Внутренняя политика Николая I
Попытки преобразований.
Николай 1 начал свое царствование с попыток реформ. Он создал специальный комитет для изучения проектов, поданных покойному Александру 1. Некоторые проекты были внедрены в жизнь, но серьезного значения деятельность
комитета не имела.
Сам император, подавая пример подданным, работал по 14 часов в сутки, рассматривая и утверждая новые законы и новые учреждения. Одним из первых таких учреждений стало широко известное III Отделение. На него были возложены обязанности политического надзора и руководство всеми органами системы наблюдения за порядком в стране. Управляющим и шефом жандармов был назначен граф А.Х Бенкендорф. Почти каждый год он представлял императору аналитические записки о положении в России, основанные на сообщениях жандармских офицеров.
С целью укрепления законодательства и пресечения нарушений в аппарате управления, выявленных во время следствия по делу декабристов, по приказу Николая 1 была предпринята кодификация (систематизация) законов. Со второй половины ХVIIв. по 30-е гг. XIX в. в российских архивах накопилось огромное количество уже принятых законов, которые теперь надлежало расположить в хронологическом порядке. Эта работа была поручена группе юристов во главе с М. М. Сперанским. Во время первой части работы были выявлены все законы, принятые в 1649-1825 гг.. Они вошли в «Полное собрание законов Российской империи». Потом на основе собранного законодательства комиссия под руководством Сперанского выпустила «Свод законов Российской империи», предназначенных для непосредственного использования. В 1833 г. «Свод законов Российской империи» был одобрен в Государственном совете.
Крестьянский вопрос.
На протяжении всего царствования Николая 1 важнейшим являлся крестьянский вопрос. За этот период было создано около 9 секретных комитетов для рассмотрения предложений об улучшении положения крепостных. Николай I
понимал, что крепостное право не позволяет России успешно развиваться, отрицательно влияет на ее обороноспособность. Однако политика в крестьянском вопросе определялась словами Николая 1: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».
Все же была предпринята попытка решить крестьянский вопрос частично - в 1842 г. был издан Указ об обязанных крестьянах, который предоставлял помещикам право освобождать крестьян без земли. Это было шагом назад даже по сравнению с Указом о вольных хлебопашцах 1803 г., поскольку теперь размер наделов и повинностей крестьян целиком зависел от решения помещиков.
Было принято еще несколько указов: о безземельном освобождении дворовых, о праве крестьян выкупаться на волю в случае продажи помещичьего имения с торгов. Но все эти указы не затрагивали основ крепостного строя.
Единственной реальной попыткой освобождения значительной категории крестьян явилась реформа государственных крестьян П. Д. Киселева. Эта реформа должна была наладить управление государственной деревней и показать помещикам пример образцового хозяйства новейшей формы. В деревнях были созданы новые органы управления. Частично крестьян переселяли в места богатые свободной землей. Были открыты школы и больницы. Крестьянам оказывали помощь в снабжении инвентарем и семенами.
Но вскоре выявились и недостатки реформы. Стали принудительно выделяться лучшие земли для посадки картофеля, а полученный урожаи забирали и увозили в неурожайные губернии. Расценивая это как казенную барщину, крестьяне стали устраивать картофельные бунты.
Финансы.
Правительство стремилось поддерживать развивающуюся промышленность и торговлю. Были учреждены Коммерческий и Мануфактурный советы, в которые вошли крупные фабриканты и заводчики, наиболее значительные представители купечества. В крупных городах России устраивались большие промышленные выставки. В интересах развития промышленности и роста государственных доходов сохранялись протекционистские тарифы. Дворянам было разрешено открывать в городах фабрики и заводы, им предоставлялись немалые льготы.
Но преимущества давались не только «первому сословию» государства. Была снижена плата купеческому и крестьянскому сословиям за право торговли. Помещичьи крестьяне могли приобретать с согласия своих владельцев земли, дома, лавки и промышленные предприятия.
Немалую роль в достижении финансовой стабилизации сыграла реформа Е. Ф.Канкрина. В 1823 г. Канкрин был назначен на пост министра финансов, на котором он пробыл до 1844 г. Он доказал Николаю 1, что казенная продажа вина лишь понижает сборы и развращает чиновников. По его инициативе была введена откупная система, предусматривающая свободную продажу вина. В результате этого сборы резко возросли, но пьянство в России усилилось. В 1839 г. основой российского денежного обращения стал серебряный рубль. Стали выпускаться и бумажные деньги, которые можно было обменять на серебряную монету. Контролеры и сам Канкрин внимательно наблюдали за тем, чтобы бумажные деньги, находившиеся в обращении, соответствовали запасу серебра Государственного банка.