Политическая мысль Нового Времени. Всех утопистов, несмотря на различия, объединяет одна и та же основная идея: установить общество социальной справедливости
Всех утопистов, несмотря на различия, объединяет одна и та же основная идея: установить общество социальной справедливости, в котором трудящиеся получили бы заслуженную ими долю общественного богатства. В связи с этим, характерным признаком утопического социализма, вполне уже выявившемся у Т. Мора в его знаменитой «Утопии», явился его антикапиталистический характер.
Т. Мор и Т. Кампанелла были убеждены, что прекращение производства предметов роскоши, ликвидация всякого рода излишеств, превращение всех работоспособных членов общества в производителей материальных благ не только покончит с нищетой, но и сделает возможным осуществление принципа: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Этот принцип, рассматриваемый сам по себе, вне исторического контекста, в рамках которого он был сформулирован, представляется сугубо утопическим. Однако под потребностями, подлежащими удовлетворению, и Т. Мор, и Т. Кампанелла понимали лишь удовлетворение насущной жизненной нужды. Таким образом, удовлетворение всех потребностей в системах раннего утопического коммунизма предполагает, как это ни парадоксально, всемерное их ограничение, повсеместный аскетизм.
Одним из главных вопросов в учениях утопистов был вопрос о частной собственности. И утопические коммунисты отличались решительным требованием «общности имущества». Однако понимание этого требования претерпело на протяжении XVII – XVIII веков существенные изменения. Если Т. Мор безоговорочно требовал «совершенного уничтожения частной собственности» [28], то Дж. Морелли, живший в XVIII веке, уже утверждал, что из общего имущества должны быть исключены «те вещи, которые каждый употребляет для удовлетворения своих потребностей, для удовольствия и для повседневного труда» [29]. Последние слова, очевидно, имеют в виду повседневный труд ремесленников; применяемые ими орудия труда и средства производства исключаются из общего владения, остаются частной собственностью производителя.
В XVII веке возникает идеология либерализма, которая обосновывает необходимость гражданского общества, т.е. ликвидации сословных привилегий, утверждения гражданских прав и свобод, равенства всех граждан перед законом. Именно в гражданском обществе либералы видели воплощение социальной справедливости.
Либеральная философия произвела переворот в двух важных представлениях, а именно в представлении о человеке и государстве. Великий философ либерализма Т. Гоббс представляет человека одиноким, зависящим только от себя самого и находящимся во враждебном окружении, где его признание другими определяется лишь властью над этими другими. Существование людей – атомов предполагает не любовь и солидарность, а непрерывную войну, причем «войну всех против всех»[30]. По мнению Т. Гоббса, «равными являются те, кто в состоянии нанести друг другу одинаковый ущерб во взаимной борьбе». Он также пишет: «Хотя блага этой жизни могут быть увеличены благодаря взаимной помощи они достигаются гораздо успешнее, подавляя других, чем объединяясь с ними»[31].
До либеральных теоретиков переворот в идее государства произвели уже М. Лютер и Ж. Кальвин, обосновавшие возникновение богатых как носителей власти, направленной против бедных. Вот слова М. Лютера: «Наш Господь Бог очень высок, поэтому он нуждается в этих палачах и слугах – богатых и высокого происхождения, поэтому он желает, чтобы они имели богатства и почестей в изобилии и всем внушали страх. Его божественной воле угодно, чтобы мы называли этих служащих ему палачей милостивыми государями»[32].
Позже появляется тот тип государства, который Т. Гоббс назвал «Левиафаном» - библейским чудовищем, поскольку только такой наделенной мощью, бесстрашием и авторитетом страж мог ввести в «законные рамки конкуренцию – это «войну всех против всех». Подводя итог этим рассуждениям, Дж. Локк – другой мыслитель либерализма, напишет: «Главная и основная цель, ради которой люди объединяются в республики и подчиняются правительствам, - сохранение их собственности»[33]. Пользуясь материалом для работы у природы, человек «сочетает его со своим трудом и присоединяет к нему нечто принадлежащее лично ему и тем самым делает его своей собственностью»[34]. Таким образом, Дж. Локк провозгласил приоритет частной собственности в государстве, которая стала одной из основных идей гражданского общества.
Политический либерализм французского аристократа Шарля Луи де Монтескье выразился в его главном политическом произведении «О духе законов», где он выделял три рода власти: законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей, прежде всего, состоит в том, чтобы они принадлежали разным государственным органам. «Все погибло бы, - писал Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или из простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» [35]. Монтескье предложил построить такой политический институциональный механизм, который обеспечивал бы нам определенные демократические гарантии безотносительно к личным качествам людей.
