о ее реализации был лишь временно снят с повестки дня в ожидании более благоприятных для этого условий.
Тоталитарная диктатура в СССР и ее особенности. Тоталитарные начала в жизни общества, проявившиеся еще в политике «военного коммунизма», усиливались постепенно. Этапами утверждения тоталитаризма в СССР были запрещение фракционной деятельности в партии и провозглашение профсоюзов «школой коммунизма» (1921); разгром фракций и установление контроля над партией И.В. Сталиным и его сторонниками (к концу 1920-х); отказ от нэпа и переход к массовой коллективизации сельского хозяйства и форсированной индустриализации (1929); постепенное усиление террора — начиная от репрессий против «буржуазных специалистов» 1920-х гг. и кончая годами «великого террора» (1937—1938), от которого пострадали, по разным данным, от 5 до 7 млн. человек.
При том пути развития, который был избран в СССР, массовому террору беспрецедентных в истории масштабов, установлению жесточайшей диктатуры практически не было альтернативы.
Цели концентрации ресурсов в руках государства, создания системы их централизованного распределения на нужды модернизации могли быть достигнуты лишь при экспроприации собственности не только крупной и средней, но и мелкой буржуазии. Эта экспроприация, затрагивая интересы довольно широких слоев населения, привела к возникновению массовой потенциальной социальной опоры оппозиции сталинскому режиму, которую он стремился уничтожить.
Крайне низкий уровень оплаты труда, сведение его ниже минимума физического выживания работников стал важным ресурсом модернизации. Миллионы высланных, репрессированных вынуждены были трудиться под угрозой смерти. Принуждение к производительному труду остальной массы населения обеспечивалось как страхом наказания, так и идеологическими мотивами. Заставить трудиться с максимальной отдачей за минимальную по любым стандартам, нищенскую оплату широкие массы трудящихся можно было, лишь воодушевив их высокими социальными идеалами, которые сталинский режим черпал из марксистско-ленинской идеологии.
Главной социальной опорой советского тоталитаризма стал новый слой профессиональных управленцев, функционеров высшего и среднего звена правящей партии. Они осуществляли «учет и контроль» ресурсов и их распределение в масштабах всей страны, при этом постепенно повышая уровень собственного благосостояния. Для них утверждения, что в СССР на подлинно научной основе реализуется вековая мечта человечества о справедливом обществе, были не только продуктом искренней убежденности, но и порождением инстинкта социального самосохранения, оправдания законности собственной власти и привилегий. Именно по этой причине любые сомнения в правильности избранной стратегии развития, ее соответствии идеалам социального эгалитаризма, особенно выражавшиеся бывшими соратниками Ленина, побуждали провозглашать их «врагами народа». Не случайно многие труды основателей коммунистической идеологии, К. Маркса, Ф. Энгельса, ряд работ В.И. Ленина, были впервые опубликованы в СССР лишь после XX съезда КПСС, разоблачившего преступления сталинизма.
Как считал один из ведущих теоретиков социал-демократии К. Каутский, не было никаких оснований считать СССР социалистическим государством. По его мнению, большевики, «чтобы прийти к власти<...> выкинули за борт свои демократические принципы. И, чтобы удержать за собой власть, они свои социалистические принципы отправили вослед демократическим. Они отстояли себя персонально, но принесли в жертву свои принципы и этим проявили себя в качестве истинных оппортунистов. Большевизм победил в России, но социализм потерпел там поражение».
Особенность идеологии советского тоталитаризма определялась тем, что она была построена на абсолютизации тезиса о классовой борьбе, которая, согласно взглядам И.В. Сталина, должна была обостряться по мере продвижения по пути социализма. В фашистской идеологии основным противником были внешние силы, страны, способные помешать программе завоеваний, народы, не признающие арийцев высшей расой. В советском варианте тоталитаризма главный враг оказывался внутри страны. Первоначально это были представители бывших привилегированных слоев времен монархии и Временного правительства, затем крестьянство, подвергшееся раскулачиванию после коллективизации. Врагами оказывались «несознательные» представители рабочего класса, беднейшего крестьянства, члены самой правящей партии, склонные к «оппортунизму», иначе говоря — стремящиеся самостоятельно осмыслить, в том числе и с позиций марксистской теории, процессы, развертывавшиеся в СССР. Враждебными считались все политические силы за рубежом, не разделявшие коммунистической идеологии в советском ее понимании.
