В грозном небе Первой мировой. Идеи о создании летательных средств, специально предназначенных для полетов над водной поверхностью
Идеи о создании летательных средств, специально предназначенных для полетов над водной поверхностью, высказывались задолго до начала Первой мировой войны.
В 1901 году австриец В.Кресс предпринял попытку подлета с воды на пилотируемом гидроаэроплане. Через четыре года во Франции на р.Сене состоялись весьма успешные запуски планера с коробчатым крылом, изготовленного Г.Вуазьеном и Э.Аршдеконом.
План авианосца 1915 года.
Летающая лодка «Донне-Левек А».
Россия не отставала от Запада. Над созданием поплавковых аэропланов здесь трудились И.Сикорский и Д.Григорович. Кроме того, нашей стране были заложены основы палубной авиации.
В 1909 году капитан корпуса инженеров флота Л.Марциевич, а затем полковник Л.Канакотин предложили основные технические решения для строительства авианосцев.
Самые успешные модели гидросамолетов этого периода были изготовлены американцем Г.Кертиссом и французом Ф.Донне. Начало мировой войны дало импульс для стремительного прогресса в этой сфере.
Германский поплавковый гидросамолет. Модель.
Российский «М-9».
Одно из проявлений этого процесса - специализация гидросамолетов по назначению.
Гидросамолеты разведчики. Среди гидросамолетов, предназначенных для ведения разведки, преобладали два вида: поплавковый(обычный аэроплан, поставленный на поплавки) и «летающая лодка».
Поплавковые аппараты использовались преимущественно в Германии и Австро-Венгрии. Они представляли собой бипланы, оборудованные поплавками вместо колесного шасси. Двигатель и тянущий пропеллер устанавливался в носовой части фюзеляжа. Однако такие машины даже при небольшом волнении моря становились крайне неустойчивыми на воде, особенно во время взлета и посадки.
В странах Антанты большей популярностью пользовались «летающие лодки» - самолеты с фюзеляжем в виде лодки, к которой крепились крылья с небольшими опорными поплавками.
Толкающий пропеллер располагался над корпусом между крыльями. Такие аппараты отличались лучшей устойчивостью. Они преодолевали волну 0,5 метров и обладали хорошими пилотажными свойствами.
В России наиболее распространены были «лодки» Д.Григоровича. Его двухместные и трехместные гидросамолеты М-5 и М-9 отличались прекрасными летными и мореходными качествами.
Об их летучести говорит тот факт, что пилот Ян Нагурский выполнил на М-9 «петлю Нестерова». Единственным недостатком этих моделей являлась их тихоходность (максимальная скорость – 110 км\ч).
Гидроавиация. Часть II.