Средство, предложенное Ш.-Л. Монтескье для предотвращения вырождения демократии в тиранию, - это комбинирование и взаимное балансирование различных ветвей власти, впоследствии получившее название принципа разделения власти.
Ш. - Л. Монтескье один из первых мыслителей на Западе, кто задумался над серьезным вопросом, – почему же демократия так часто вырождается в деспотию и становится добычей узурпаторов. «…Несмотря на любовь людей к свободе, несмотря на их ненависть к насилию, большая часть народов все же подчинилась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произошло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие; подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновесить другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю и который редко позволяют выполнить благоразумию».[36]
Великая Французская революция явилась проверкой либеральных и социалистических идей, которые успели утвердиться в общественном сознании, на прочность. Революция 1789 г. выступила под тираноборческими лозунгами, и на обломках абсолютизма должно было возникнуть новое общество самодеятельности и свободы. Однако прошло совсем немного времени и, по утверждению французского либерального мыслителя XX столетия А. де Токвиля, «вы замечаете громадную центральную власть, собравшую воедино и присвоившую себе все частицы авторитета и влияния, которые раньше были разбросанные в массе второстепенных властей, сословий, классов, профессий, семейств и индивидуумов и как бы рассеяны по всему социальному организму. Мир не видел подобной власти со времен падения Римской империи»[37].
XIX век прошел во многом под знаком французской революции, которая явилась своего рода лабораторией политического опыта, выработала и апробировала несколько форм государственности. Лозунги Великой французской революции XVIII века – свобода, равенство, братство! – несомненно, утопичны, однако важно отметить то, что эта революция установила демократические порядки, обязательные для всех граждан, упразднив сословные привилегии и деспотизм.
Учения великих представителей утопического социализма А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна стали одним из источников марксизма, в этом, возможно, их большая заслуга перед будущим. Что же касается прошлого, то в отличие от своих предшественников, они полагали, что уничтожение нищеты и создание общества благоденствия становятся возможными, благодаря ускоренному развитию материального производства. А. Сен-Симон видел предпосылки будущего процветающего общества в развитии промышленного капитализма, индустриализации. Ш. Фурье, который считал основной экономической ячейкой социетарного общества земледельческую ассоциацию, полагал, что эта новая организация производства и всей жизни общества повлечет за собой столь значительное повышение эффективности производства, что продукты его сделают возможным всеобщее благоденствие.
Наиболее четкие представления о материальной основе благоденствия будущего общества мы находим у Р. Оуэна, который теоретически осмысливает итоги промышленной революции в Англии и приходит к выводу, что вызванный ею громадный рост производительности труда вполне обеспечивает удовлетворение всех насущных потребностей населения. Он пишет: «Благодаря изобретениям и открытиям, сделанным в последнее столетие, общество, организованное на научных основаниях и управляемое с помощью простых здравых принципов равенства и справедливости, может быть насыщено благами самого высшего качества при работе, сводящейся к приятным занятиям, продолжающимся менее четырех часов»[38].
А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн обосновывали принцип: от каждого по способностям, каждому по его труду. Они отвергали, следовательно, уравнительное распределение материальных благ, но при этом, однако доказывали, что и при неравном распределении каждый трудящийся будет обеспечен всем жизненно необходимым.
Огромное влияние на умы последующих поколений оказало учение К. Маркса. Он предпринял попытку анализа современного ему капиталистического общества, т.е. механизма его функционирования, структуры, тенденций в его динамике. Основная проблема современного ему общества (Маркс называл его капиталистическим) – в его внутренних противоречиях. Он выделял их несколько:
· противоречие между производительными силами и производственными отношениями (суть этого противоречия выражается в том, что буржуазия создает все более мощные средства производства, а производственные отношения, в том числе отношения собственности и отношения распределения остаются на старом уровне, что приводит к резкому обогащению одних и нищете других);
· противоречие между классами (суть этого противоречия выражается в том, что постоянно количественно растущий пролетариат начинает составлять большинство населения и оформляется в класс, стремящийся к взятию власти и преобразованию общественных отношений). К. Маркс, не отрицает, что между двумя классами антагонистами существует множество социальных групп, но он убежден, что рано или поздно они будут вынуждены примкнуть или к одним или к другим.
