Тема 6. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА В XVIII в

1. Экономические и социальные предпосылки возникновения абсолютизма. Изменение социальной структуры общества. Начало становления абсолютизма во второй половине XVII в. и завершение этого процес­са в XVIII в. Превращение Московского государства в Российскую империю. Особенности российского абсолютизма.

2. Реформы государственного аппарата при Петре I. Абсолютная власть императора. Сенат, государственные коллегии. Роль генерал-прокурора, обер-прокуроров Сената и Синода, прокуроров. Генерал-фискал, обер-фискалы, губернские и провинциальные фискалы. Правовой статус государственной службы (Генеральный регламент и Табель о рангах).

Императорская власть при преемниках Петра I. Органы, дублирующие императорскую власть (Верховный тайный совет, кабинет министров. Вер­ховная конференция). Идеи и практика «просвещенного абсолютизма» (Наказ Екатерины II).

Ликвидация патриаршества. Синод как орган государственного управления церковными делами. Роль церкви в государственном управле­нии.

Финансовые реформы. Введение подушной подати. Иные прямые и косвенные налоги и сборы. Государственные монополии. Военная реформа: создание регулярной армии и флота. Учреждение регулярной полиции, ее компетенция. Управы благочиния 1782 г. Политическая полиция (Преобра­женский приказ. Тайная канцелярия, Секретная экспедиция). Судебная ре­форма (попытка отделения суда от администрации). Юрисдикция церковных судов.

3. Местное управление. Учреждение губерний при Петре I. Губернская реформа Екатерины II (1775). Роль дворянства и органов дворянского самоуправления в государственном управлении в губерниях и уездах. Управление городами (Регламент Главному Магистрату).

4. Развитие права. Источники права: регламенты, уставы, указы. Каноническое право. Попытки кодификации права при Елизавете Петровне. Уложенная комиссия Екатерины II. Проникновение в Россию идей естественного права. Реформирование правового положения сословий. Жалованные грамоты дворянству и городам (1785). Законодательство о крепостном праве. Правовой статус крестьянства.

Право собственности. Указ о единонаследии и институт недвижимой собственности. Вещное и обязательственное право. Семейное и наследственное право. Преступления и наказаниям по Артикулам воинским с кратким толкованием(1715).

Следствие и судебный процесс. Характерные черты розыскного (инквизиционного) процесса по Краткому изображению процессов и судеб­ных тяжб (1715) и Указу «О форме суда».

Семинар 6. ЗАКОНОДАТЛЬСТВО РОССИИ ПЕРИОДА УТВЕРЖДЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТИЗМА

6 часов

1. Сословное законодательство ХVIII в.:

1) Правовое положение дворянства.

2) Правовое положение духовенства.

3) Правовое положение городского населения.

4) Правовое положение крестьянства.

2. Уголовное право. Артикул воинский 1715 г.:

1) Понятие и виды преступлений.

2) Цели и виды наказаний.

3. Судебный процесс по законодательству Петра I.

Цель семинарского занятия

Целью занятия является изучение законодательства периода XVIII века, закрепившего правовые основы нового общественного строя и обеспечившего уголовно-правовую охрануабсолютизма в России.

Методические рекомендации

Рассматривая первый вопрос необходимо обратить внимание, что переход к абсолютизму характеризуется не только заметными изменениями в государственном строе, но и существенными сдвигами в общественном строе, главным из которых является консолидация сословий и более четкое определение правового статуса населения в рамках четырех сословий.

Высшим сословием России восемнадцатого столетия являлось дворянство. Студенты должны знать какие акты положили начало консолидации боярства и дворянства в единое сословие, делению дворянства на потомственное и личное. Особое внимание необходимо уделить правовому закреплению прав и обязанностей дворянства в восемнадцатом столетии. В этой связи студенты должны изучить Жалованную грамоту дворянству 1785 г., которая подвела итог нормативному закреплению прав и привилегий дворянства.