Изобилие врагов как внутри, так и извне порождало крайнюю подозрительность во внешней и внутренней политике, придавало ей неврастенический характер. Укрепление тоталитарного режима связывалось с успехами в модернизации, индустриализации и наращиванием военной мощи, а также с увеличением числа стран, строящих свою жизнь на основе марксистско-ленинской идеологии. В то же время отношение к разделявшим ее зарубежным коммунистам, а затем и к возникшим при помощи СССР коммунистическим режимам постоянно характеризовалось крайней настороженностью, недоверием, стремлением контролировать каждый их шаг.
БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич(1870—1924) родился в семье государственного чиновника в городе Симбирске, с отличием окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Его старший брат, Александр, был в 1887 г. казнен за участие в покушении на царя, после чего В. Ульянов, под предлогом участия в беспорядках, был исключен из университета. Тем не менее, в 1891 г. он сдал экзамены экстерном в Петербургском университете и получил диплом юриста.
Интерес к марксизму, популярному в России, пробудился у В.И. Ленина еще в студенческие годы. Уже его первые теоретические работы, посвященные доказательству того, что Россия развивается по пути капитализма и основные марксистские идеи вполне применимы и для ее условий, привлекли внимание российских марксистов. Приняв участие в создании первых нелегальных марксистских организаций, побывав в ссылке, В.И. Ленин становится профессиональным революционером. В 1900 г. он уезжает за границу, где и живет на средства партии, переезжая из одной страны в другую до Февральской революции 1917 г. (Лишь на непродолжительное время, в период революционных событий 1905—1907 гг., он появляется в России.) Именно за границей при самом активном участии В.И. Ленина проходит работа большинства съездов российской социал-демократии, издается ее газета «Искра», нелегально распространяющаяся в России.
В полемике между реформистским и радикальным течениями в европейской социал-демократии В.И. Ленин оказывается на стороне последнего. В своих работах он пытается доказать, что новые явления в развитии капитализма не отменяют, а напротив, повышают актуальность пролетарской революции. Считая Россию страной, где противоречия, присущие буржуазному обществу, накладываются на нерешенные проблемы предыдущего, феодального этапа развития, В.И. Ленин выдвинул идею, что мировая социалистическая революция может начаться именно в России, инструментом которой призвана стать партия нового типа — боевая организация революционеров. Эта идея расколола российскую социал-демократию. В.И. Ленин возглавил радикальную ее фракцию, выделившуюся в партию большевиков.
Первая мировая война, связанные с ней тяготы и лишения были расценены В.И. Лениным как шанс на реализацию революционной идеи. После Февральской революции 1917 г. В.И. Ленину и его сторонникам, находившимся в Швейцарии, была предоставлена возможность пересечь территорию воюющей с Россией Германии, чтобы через нейтральную Швецию попасть в Петербург. Германские власти, естественно, не симпатизировали идеям большевизма, но были готовы использовать любой шанс, чтобы ослабить своих противников.
При захвате власти в Петрограде в октябре 1917 г. В.И. Ленин и его сторонники полагали, что эта акция пробудит Европу, положит начало европейской и мировой революции. Россия и ее интересы были принесены ими в жертву абстрактной идее, которая не реализовалась. Все основные политические действия Советского правительства в 1917—1921 гг. принимались и рассматривались В.И. Лениным под одним углом зрения — их влияния на «вызревающую» мировую революцию. Реализм Ленина проявлялся лишь в том, что он отвергал идеи своих наиболее радикальных единомышленников об «экспорте революции», свержении силой оружия правительств других стран, опасаясь поражения. Единственная такая попытка, предпринятая во время советско-польской войны 1920—1921 гг., закончилась полным провалом.