Кроме того, в социально-политической концепции марксизма выделяются следующие положения:
o Общественное бытие определяет общественное сознание;
o Материальные общественные отношения являются первичными, идеологические отношения — вторичны;
o Определяющую роль во всем укладе общественной жизни играет способ производства материальных благ;
o Экономический базис определяет политическую, правовую, религиозную и прочие надстройки; развитие общества есть естественноисторический процесс;
o Общественный прогресс представляет собой процесс движения от одной, низшей, общественно-экономической формации к другой, высшей, общественно-экономической формации; в его основе лежит прогресс производительных сил общества.
o Человеческая личность есть воплощение социальных качеств, совокупность (ансамбль) общественных отношений.
Необходимо подчеркнуть, что свои выводы К. Маркс относил исключительно к развитым индустриальным странам Запада. Именно в этих странах капитализм как общественно-экономическая формация созрел в более полной мере и создал весомые предпосылки для перехода к более прогрессивному способу производства.
Центральным в марксистской теории социальной революции является вопрос о борьбе основных антагонистических классов. Непосредственным выражением противоречия в экономическом базисе выступает классовый конфликт, который может принимать разнообразные формы. Из двух основных антагонистических классов, по мнению К. Маркса, один всегда является передовым, выражающим насущные интересы и потребности социального прогресса, другой - реакционным, тормозящим (исходя из собственных интересов) прогресс и упорно не желающим уходить с исторической авансцены. В чем состоит задача передового (для данной общественно-экономической формации) класса? Прежде всего, в перехвате исторической инициативы у своего антагониста и в сломе его гегемонии (господства). Сделать это непросто, ибо за плечами господствующего класса - не только экономическая и военная мощь, но также вековой опыт политического правления, а главное - в его распоряжении находятся информация, знания, культура. Значит, для выполнения своей исторической миссии передовой класс должен решить, как минимум, две задачи. Во-первых, ему необходимо получить соответствующие знания, образование. Во-вторых, нужно быть готовым к активному применению насилия.
В конце XIX века в рамках самого марксизма возникло влиятельное течение, основоположником которого был ученик и соратник К. Маркса Э. Бернштейн. Он усомнился в неизбежности революционного взрыва, который, по Марксу, должен в ближайшее время «смести» капиталистический строй и установить диктатуру пролетариата. Напротив, считал он, статистические данные развития капитализма в Западной Европе свидетельствуют о противоположных тенденциях и показывают, что переход к социализму будет относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. Свои выводы Бернштейн относил исключительно к развитым индустриальным странам Запада.
К числу ярких представителей и последователей идей либерализма можно отнести философа и правоведа И. Бентама. Его относят к теоретикам морали и права, к представителям, так называемого, утилитаризма, развившего представление о пользе как главном принципе, которым человек руководствуется в своей деятельности.
Полезность выступает у Бентама главным критерием оценки всех явлений. Польза есть то общее, что характеризует все поступки, приносящие удовольствие. Польза и благо – одно и то же («благо есть удовольствие или причина удовольствия»). Либеральные идеи И. Бентам дополнил демократическими. Он был сторонником республиканского государственного устройства, считал, что «состав законодательного собрания будет наилучшим при наибольшем количестве точек соприкосновения с народом»[39], выступал за расширение избирательного права, за упрощение и совершенствование законодательного процесса, демократизацию судебной процедуры, эффективный контроль деятельности законодательной и исполнительной власти с помощью свободной прессы, общественных дискуссий.
Другой известный философ Д. С. Милль известен как яркий представитель доктрины классического либерализма и критик И. Бентама, но в то же время и его последователь. Свои политические взгляды Д. С. Милль выразил в трактате «О свободе» и в политическом произведении «Представительное правление».
Согласно Д. С. Миллю, угроза свободе индивида идет как от тирании правительства, на что уже давно было обращено внимание политических мыслителей, так и от тирании господствующего в обществе «общественного мнения», или взглядов большинства. Обществу свойственно «тяготение, хотя и не уголовными мерами, но насильственно навязывать свои идеи и правила тем индивидуумам, которые с ними расходятся в своих понятиях».[40] Поэтому важно установить границу, далее которой общественное мнение не может законно вмешиваться в индивидуальную независимость, важно ответить на практический вопрос о согласовании личной независимости и общественного контроля.
