Акты применения норм права
Правоприменительный акт - это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.
Акт правоприменения является юридическим фактом, то есть сам порождает субъективные права и юридические обязанности; имеет реквизиты документа (дату и место издания, наименование правоприменительного органа или должностного лица, лицо, которому он адресован, подпись ответственного лица).
Форма правоприменительного акта может быть:
- текстовой (решение суда);
- устной (требование контролера выплатить штраф за безбилетный проезд);
- резолютивной (краткая надпись на материалах дела: «разрешить», дата, подпись должностного лица);
- в виде конклюдентных действий (требование регулировщика дорожного движения, выраженное жестами).
Структура акта применения всегда имеет три части:
- описательную: перечисляются и описываются все существенные признаки поведения и фактические обстоятельства, относящиеся к делу (место, время, способ, орудия совершения
преступления и т.д.);
- мотивировочную (ссылка на норму права и мотивирование выбора именно этой нормы); -резолютивную (назначение вида и меры наказания).
Виды правоприменительных актов: приговор и решение суда, ордер на заселение квартиры, указ о присвоение почетного звания или о награждении государственной наградой и др.
Правоприменительные акты реализуются только один раз и адресованы конкретному лицу, права или обязанности которого устанавливают (это индивидуальные акты).
Правоприменительные акты принимаются только на основе и со ссылкой на нормативно-правовые акты, следовательно, нормативно-правовые акты являются первичными, а правоприменительные - производными актами.
Таким образом, правоприменительный акт является разновидностью правых актов, имеет свои отличительные признаки, формы, структуру и виды.
43. Толкование правовых норм: понятие, виды и способы. Акты толкования
Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их наиболее правильной реализации и совершенствования.
Толкование состоит из двух взаимосвязанных процессов: толкования-уяснения (внутренний мыслительный процесс) и толкования-разъяснения (следует за уяснением, объяснение и изложение смысла и государственной воли участникам правоотношений).
Способы толкования
1. Грамматический - анализ текста нормы, в ходе которого выясняется смысл слов, значение неюридических терминов, устанавливается грамматическая связь слов, исследуются союзы, вводные слова и знаки препинания.
2. Логический - исследование текста нормы путем применения правил и законов формальной логики.
3. Системный - уяснение содержания норм в их взаимосвязи, с учетом их юридической силы, места и значения в нормативно-правовом акте, правовом институте, отрасли и праве в целом.
4. Историко-политический - устанавливается связь между общественными отношениями в конкретный исторический период и содержанием нормы права.
5. Специально-юридический - уяснение юридических терминов и конструкций (конструкция состава преступления).
6. Телеологический (целевой): уяснение цели принятия именно такой нормы.
7. Функциональный - учет условий и факторов, при которых реализуются нормы. Виды толкования:
1. По субъектам толкования:
- официальное - аутентическое (осуществляется органом, который издал нормативно-правовой акт), легальное (осуществляется специально уполномоченным органом, например, толкование конституции осуществляется только конституционным судом),
- неофициальное - доктринальное (научное, осуществляется учеными-юристами), профессиональное (исходящее от должностных лиц и юристов-практиков), обыденное (исходит от любого человека, имеющего представление о содержании и действии нормы права).
2. По объему:
- буквальное (адекватное) смысл нормы и текста совпадает;
- расширительное (распространительное) смысл нормы шире смысла ее текста (выдвигать обвинение против президента можно в случае совершения им тяжкого преступления; данная норма должна толковаться расширительно - совершение особо тяжкого преступления также можно рассматривать как основание для начата процедуры импичмента);
- ограничительное (смысл нормы уже смысла ее текста: в соответствии с текстом конституции каждый гражданин имеет избирательное право, однако федеральный закон закрепляет ряд цензов, ограничивающих это право, поэтому текст конституции не может толковаться буквально).
3. Официальное толкование может быть нормативным (общеобязательным в правоприменении) и казуальным (персонифицированным в конкретном деле).
Результатом нормативного толкования являются официальные правовые акты -интерпретационные (акты толкования). Они исходят от субъектов официального толкования, имеют текстовую форму и следуют судьбе нормативно-правового акта который истолкован в акте интерпретационном. К актам толкования в России относятся постановления высших федеральных судов (Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного суда), акты Центральной Избирательной комиссии по толкованию избирательного законодательства и т.п.
Таким образом, существуют особые способы и виды толкования правовых норм и интерпретационные правовые акты (акты толкования).
44. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды
Правомерное поведение - это общественно необходимое (несовершение преступлений), желательное (голосование на выборах) или допустимое (расторжение брака) с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.
Виды правомерного повеления:
1. По объективной стороне: действие (использование прав) и бездействие (соблюдение запретов);
2. По мотивам поведения (по субъективной стороне): социально-активное (основанное на уважении права, высокой ответственности), законопослушное (сознательное подчинение нормам права), конформистское (подчинение стереотипу правомерного поведения), маргинальное (основанное на страхе перед наказанием), привычное (обусловленное внутренней потребностью).
3. По субъекту поведения: индивидуальное (поведение конкретного человека); групповое ('поведение коллектива, группы людей).
4. По формам реализации: соблюдение запретов; использование прав; исполнение обязанностей; правоприменение как правомерная деятельность компетентных органов власти.
5. По социальной значимости:
- социально-полезное: объективно необходимое (исполнение обязанностей), желательное (использование прав), социально допустимое (дозволение);
- социально-вредное (сутяжничество), злоупотребление правом.
Правомерное поведение является юридически значимым в отличие от юридически нейтрального поведения, которое не нарушает норм права, потому что им не регулируется. Юридически нейтральное поведение урегулировано другими социальными нормами - религиозными, корпоративными, этическими и эстетическими, а также нормами морали.