Занятие 7. Советская модель модернизации (1918-1945 гг.)

1.Боффа Дж. История Советского Союза: [пер. с ит.]. в 2 т.: т. 1. От революции до Второй мировой войны; Ленин и Сталин, 1917-1941 / Джузеппе Боффа; [общ. ред. Е. А. Амбарцумова]. – М.: Международные отношения,1994.– http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:40136&theme=FEFU

2.Боффа Дж. История Советского Союза: [пер. с ит.]. в 2 т.: т. 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы; Сталин и Хрущев, 1941-1964 / Джузеппе Боффа. – М.: Международные отношения, 1994. – http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:40138&theme=FEFU 3.Война и общество в XX веке: в 3 кн.: кн. 2. Война и общество накануне и в период Второй мировой войны / Российская академия наук, Институт всеобщей истории, Ассоциация историков Второй мировой войны; сост. О.А. Ржешевский; отв. ред. Е.Н. Кульков. – М.: Наука, 2008. – http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:288221&theme=FEFU

4.Соколов А.К. Курс советской истории 1917-1940: [учебное пособие] / А. К. Соколов. – М.: Высшая школа, 1999. – http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:9450&theme=FEFU

Занятие 8. Социально-политическая эволюция советского общества и становление новой российской государственности (1946-2000 гг.)

1. Война и общество в XX веке: в 3 кн.: кн. 3. Война и общество в период локальных войн и конфликтов второй половины XX века / Российская академия наук, Институт всеобщей истории; сост. О.А. Ржешевский; отв. ред. Ю.А.Никифоров.–М.:Наука,2008.–http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:288224&theme=FEFU

2. История России в новейшее время 1985 – 2009 гг.: учебник / [А. Б. Безбородов, Н. В. Елисеева, Т. Ю. Красовицкая и др.]; отв. ред. А. Б. Безбородов; Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архивный институт. – М.: Проспект, 2010. – http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:296472&theme=FEFU

3. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти, 1945-1991 / Р.Г. Пихоя. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:14287&theme=FEFU

4. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учебное пособие / С.Л. Анохина и др; Под ред. Я.А. Пляйса. - 3-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=427584

5. Соколов А.К. Курс советской истории 1941-1991: [учебное пособие] / А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова; под ред. А. К. Соколова. – М.: Высшая школа, 1999. – http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:9451&theme=FEFU

6. Яник А.А. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985–1999) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: МГУ имени М.В.Ломоносова (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), 2012. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71812

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Электронная энциклопедия «Россия в подлиннике» http://runivers.ru

2. «Старинные карты Российской Империи с XVII по XXI вв.» http://www.raremaps.ru/

3. Русская история при поддержке Императорского Русского исторического общества. Журнал «Русская история». Материалы о деятельности исторических и краеведческих музеев http://moscowia.su/

4. «Российская Империя. История государства Российского» http://www.rusempire.ru/.

5. Архив журнала «Родина». http://www.istrodina.com/rodina_arch.php3

6. Научно-публицистический журнал «Актуальная история». Статьи. Документы. Видеоматериалы. Биографический справочник. http://actualhistory.ru/

7. Электронный журнал «Мир истории». http://www.historia.ru/

8. «Историк» – историко-политический журнал. http://www.historicus.ru/

9. Раздел «История» в Библиотеке Гумер. Электронные версии книг по российской истории. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php –

10. «Документы советской эпохи». Специальный сайт Федерального архивного агентства, на котором представлены исторические источники по истории России ХХ в. http://sovdoc.rusarchives.ru/#main

11. «Новейшая история России». Электронный журнал. http://www.modernhistory.ru/index2.htm

12. Сайт ИНИОН РАН, электронная версия журнала «Россия и современный мир» http://www.inion.ru/index.php?page_id=129

Перечень информационных технологий

И программного обеспечения

1. Blackboard

2. Электронная энциклопедия «Россия в подлиннике» http://runivers.ru

3. «Старинные карты Российской Империи с XVII по XXI вв.» http://www.raremaps.ru/

4. Русская история при поддержке Императорского Русского исторического общества. Журнал «Русская история». Материалы о деятельности исторических и краеведческих музеев http://moscowia.su/