Вынужденный признать, что «мировая революция несколько задерживается», тяжело больной В.И. Ленин в 1922 г. пишет ряд работ, опубликованных только в 1950-е гг.
В набросках проходит мысль о том, что, возможно, путь реформ, избранный европейской социал-демократией, более продуктивен, что при условии восстановления в России экономики, действующей на рыночных принципах, целесообразно восстановить ее участие в мировых хозяйственных связях, нормализовать отношения с капиталистическим миром. Болезнь и смерть в 1924 г., однако, не дают возможности В.И. Ленину развить эти идеи. Превращенный в объект для поклонения, В.И. Ленин используется своими преемниками, прежде всего И.В. Сталиным, для утверждения законности жесточайшей тоталитарной диктатуры, не имеющей ничего общего с социалистической, эгалитаристской, идеей.
Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович(1879—1953) родился в небольшом городке Гори. Его отец, сапожник, хотел, чтобы сын пошел по его стопам, однако, несмотря на более чем скромный достаток, мать настояла, чтобы Иосиф поступил в духовное училище. Как лучший ученик он был зачислен в православную духовную семинарию в Тифлисе, где учился до 1899 г. В период учебы в семинарии Сталин знакомится с марксистской литературой, получившей большую популярность в России, начинает сотрудничать с нелегальными социал-демократическими кружками, возникавшими повсюду в России. Будучи исключен из семинарии за нарушение дисциплины, И. Джугашвили устроился на работу в обсерватории, однако основная его деятельность была связана с сотрудничеством в РСДРП. С 1902 по 1913 г. он шесть раз подвергался аресту и ссылке в Сибири, четыре раза ему удавалось бежать. Жизнь профессионального революционера усилила такие черты характера Сталина (партийный псевдоним Джугашвили), как скрытность, замкнутость, нелюдимость, грубость. В периоды между арестами Сталин участвовал во многих съездах РСДРП, примыкая к фракции большевиков, в 1912 г. был избран членом ЦК партии. В основном Сталин зарекомендовал себя организатором нелегальной деятельности, в частности он был инициатором ряда террористических акций, таких, как налеты на банки, почтовые вагоны, на инкассаторов, в ходе которых средства «экспроприировались» на нужды партии.
В 1913 г. И. Сталин вновь был арестован и вернулся из ссылки в Петроград лишь после Февральской революции 1917 г. В дискуссиях, едва не расколовших партию большевиков — о перспективах дальнейшего развития революции, о Брестском мире с Германией, И.В. Сталин принимал пассивное участие, занимая сперва двойственную позицию, а затем, примыкая к тем, чья точка зрения брала верх.
После Октябрьской революции, как представитель нации, считавшейся ранее угнетенной, он становится наркомом (министром) по делам национальностей. Благодаря репутации выдающегося организатора выступает в роли уполномоченного партии с чрезвычайными правами на фронтах гражданской войны. В 1922 г. И.В. Сталин получает назначение на вновь введенную должность Генерального секретаря партии. При этом подразумевалось, что он выступает в роли руководителя не партии, а ее канцелярии, занимаясь текущей «бумажной» работой. Фактически же, Сталину, пользуясь пренебрежением к этой работе остальных лидеров, болезнью В.И. Ленина, удалось сконцентрировать в своих руках основные рычаги реальной власти, включая назначение руководителей на местах.
В развернувшейся в 1920-е гг. борьбе за власть в партии И.В. Сталину удалось установить над ней безраздельный контроль. Все, в ком И.В. Сталин видел своих конкурентов — Л. Троцкий, А. Зиновьев, Л. Каменев, Н. Бухарин и другие, были обречены на поражение. Будучи мастером интриги, Сталин первоначально использовал их соперничество, чтобы выдавать естественные теоретические разногласия за попытку создать оппозицию «генеральной линии» партии, с которой борьба велась административными и репрессивными методами. Попытки последних оппонентов И.В. Сталина, в частности Н. Бухарина, победить его теоретическими аргументами были бессмысленны. Сталин не вел научных дискуссий, он изрекал истины, ясные и понятные малограмотному большинству членов партии, особенно партийным функционерам. При этом он не был ни ярким оратором, ни выдающимся теоретиком. Идеи марксизма были использованы И.В. Сталиным как обосновывающие абсолютную правоту лидера партии, выступающей от имени передового класса. Лидер ссылался на отдельные теоретические положения марксизма, высказывания В.И. Ленина так же, как на цитаты из Библии, толкуя их так, как того требовали обстоятельства. Все, кто сомневался в мудрости вождя, автоматически оказывались не только его личными врагами, но врагами прогресса, народа, подлежали устранению.
