Уровни и формы политического сознания 335
ния политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений.
В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.
Функции политического сознания зависят от степени детерминации, характера взаимодействия индивидов в социально-политическом пространстве. По данным критериям исследователи выделяют следующие функции: когнитивную (потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическую(осознание заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира); коммуникативную (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическую (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательную (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).
Степень полноты и характер реализации этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера политических процессов. Так, потребность в реализации когнитивной функции возрастает в условиях повышения гражданской активности людей, их заинтересованного участия в политике. Напротив, в переходных процессах активизируется Идейная функция, так как в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие собственным видением политических изменений и преобразований.
Уровни и формы политического сознания
Политическое сознание — системное образование, имеющее различные уровни. В современной политологической литературе обычно выделяются четыре уровня политического сознания.
1. Государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Государственное сознание регулирует политические отношения различными за-
Глава 17. Политическое сознание
Глава 1 7. Политическое сознание
Утопическое сознание
Под утопизмом в политическом сознании подразумевают систему трансцендентного знания о желаемом политическом устройстве общества, которое не может быть достигнуто в данных исторических условиях. Содержательно политические утопии устремлены в будущее, функционально они являются критикой современной политической реальности. Утопизм массового сознания всегда связан с социальными надеждами, что позволяет людям выживать в сложных жизненных ситуациях.
В любом политическом сознании содержатся элементы утопичности. В современном демократическом обществе политические утопии возникают в силу того, что определенные политические проекты нельзя реализовать не вообще, а именно в данной ситуации. Вместе с тем утопическое сознание масс в условиях демократии может существенно деформировать политику, порождая популистские настроения.
К. Мангейм считал утопичным такое сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его «бытием». Характерным признаком утопического сознания, выделяемым многими исследователями, является трансцендентность, понимаемая как выход за границы реальности, переход (по К. Мангейму) в действие, которое «частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей»1.
Обращенность к будущему уже выводит мысль за пределы реальной действительности. Но трансцендентность утопии более радикальна: это выход за границы не только действительного, но и возможного, каким оно представляется в перспективе логики развития существующего мира.
Под утопией понимается идеальное, совершенное общество, устроенное согласно человеческому разуму и воле, а не естественный продукт исторического развития. С. Л. Франк к утопизму относит «не общую мечту об осуществлении совершенной жизни на земле, свободной от зла и страдания, а более специфический замысел, согласно которому совершенство жизни может — а потому и должно быть как бы автоматически обеспечено неким общественным порядком или организационным устройством...»2. Следовательно, утопическое же сознание ориентировано на идеал совершенного общества.
1 Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое сознание. М., 1991. С. 164.
2 Франк С. Л. Ересь утопизма // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 126-127.
Утопическое сознание 339
340Глава 17. Политическое сознание
ние построить совершенное общество посредством выдвижения разумных принципов и целей и осуществления тотального контроля над их реализацией.
Путь к совершенству через устранение всего несовершенного, относительного означает отказ от одной из сторон противоречий реальной жизни, что неизбежно ведет на практике к разрушению реальной жизни и замене ее миром вымышленным. Утопическое сознание ориентируется на то, чего нет в действительности, выходит за пределы реальности.
Утопизм не только никогда не достигал на практике поставленной им цели, но приводил к результатам прямо противоположным: вместо искомого царства добра и правды он вел к господству неправды, насилия и злодейств; вместо желанного избавления человеческой жизни от страданий он приводил к их умножению. Как отмечает С. Л. Франк, «никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества»1.
К будущему обращается не только утопия, но и прогностика. Идеалы присутствуют во всех формах общественного сознания. Утопизм же во имя идеала попирает традиции, насильственно прерывает связь времен, а человека лишает права свободного выбора своего пути в рамках выпавших на его историческое время возможностей. Поскольку ни общественный идеал, ни образ желаемого общества, являющиеся атрибутами утопии, невозможно устранить, не разрушив природу человека, то противостоять пагубным последствиям утопизма можно и с помощью альтернативных утопий. Так, например, О. Тоффлер призывал создавать «фабрики утопий».
Определяющим элементом утопичности современного массового политического сознания может являться убеждение населения в том, что успеха можно добиться без политической и гражданской активности, без сознательного отношения к процессам реформ, что может привести к безответственности власти.
Политические мифы
Обращение к мифам в политике характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими ус-
1 Франк С. Л. Ересь утопизма // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 127.
Политические мифы 341
ловиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревших и трудно разрешимых противоречий.
На влиятельность мифов обращали внимание Г. Алмонд и С. Верба. Так, изучая гражданскую политическую культуру, они отмечали, что взаимоотношения индивида с правительством не являются чисто рациональными, поскольку включают в себя приверженность демократическому мифу о компетентности гражданина. Тем не менее этот миф влечет за собой важные последствия, так как вера в потенциальную влиятельность обычного человека указывает на реальный поведенческий потенциал1.
Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются. К. Мангейм писал: «...жизнь без коллективных мифов трудно переносима»2.
Замена одних мифов другими — явление закономерное для периодов революций и реформаций, так как политические цели меняются коренным образом и требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.
Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретают актуальность и конкретную направленность, отвечающую потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргумент легитимации власти.
Интерес к мифам со стороны исследователей проявляется давно. Изучением этой проблемы занимались Э. Кассирер, 3. Фрейд, А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю. Предметом изучения этих исследователей были мифы, относящиеся к сфере культуры, но многие их рассуждения вполне применимы и к политическим мифам. Те и другие имеют общую природу и аналогичные свойства: некритическое, эмоцио-
1 Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997. Т. П. С. 600.
2 Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое сознание. М., 1991. С. 36.