Вторым привилегированным сословием оставалось духовенство. Но преподаватель должен обратить внимание студентов на то, что наряду с закреплением определенных прав, превращением духовенства в замкнутое сословие, оно потеряло многое из того, что имело ранее, право на автономию и землевладение.

Правовое оформление статуса мещанское сословие шло в два этапа. При Петре I городское население стало делиться на две категории: регулярных и подлых, а по «Жалованной грамоте городам» – на шесть разрядов: городовые обыватели, купцы 1 – 3 гильдий, ремесленники, иностранцы и иногородние, именитые горожане, прочие посадские. В этой связи студентам необходимо знать особенности правового статуса каждого из этих разрядов.

Самым многочисленным сословием, как и ранее, было крестьянство. Студентам следует знать различия в правовом статусе государственных крестьян, в том числе экономических, посессионных, дворцовых. Антиподом государственных крестьян являлись частновладельческие, чье положение оказалось в данный период близким рабству.

Приступая к изучению второго вопроса, необходимо обратить внимание, что основным направлением в уголовном праве является ужесточение уголовной ответственности. Особое значение в этом отношении имел Артикул воинский 1715 г., ставший основным уголовным законом на весь период восемнадцатого столетия не только для военнослужащих, но и для остального населения. Студентам следует обратить внимание на источники Артикула и его структуру. Особенно важно отметить изменение как самого понятия, так и термина (преступление) обозначавшего преступное деяние.

Субъектом преступления по Артикулу выступают все физические лица, кроме умалишенных. Возраст наступления уголовной ответственности четко не определен, хотя малолетство влечет более мягкое наказание. Институт соучастия более упрощен в сравнении с Соборным уложением. Субъективная сторона включает умысел, неосторожность и случайность. Объективная сторона, как и в Уложении, включает «голый умысел», приготовление, покушение и законченное деяние. Различие между последними только начинает намечаться.

Преподавателю необходимо обратить внимание студентов на перечень обстоятельств смягчающих, отягчающих, исключающих и освобождающих от ответственности, поскольку они отличаются от тех, что содержало Соборное уложение. Это касается состояния опьянения и необходимой обороны, которая теперь регламентировалась. Кроме того, они должны раскрыть систему преступлений по Артикулу воинскому и привести в качестве примеров наиболее интересные составы различных видов преступлений.

Переходя к вопросу о целях и видах наказания, следует не только отметить ужесточение уголовной репрессии, но и аргументировано обосновать его. Анализируя саму систему наказаний, преподавателю следует обратить внимание на то, что бы студенты могли уметь выделять новые виды наказаний, которые не были известны Соборному уложению. Отмечая характерные черты наказания, такие как сословность, неопределенность, множественность, отсутствие индивидуализации, им следует привести конкретные примеры из Артикула воинского 1715 г.

Последний вопрос имеет особое значение, так как он отражает кардинальные перемены в вопросах судопроизводства. Розыскной (следственный) процесс, давно набиравший силу, становится главной формой судебного разбирательства. В этой связи нужно отметить, что начало этим переменам было положено указом 1697 г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску…». Но более подробно эти изменения отражены в «Кратком изображении процессов и судебных тяжб». В этом акте закреплялись такие особенности процесса, как негласный и письменный характер, вместо судоговорения вводился допрос сторон судьей, устанавливалось господство формальных доказательств.

Преподавателю следует добиваться от студентов четкого представления основных стадий процесса, их регламентацию, знать систему доказательств. Это тем более важно, что последняя была значительно упрощена и включала в себя собственное признание, которое достигалось с помощью пыток, свидетельские показания, письменные акты и присягу.

Указ «О форме суда» 1723 г. отменил розыск, сделав суд единственной формой процесса, но следует обратить внимание на то, что судебная практика пошла по пути его применения в гражданских делах, а в уголовных использовался розыскной процесс.

Для закрепления материала каждого вопроса студентам следует предложить решение соответствующих задач.

Наши рекомендации