Для Сталина и поддерживающих его функционеров партии был, прежде всего, свойственен прагматизм. Морально-этические соображения, правовые нормы признавались лишь тогда, когда это было выгодно. Благом для них выступало лишь то, что укрепляло их власть. Все, что представлялось угрозой ей — извне или внутри страны, — было враждебным. Укреплению власти служили как террор и репрессии, так и укрепление индустриального, военного потенциала страны.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из работы К. Каутского «Терроризм и коммунизм»:
«Чтобы спасти промышленность, пришлось над рабочими создать новый класс чиновничества, которое все более и более присваивало себе власть, а свободы рабочих обратило в тень. Это произошло, конечно, не без сопротивления рабочих, которое росло тем сильнее, что при всеобщем развале промышленности и транспорта и все увеличивающейся изоляции деревни от города и пропитание рабочих, несмотря на высокие заработки, стало отчаянным. Восхищение рабочих большевиками исчезало у одной категории рабочих за другой, но их оппозиция была неорганизованной, распыленной и невежественной — лицом к лицу с замкнутой фалангой их сравнительно более образованной бюрократии <...> из самодержавия рабочих советов возникает самодержавие бюрократии, частью вышедшей из этих советов, частью ими назначенной, частью им навязанной, — бюрократии, являющейся высшим из трех классов города, этим классом господ, растущим под руководством старых коммунистических идеалистов и борцов <...> Теперь правительственная и капиталистическая бюрократия слиты воедино: таков заключительный аккорд великого социалистического преображения, принесенного большевизмом. Это означает самую мучительную тиранию, когда-либо выпадавшую на долю России».
Из работы Л.Д. Троцкого «Иосиф Сталин. Опыт характеристики»:
«Не Сталин создал аппарат. Аппарат создал Сталина. Но аппарат есть мертвая машина, которая, как пианола, не способна к творчеству. Бюрократия насквозь проникнута духом посредственности. Сталин есть самая выдающаяся посредственность бюрократии. Сила его в том, что инстинкт самосохранения правящей касты он выражает тверже, решительней и беспощадней всех других».
Из книги Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»:
«Пятилетний план не осуществляет все-таки царства социализма, он осуществляет государственный капитализм. Высшей ценностью признаются не интересы рабочих, не ценность человека и человеческого труда, а сила государства, его экономическая мощь. Коммунизм в период сталинизма не без основания может представляться продолжением дела Петра Великого. Советская власть есть не только власть коммунистической партии, претендующей осуществить социальную правду, она есть также государство и имеет объективную природу всякого государства, она заинтересована в защите государства и в его экономическом развитии, без которого власть может пасть. Всякой власти присущ инстинкт самосохранения, которое может стать главной целью».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие факторы развития России способствовали установлению тоталитарного режима?
2. Назовите основные проявления тоталитаризма в СССР. Сравните их с идеологией и политикой итальянского фашизма и германского национал-социализма. Что в них общего, чем они отличаются?
3. Подготовьте сообщение «Основные этапы утверждения тоталитарного режима в СССР: общее с другими тоталитарными государствами и особенное».
4. Раскройте ваше понимание высказывания К. Каутского о том, что большевики «проявили себя в качестве истинных оппортунистов». С каких позиций автор осуждал их деятельность? Сравните взгляды К. Каутского, Л.Д. Троцкого, Н.А. Бердяева на политику большевиков. В чем их оценки совпадали?