5. Научно-публицистический журнал «Актуальная история». Статьи. Документы. Видеоматериалы. Биографический справочник. http://actualhistory.ru/

6. Электронный журнал «Мир истории». http://www.historia.ru/

7. «Историк» – историко-политический журнал. http://www.historicus.ru/

8. «Документы советской эпохи». Специальный сайт Федерального архивного агентства, на котором представлены исторические источники по истории России ХХ в. http://sovdoc.rusarchives.ru/#main

9. «Новейшая история России». Электронный журнал. http://www.modernhistory.ru/index2.htm

10. Сайт ИНИОН РАН, электронная версия журнала «Россия и современный мир» http://www.inion.ru/index.php?page_id=129

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «История» структурирован по хронологическому и тематическому принципам, что позволяет систематизировать учебный материал, а также подчёркивает связь с другими дисциплинами.

В процессе изучения материала учебного курса предлагаются разнообразные формы работ: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, выполнение тестовых заданий, контрольные работы.

Лекционные занятия ориентированы на освещение наиболее сложных тем разделов курса и призваны ориентировать студентов в предлагаемом материале, заложить научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов.

Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, основные даты следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников, и тем самым, отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.

Темы семинарских занятий акцентированы на наиболее принципиальных и проблемных вопросах мировой и отечественной истории.

Подготовку к каждому семинарскому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме практического занятия и по возможности подготовить по нему презентацию. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении контрольных работ.

Внеаудиторная самостоятельная работа по отдельным разделам и темам дисциплины осуществляется по рекомендованным преподавателем материалам. Она нацелена на углубление и закрепление знаний студентов по истории, развитие их практических навыков исторического анализа при характеристике общественно-политических, социально-экономических проблем прошлого и настоящего; направлена на развитие интеллектуальных умений, развитие общекультурных и профессиональных компетенций, развитие творческого потенциала личности студента.

Виды самостоятельной работы:

- подготовка к семинарским занятиям;

- написание исторического эссе (темы предусматривают раскрытие роли личности в истории)

VII. мАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Сведения о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса: лекционные и практические занятия по дисциплине «История» проходят в аудиториях, оборудованных компьютерами типа Lenovo C360G-i34164G500UDK с лицензионными программами MicrosoftOffice 2010 и аудио-визуальными средствами проектор Panasonic DLPProjectorPT-D2110XE, плазма LG FLATRON M4716CCBAM4716CJ. Для выполнения самостоятельной работы студенты в жилых корпусах ДВФУ обеспечены Wi-Fi.

Приложение 1

Занятие 7. Советская модель модернизации (1918-1945 гг.) - student2.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

Школа гуманитарных наук

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение самостоятельной работы ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «История»

Для направлений подготовки: 01.03.02; 01.03.04; 02.03.01; 02.03.03; 03.03.02; 04.03.01; 05.03.01; 05.03.02; 05.03.04; 05.03.06; 06.03.01; 06.03.02; 07.03.01; 08.03.01; 09.03.01; 09.03.03; 09.03.04; 11.03.02; 11.03.03; 11.03.04; 12.03.01; 12.03.04; 13.03.01; 13.03.02; 14.03.01; 15.03.01; 15.03.03; 15.03.06; 18.03.02; 19.03.04; 21.03.01; 21.03.02; 23.03.01; 23.03.02; 26.03.02; 27.03.05; 34.03.01; 37.03.01; 37.03.02; 38.03.01; 38.03.02; 38.03.03; 38.03.04; 38.03.05; 38.03.07; 39.03.01; 39.03.02; 41.03.01; 41.03.03; 41.03.04; 41.03.05; 42.03.01; 42.03.02; 42.03.03; 43.03.03; 45.03.01; 45.03.03; 47.03.01; 47.03.03; 49.03.01

Форма подготовки очная

Владивосток

Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает:

· соотнесение содержания контроля с целями обучения;

· объективность контроля;

· валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

· дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

Формы контроля самостоятельной работы.

1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

2. Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.

3. Обсуждение результатов выполненной работы на семинарском занятии, консультации.

4. Тестирование.

5. Устный опрос.

6. Зачёт.