Д. С. Милль считал, что в обществе закон и общественное мнение должны обязывать людей к исполнению известных правил поведения. Но какие же должны быть эти правила – вот в чем самый важный вопрос. В каждую эпоху, в каждой стране господствующие правила воспринимаются людьми как несомненные, само собой разумеющиеся. Между тем, эта почти всеобщая иллюзия представляет собой один из примеров магического влияния привычки. Во всех обществах, - писал Милль, - есть несколько принципов, играющих важную роль в образовании правил поведения, которые налагаются законом или общественным мнением. В первую очередь, - это интерес господствующего класса. Там, где один класс господствует над другим, большая часть общественной нравственности обусловлена интересами господствующего класса. Второй принцип, играющий важную роль в образовании правил поведения, состоит в раболепстве, в желании угодить своим временным господам или богам. Кроме того, на нравственные понятия оказывает влияние общественный интерес.
Третий известный представитель политической мысли XIX в. - Алексис де Токвиль. Этот французский политик и историк явился создателем теории демократии, отличной от античности и пригодной для больших национальных государств. Суть своей теории А. де Токвиль изложил в работе «О демократии в Америке», написанной после его путешествия по США в 1832 г.[41] Токвиль анализирует посттрадиционное общество как массовое демократическое, не знающее сословных барьеров. Но и его раздирают противоположные импульсы. Массовое общество может развиваться как демократия свободы – и тогда оно вынуждено примириться с неравенством, ибо в условиях свободного соревнования неравные от природы люди достигают неравных результатов. Но оно же может, под давлением снизу, предпочесть путь демократии равенства: поставить над собой деспотическую власть, которая поместит неравных людей в прокрустово ложе равенства. Он одним из первых сказал «о близящемся неизбежном наступлении демократии во всем мире». А. де Токвиль вывел «золотой закон демократии», который гласит, что самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства.
Самым знаменательным явлением эпохи А. де Токвиль считал демократию, сердцевиной которой является принцип равенства. Однако равенство, доведенное до крайности, подавляет свободу. Современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы. Основным пунктом миросозерцания Токвиля является свобода личности. Разделяя либеральные взгляды и отстаивая веру в спасительность принципа "laissez faire, laissez passer" (невмешательства) в экономических отношениях, А. де Токвиль видит, однако, другие ее недостатки. Он понимает, что в обеспечении свободы главную роль играет вековое воспитание народа, что одни конституционные учреждения по образцу английских еще недостаточны для этой цели. Народы стремятся к свободе и равенству; полное осуществление обоих принципов — идеал демократии. Но, любя свободу, демократические народы лучше понимают и выше ценят прелести равенства. Поэтому они иногда согласны пожертвовать свободой для сохранения равенства. Между тем, равенство, прямо не противореча свободе, развивает в обществе наклонности, грозящие установлением деспотизма. Обособляя людей друг от друга, равенство развивает в них партикуляризм и эгоизм. Увеличивается страсть к наживе, люди равнодушно относятся к общественным интересам и, устраняясь от общественной жизни, предоставляют все новые права правительству, лишь бы оно обеспечивало порядок и спокойствие. Государственная власть расширяется и проникает все глубже в жизнь общества; личность попадает все в большую зависимость. Местное самоуправление уничтожается и заменяется административной централизацией. Устанавливается всемогущая, абсолютная тирания народного большинства.
Процесс этот идет еще скорее, если демократии приходится вести войны, которые особенно опасны для свободы, так как требуют сосредоточения всех сил государства. А от тирании большинства до единоличного деспотизма — один только шаг. Талантливый полководец всегда может при помощи армии захватить власть, и народ, привыкший повиноваться центральному правительству, охотно откажется от участия в правлении, лишь бы его новый господин обеспечил порядок и покровительствовал обогащению. Таким путем равенство может привести к деспотизму.
Единственное средство, которое может предотвратить такой исход, — сама свобода: она отрывает людей от материальных интересов, соединяет и сближает их, ослабляет их эгоизм. Существенную помощь ей может оказать религия, действующая в том же направлении. Но одного конституционного устройства, соединенного притом с бюрократической централизацией, более чем недостаточно; это только "приделывание головы свободы к телу раба". Необходима широкая децентрализация власти при сохранении за центральным правительством минимума необходимых прав. Поэтому для большой страны лучшей формой государственного устройства является федерация.
Однако, А. де Токвиль предвидел и возникновение новых, возможно еще более жестоких противоречий, связанных с развитием капитализма. Он предрек образование новой аристократии – промышленной. Демократия поощряет рост промышленности, увеличение производства товаров, необходимых для благосостояния народа. Равенство возможностей расширяет круг предпринимателей, растет и численность рабочих.