Форма проведения промежуточной аттестации
По окончании изучения дисциплины в соответствии с учебным планом и программой предусмотрен дифференцированный зачет, форма дифференцированного зачета – тест. К дифференцированному зачету допускаются студенты, выполнившие задания контрольной работы.
Содержание учебной дисциплины
С перечнем рекомендуемой литературы, методическими указаниями и вопросами
Для самоконтроля.
Раздел 1.Развитие СССР и его место в мире в 1980-е
Тема 1.1.Основные тенденцииразвития СССР к1980-м гг.
Студент должен:
Иметь представление: о причинах и процессах перестройки в СССР.
Знать термины: перестройка,ускорение экономического развития, гласность, политика «нового мышления», СНГ.
При изучении темы студентам следует понимать (запомнить): причины политического раскола в КПСС; разрастание межнациональных конфликтов в СССР; причины и результаты августовского путча ГКЧП и распад СССР.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие новые черты появились в отношениях СССР с капиталистическими странами в период перестройки.
2. В чем проявилось изменение системы государственного управления в СССР в период перестройки?
Тема 1.2.Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
Студент должен:
Иметь представление: о новых формах сотрудничества со странами Восточной Европы на основе рыночных отношений.
Знать термины: ОВД, СЭВ, «общеевропейский дом».
При изучении темы студентам следует понимать (запомнить): отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.
Вопросы для самоконтроля:
1.Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др.
Раздел 2.Россия и мир в конце XX - начале XXI в.в.
Тема 2.1.Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.
Студент должен:
Иметь представление: о становлении Российской Федерации как суверенного государства.
Знать термины: суверенитет, либерализация цен, инфляция, конкуренция, ваучер, приватизация.
При изучении темы студентам следует понимать (запомнить): причины и последствия экономической политики российского правительства в период с 1991 г. по 1999 г.; оценивать политические последствия октябрьских событий 1993 г. и локальные военные конфликты на Северном Кавказе; значение принятия Конституции РФ и ее принципиальные отличия от предыдущей советской Конституции.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие проблемы стояли перед российским обществом в начале 90-х г.г.?
2. Какие черты правового государства Вы видите в политической системе России в 90-е. годы
Тема 2.2.Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
Студент должен:
Иметь представление: об изменении характера проблем и противоречий социально-экономического плана в начале XXI века.
Знать термины: терроризм, парламентаризм, коррупция, вертикаль власти.
При изучении темы студентам следует понимать (запомнить): сложность в урегулировании чеченского вопроса; урегулировании отношений между бывшими Советскими республиками.
Вопросы для самоконтроля:
1. Рассмотрение политических карт 1993-2009 гг. и решений Президента по реформе территориального устройства РФ.
Тема 2.3.Россия и мировые интеграционные процессы
Студент должен:
Иметь представление: о расширении Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальной программе НАТО и политических ориентирах России.
Знать термины: ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО, ООН.
При изучении темы студентам следует понимать (запомнить): процесс формирования единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мираиучастие России в этом процессе
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем и по каким причинам возникли болевые точки взаимоотношений России и стран Запада?
Тема 2.4.Развитие культуры в России
Студент должен:
Иметь представление: . о проблемах экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры», тенденциях сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свободы совести» в России.
Знать термины: экстремизм, поликультурное пространство, субкультура, вестернизация общества, постмодернизм.
При изучении темы студентам следует понимать (запомнить): место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем проявились особенности духовной жизни российского общества в последнее десятилетие?
2. В чем выразилось влияние экономических и политических процессов на состояние духовной культуры российского общества?
Тема 2.5.Перспективы развития РФ в современном мире.
Студент должен:
Иметь представление: о перспективных направлениях и основных проблемах развития РФ на современном этапе.
Знать термины: интеграция, инновация.
При изучении темы студентам следует понимать (запомнить): единство российского и мирового современного пути развития.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем Вы видите «вызовы будущего» и возможных ответов на них России ?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ( по всем темам)
Основная
1. Л. Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «Россия и мир в XX-XXI в.в./ учебник для 11 класса. М: 2007-431 с.
2. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
3. О.В. Волобуев, С. В. Кулешов. История России, XX – начало XXI века. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Мнемозина, 2009 г.
Дополнительная
1. Н. В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю. А. Петров. История Отечества XX-XXI в.в./ учебник для 11 класса. М: 2003-479 с.
2. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И.
3. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.
4. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.
5. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
6. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века./Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
7. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
Тематический план учебной дисциплины «История»
( для заочной формы обучения)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала,лабораторные и практические работы,самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е | ||
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. 2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. 3. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, стра- нами «третьего мира» | |
Практические занятия. 1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг. 2. Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры. 3. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг. | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат. | ||
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. | Содержание учебного материала 1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. 2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. 3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. | |
Практические занятия. 1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе. 2. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей. 3. Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий | ||
Контрольные работы «Россия – суверенное государство: приобретения и потери» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению». Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать. | ||
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI в.в. | ||
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. | Содержание учебного материала 1.Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. 2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. 3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. | |
Практические занятия. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. 2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. 3. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР. Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз. | ||
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. | Содержание учебного материала 1.Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. 2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. 3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. | |
Практические занятия. 1. Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ. 2. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка студентами различных моделей решения конфликта. 3. Рассмотрение политических карт 1993-2009 гг. и решений Президента по реформе территориального устройства РФ. | ||
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. | ||
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы | Содержание учебного материала 1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. 2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. | |
Практические занятия. 1.Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. 2. Изучение основных образовательных проектов с 1992 г с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования. | ||
Контрольные работы «Россия как партнер НАТО» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX –начала XXI в.в. | ||
Тема 2.4. Развитие культуры в России. | Содержание учебного материала 1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». 2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. 3. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. | |
Практические занятия. 1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры». 2. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. 3. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России. | ||
Контрольные работы«Человек как носитель культуры своего народа» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? | ||
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире. | Содержание учебного материала 1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. 2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. 3. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. 4. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. | |
Практические занятия. 1. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективныхнаправлений и проблем в развитии РФ. 2. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России. 3. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике. 4. «Круглый стол» по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества. | ||
Контрольные работы «Вызовы будущего и Россия» | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг. Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России. | ||
Всего: Максимальная учебная нагрузка, из них Аудиторных часов Самостоятельной работы Практической работы |