Критерии оценки выполнения самостоятельной работы

Критериями оценок выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентами учебного материала;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Самостоятельная работа нацелена на углубление и закрепление знаний студентов по истории, развитие их практических навыков исторического анализа, способности использования знаний, умений исторического анализа при характеристике общественно-политических, социально-экономических проблем прошлого и настоящего; направлена на развитие интеллектуальных умений, развитие общекультурных и профессиональных компетенций, развитие творческого потенциала личности студента.

Самостоятельная работа включает в себя несколько видов деятельности студентов. Это: подготовка к семинарским занятиям и написание исторического эссе (темы предусматривают раскрытие роли личности в истории).

Подготовка к семинарским занятиям

В процессе подготовки к семинарским занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Семинарские занятия по дисциплине «История» будут проводиться с использованием следующих методов активного/интерактивного обучения:

- Круглый стол – темы 2 и 8

- Дискуссия – тема 7

- Диспут – тема 6

- Коллоквиум – тема 3

- Обсуждение в группах – темы 1, 4, 5

Круглый стол

В данном семинаре могут принять участие специалисты-ученые, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т.п. В процессе коллективной работы вместе с руководителем семинара (преподавателем) и приглашенными специалистами студенты обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать. Такие семинары демонстрируют демократичность, активный характер обсуждения вопросов, побудительность к самостоятельному творческому мышлению.

Как правило, круглый стол начинается с выступления преподавателя, затем сообщения делают участники семинара (одно-два выступления по 7-10 мин., на каждый вопрос). После этого студенты (или специалисты при их присутствии) отвечают на вопросы, которые преподаватель поручил в процессе подготовки круглого стола и/или во время его. В ходе обсуждения этих вопросов студенты вступают в диалог с преподавателем (и/или приглашенными специалистами при их присутствии), выражают свое отношение к рассматриваемым проблемам. Преподаватель (и/или специалисты при их присутствии) также получают возможность представить свою точку зрения на указанную проблему. Завершается круглый стол подведением итогов преподавателем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на семинаре, организацию, степень участия студентов в обсуждении.

Важным достоинством круглого стола является широкая возможность получить квалифицированные ответы по наиболее актуальным и сложным для самостоятельного осмысления проблемам и высказать, в свою очередь, их понимание студентом.

Дискуссия

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование исторического познания по средствам совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических исторических проблем. Таким образом, дискуссионный метод выступает в качестве средства не только обучения, но и воспитания. Принцип единства обучения и воспитания, казалось бы, предопределяет тесную взаимосвязь уровней нравственного и интеллектуального развития.

На семинаре-дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на предыдущих лекциях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать.

Данный семинар-дискуссия содержит элементы «мозгового штурма». Участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяют главные, обсуждают и развивают, оценивают возможности их доказательства или опровержения.

Преподаватель по мере надобности вводит в дискуссию любую ролевую позицию. Целесообразно вводить не одну, а две парные роли (два логика, два эксперта), с тем, чтобы большее число студентов получили соответствующий опыт.

Во время семинара-дискуссии преподаватель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада студента, фиксирует противоречия в рассуждениях. На таких занятиях необходим доверительный тон общения со студентами, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу студентов, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.

Семинар-диспут

На таком занятии проверяется способность обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Перед обучающимися заранее ставится проблема (проблемы), выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ.

На обсуждение выносятся, как правило, 3-4 вопроса. В соответствии с ними создаются "малые полемические группы" - по две на каждый вопрос или в целом учебная группа делится на две части. Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации.

Успех здесь во многом зависит от преподавателя - руководителя семинара, который выступает в качестве режиссера, от его умения создать на занятии психологический комфорт, обстановку свободы и раскованности участников семинара, от строгого соблюдения этики дискуссии. Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др. Семинар-диспут требует основательной подготовки от всех его участников, особенно ведущих полемических групп. В заключительном слове преподаватель оценивает результаты дискуссии, работу на семинаре полемических групп и их ведущих, а также каждого участника семинарского занятия в отдельности.

В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение проблемных вопросов совместно с преподавателем.

