Вопрос 47. Необходимость регулирования общественных отношений с помощью социальных норм.
При исследовании проблемы соотношения и взаимосвязи права и иных социальных норм теоретики права иногда кратко освещают либо вообще опускают общие вопросы, например, такие: с помощью каких средств упорядочивались древние человеческие сообщества? как при этом представлялись людьми ненормативные и нормативные регуляторы общественных отношений? на каких принципах базировались понятия человеческой веры, нормы и нормативности? что собой являли и что сегодня есть социальные нормы? и др. А от этого страдает общее исследование проблемы права и социальных норм. Поэтому мы сначала кратко остановимся на общих вопросах. И посмотрим, откуда появляется необходимость в регулировании общественных отношений с помощью социальных норм.
Известно, что с древних времен человеческие сообщества упорядочиваются на основе процессов регулирования (регуляции) поведения людей, общественных отношений, в которых ясно выражены начала самоорганизации систем, действующих в условиях возрастания факторов сознательности и субъективности. Уже в тот период в суждениях человека присутствовало четко выраженное представление о том, что за всяким порядком стоят законы и закономерности бытия, действующие в природе и в обществе. А жившие в те времена люди, вынужденные сами регулировать свое поведение, опираясь не столько на точные знания, сколько на интуицию, воображение и фантазию, неведомо как нашли и установили основные парадигмы нормативного мышления, сформулировали универсальные понятия («обычай», «закон», «справедливость», «преступление», «наказание» и др.), которые сегодня наша наука подтвердила и не собирается опровергать и которые продолжают существовать, несмотря на смену научных представлений и даже научных взглядов на мир.
Онтологический подход гласит: все, что в природе и обществе возникает в соответствии с законом, все сообразно закону, все имеет право на существование и на место в пространстве и во времени. И наоборот: то, что является в мир вопреки законам либо вне законов, поздно или рано исчезает, выпадает из процессов самоорганизации и упорядочения жизни.
Положение вещей в мире долгое время ассоциировалось у людей с совершенным естественным правом, с источниками ненормативных, а потом и нормативных требований к обществу, общественной жизни и человеку. Люди всегда верили да и сегодня многие верят в то, что общественные законы в виде социальных норм, императивов, религиозных, моральных, правовых и иных установок являются продолжением законов общего миропорядка, «правовой материи», преломляемых через наше сознание и трансформируемых в рамках культурного опыта. Хотя эта вера с древних времен подвергалась серьезнейшим испытаниям, претерпела существенные изменения, у человечества нет причины отказываться от нее как от заблуждения либо как от наследия давно прошедшего времени, когда люди относились к миру якобы примитивно, прямолинейно. Мысль, которую эта вера в себе несет, совсем не проста: люди и XXI в. в попытках разобраться, что есть право и связанные с ним общественные явления, обращаются к окружающему миру также упорно и часто, как это делали наши предки во втором и первом тысячелетии до нашей эры.
Понятия веры человека, ненормативности, нормы, нормативности неотделимы от сознательной деятельности людей, от их общественных связей, контактов, способов их бытия. Сама же норма в этом смысле не есть нечто, стоящее вне общества, общественных отношений над ними. Она органично вплетена в жизнь и поведение людей и выражает наиболее типичные устойчивые связи и общественные отношения. Поэтому исследование социальных норм сопряжено с анализом общественных отношений, бытия каждого человека. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов, их деятельности.
Из этого логически вытекает, что изучение практического бытия, деятельности людей – необходимая предпосылка исследования общественных отношений, социальной организации общества. Общественные же отношения и деятельность в этом смысле неотделимы друг от друга, они тесно взаимосвязаны, хотя и не тождественны. Общественные отношения выступают в качестве формы человеческой деятельности. Это применимо к характеристике всех видов общественных отношений: и моральных, и религиозных, и политических, и правовых. Все они выступают как формы различной по характеру социальной деятельности.
Люди не просто «общаются» друг с другом. За категорией «отношение» стоят интересы человека, его потребности в общении, во взаимном обмене материальными и духовными ценностями. В постоянном живом взаимодействии человека с окружающим миром – природой и обществом – осуществляется его индивидуальное, «личностное» развитие, реализация его потребностей и способностей.
Действуя сознательно, люди не свободны в выборе характера поведения, так как должны считаться с объективными предпосылками общего бытия и человеческого существования. Ставя перед собой конкретные цели, люди не могут не учитывать той объективной детерминации, которая предстает как социальная необходимость. В объективной обусловленности социального поведения людей, с одной стороны, и в его сознательном целенаправленном характере, с другой, содержится известное противоречие, преодолеваемое в процессе общественного развития и социального регулирования. Отмеченное противоречие дает основание для понимания социальной реальности как естественноисторического развития общества, которое не сможет осуществиться без целеполагающей человеческой деятельности.
Социальное взаимодействие людей проявляется в повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных общественных связях и отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда и обмена появляется и потребность их упорядочить, сделать общество упорядоченным.
Многократная повторяемость определенных актов поведения, деятельности и событий – особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития. Одним из проявлений этой закономерности выступает нормативность явлений, связей и отношений, которая выражает объективно необходимые способы их взаимодействия.
Нормативность выступает не только формой объективно необходимых связей и способов поведения и взаимодействия людей, но и формой развития всех необходимых явлений, процессов. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе. Поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают универсальную форму нормативности, которая органически присуща всему процессу естественноисторического развития общества.
Нормативность человеческих отношений, формирующаяся в процессе социального поведения, деятельности людей – одна из важнейших закономерностей общественного бытия, его универсальное качество. Нормативность по своей сущности непоследовательна и противоречива, поскольку всякое поведение людей и воспринимает унаследованные формы и связи, и воспроизводит новые, которые могут отрицать либо блокировать уже оформившиеся нормативы. Нормативные образования развиваются в процессе преодоления этой непоследовательности и противоречивости.
Таким образом, система регулирования общественных отношений на основе социальных норм возникает, формируется в ходе сознательного, целенаправленного поведения, деятельности людей, вызванных объективными факторами, придающими указанным нормам объективную направленность.