Римская историография. цезарь. саллюстий и тит ливии

Последние десятилетия римской республики — период распада старой республиканской идеологии. В обстановке развала республиканских учреждений, бездействия важнейших органов управления, падал интерес к политической жизни.

Мировоззренческий поворот нашел отражение и в литературе. В области прозы мы наблюдаем резкую реакцию против цицеронианизма,.

Новое направление в красноречии выступало под знаменем «аттикизма» В то время как Цицерон требовал от оратора уменья владеть различными стилями и приспособляться к аудитории и к условиям момента, римские аттикисты признавали только простой безыскусственный стиль, точное выражение мыслей как словесное воплощение моральной личности оратора

Красноречие Цицерона представлялось напыщенным и расплывчатым в силу частых повторений одной и той же мысли. К аттикистическому направлению принадлежали многие молодые деятели сенатской партии, в том числе и Марк Брут, будущий убийца Цезаря

Аттикистическое красноречие не имело успеха на римском форуме и вскоре было забыто;

установки, близкие к аттикизму, мы находим в исторических трудах Цезаря и Саллюстия.

ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (100 — 44)

был блестящим стилистом и находил досуг для литературной работы. Красноречие его высоко оценивалось и современниками и позднейшей римской критикой. он был знаком с молодой еще дисциплиной — римской грамматикой и нередко любил щеголять филологическими познаниями. Изъяснению своих стилистических принципов он посвятил специальный несохранившийся трактат «К Марку Туллию Цицерону об аналогии», написанный во время галльской войны.

Редкие и необычные слова, архаизмы и неологизмы, грамматические формы, отклоняющиеся от единообразного типа, — все это должно быть устранено из языка. «Отбор слов — начало всякого красноречия». Цезарь выступает таким образом в защиту простого, но «чистого» языка.

Сохранились два произведения Цезаря — «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Каждая книга посвящена событиям одного года, и «Записки» в целом охватывают 58 — 52 гг. до н. э. Изложение отличается чрезвычайной простотой и на первый взгляд может показаться безыскусственным, но безыскусственность эта вполне сознательна.

Личность Цезаря выступает при этом, конечно, в весьма привлекательном свете: он — прекрасный военачальник, энергичный, мужественный, быстро разбирающийся в самых трудных положениях, внимательный к подчиненным; вместе с тем он — кроткий, снисходительный человек, который лишь изредка оказывается вынужденным применить суровые меры по отношению к вероломному неприятелю.

«Записками» назывались произведения, не претендующие на художественную отделку, собрания сырого материала без всяких реторических прикрас. Четкое и конкретное изложение «Записок» свидетельствует о литературном искусстве Цезаря, об его умении изобразить немногими штрихами существенные черты каждой ситуации.

В настоящее время труд Цезаря служит обычно одним из первых подлинных памятников, к чтению которых приступают при обучении латинскому языку; эта роль «школьного» текста выпала на долю «Записок», поскольку они представляют собой древнейший литературный памятник для истории трех стран — Германии, Франции и Англии.

САЛЛЮСТИЙ

К сотрудникам Цезаря принадлежал одно время и Гай Саллюстий Крисп (около 86 — 35 гг. В памфлете «Послание к Цезарю о государстве».

Саллюстий обращается к Цезарю с призывом «уничтожить вес денег»; конкретное содержание борьбы с плутократией сводится, впрочем, всего лишь к требованию устранить монополию богачей на государственные и судебные должности. Богатство не должно быть соперником доблести; к богатствам, «приобретенным доблестью», автор «Послания» относится вполне положительно.

Памятником этой растерянности является новое «Послание» к Цезарю, полное общих фраз и туманных намеков, но не дающее уже конкретных политических предложений.

В действительности, однако, все его труды проникнуты единой политической тенденцией: он выступает как беспощадный обличитель римского нобилитета. Вместе с тем Саллюстий — серьезный писатель с философским уклоном. В его исторических произведениях задания художественного и публицистического порядка переплетаются со стремлением осмыслить ход римской истории и объяснить причины разложения республики

Свою историографическую деятельность Саллюстий начал с отдельных монографий. Первая монография Саллюстия — «Заговор Катилины» (или «Война с Катилиной») —В стиле историко-философского обобщения дает схематический обзор римской истории,

он считает самыми замечательными своими современниками, Цезаря и Катона Младшего, Сравнительная характеристика этих двух фигур — одна из лучших страниц монографии Саллюстия. Она построена так, что каждому из антагонистов приписаны те достоинства, которых не хватало другому.

вторая монография — «Югуртинская война».

Последнее произведение Саллюстия — «История»; это уже не монография, а последовательное изложение римской истории за определенный период времени. Произведения Саллюстия — выдающиеся памятники античной историографии. Вдумчивый и самостоятельный историк, стремящийся к осмыслению событий, отличный мастер художественного портрета, Саллюстий вместе с тем является своеобразным стилистом.

ТИТ ЛИВИЙ(59 до н. э. — 17 н. э.).

Ливий — историк-литератор.

в «послании к сыну» он рекомендовал чтение Цицерона и Демосфена как наилучших образцов прозаического стиля.

выступал с работами философского и реторического характера, очень скоро забытыми. Литературная слава его основана на монументальном историческом произведении, Результатом этого труда явились 142 книги «От основания города», художественное изложение всей римской истории от ее мифических первоначал до 9 г. н. э.

Ливий — повествователь, а не исследователь. Его труд строится как художественное переложение сообщений предшествующих историков, без самостоятельного привлечения документального материала. Прошлое представляется ему совокупностью «примеров», хороших или дурных, указывающих, чему надлежит подражать и чего должно избегать. скуп на рассуждения, но все его изложение пронизано идеализацией римского народа и преклонением перед римским прошлым.

Последовательно излагая год за годом римскую историю. Описательный элемент не занимает у Ливия значительного места; основное внимание направлено на наглядное изображение человеческих поступков, в которых обнаруживаются моральные качества и душевные движения людей .стремится к драматическому изложению.

рассказывает о войнах, народных волнениях, о столкновениях в сенате и народном собрании.

Эмоциональный стиль рассказа поддерживается речами.

Наши рекомендации