Коллоквиум

Слово коллоквиум происходит от латинского colloqium и означает «беседа». Так называется способ промежуточной оценки знаний студента, с помощью которого можно понять, насколько хорошо студенты усваивают материал курса. В ходе коллоквиума могут также проводиться письменные работы. К каждому коллоквиуму студент заранее получает перечень вопросов, по которым будет проходить беседа или письменная контрольная работа. Если коллоквиум предполагает разговор-беседу в студенческой аудитории, то в ходе обсуждения студент должен обосновать, аргументировать свою точку зрения.

Обсуждение в группах

На таком занятии проверяется способность обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Перед обучающимися заранее ставится проблема (проблемы), выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ.

На обсуждение выносятся, как правило, 3-4 вопроса. В соответствии с ними создаются "малые полемические группы" - по две на каждый вопрос или в целом учебная группа делится на две части. Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации.

Успех здесь во многом зависит от преподавателя - руководителя семинара, который выступает в качестве режиссера, от его умения создать на занятии психологический комфорт, обстановку свободы и раскованности участников семинара, от строгого соблюдения этики дискуссии. Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др. Семинар-диспут требует основательной подготовки от всех его участников, особенно ведущих полемических групп. В заключительном слове преподаватель оценивает результаты дискуссии, работу на семинаре полемических групп и их ведущих, а также каждого участника семинарского занятия в отдельности.

В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение проблемных вопросов совместно с преподавателем.

На семинарском занятии студент может выступить с публичной презентацией. Тема публичной презентации должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме учебного занятия. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку умения самостоятельно обобщать материал и делать в заключении выводы, умения ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы, отработку навыков ораторства, умения отстаивать собственное мнение в ходе дискуссии. Докладчики должны знать и уметь: сообщать новую информацию; использовать технические средства; хорошо ориентироваться в теме всего семинарского занятия; дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы; четко выполнять установленный регламент (не более 10 минут); иметь представление о композиционной структуре доклада и др.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода. Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов. Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint. Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.

Последовательность подготовки презентации:

1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.

2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).

3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.

4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.

5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.

6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).

7. Проверить визуальное восприятие презентации.

К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда. Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека. Диаграмма –визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией.

Практические советы по подготовке презентации

- готовьте отдельно: печатный текст + слайды + раздаточный материал;

- слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно и просто;

- текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции;

- рекомендуемое число слайдов 17-22;

- обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников;

- раздаточный материал – должен обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление: люди больше доверяют тому, что они могут унести с собой, чем исчезающим изображениям, слова и слайды забываются, а раздаточный материал остается постоянным осязаемым напоминанием; раздаточный материал важно раздавать в конце презентации; раздаточный материалы должны отличаться от слайдов, должны быть более информативными.

Историческое эссе

Помимо подготовки к семинарским занятиям важную часть самостоятельной работы студентов по дисциплине «История» составляет написание исторического эссе, посвященному раскрытию роли личности в истории. Студент по-своему усмотрению выбирает любую личность из российской или мировой истории и пишет по этой личности историческое эссе.

Примерный алгоритм подготовки и написания эссе по истории

1. Определите время жизни исторического деятеля: назовите время жизни /деятельности (годы, десятилетия века, период, годы правления) исторической личности; поясните, кто или что повлияло на становление личности, ее взглядов (очень кратко); охарактеризуйте исторические условия, в которых происходила деятельность исторической личности (кратко).

2. Деятельность: сформулируйте направления, цели и задачи деятельности (возможно по сферам общественной жизни); назовите способы, методы, формы осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, раскройте связи и противоречия личности – в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей; покажите итоги и результаты деятельности на каждом направлении (конкретные факты, можно по сферам общественной жизни).

3. Оценка результатов деятельности исторической личности: дайте обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа; по их влиянию на последующий ход событий и т.д.); назовите альтернативные оценки данного исторического персонажа, существующие в исторической науке; выразите свое отношение к результатам деятельности этого исторического деятеля (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков, оценка с точки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса – обязательно нужно аргументировать мнение).

Объем исторического эссе – 2-4 стр. Текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через 1,5 интервала на листах формата А4 (210 х 297 мм); шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14 пт.; поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее – 2. Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см); выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк. На первой странице перед текстом эссе в правом верхнем углу должны быть указаны ФИО и группа автора, строкой ниже с выравниваем по центру тема эссе (жирным шрифтом).

Образец:

Иванов И.И., гр. Б3105а

Наши рекомендации