После разговора с Молчалиным Чацкий

убеждается в своих словах: д.3 я.3 стр.89

С такими чувствами, с такой душой…

Софья пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Кульминация и развязка

Действие.

Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью:3 действие.

д.4 я.12 стр.129-130 5 монологЧацкого д.3 я.22 стр.112

Без свадьбы время проволочим… («В той комнате незначущая встреча…»)

Софья всё слышит, Чацкий тоже.Чацкий заканчивает монолог и

Заключительный 6 монологЧацкого. оборачивается:

д.4 я.14 стр.134 – развязка. Оглядывается, все в вальсе кружатся с

(«Не образумлюсь… виноват…») величайшим усердием. Старики

разбрелись к карточным столам.

V. Композиционная роль монологов: все основные композиционные узлы пьесы сопровождаются монологами (см. «Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого»).

VI. Мотив сплетни.

Сплетня объединяет сюжет и конфликт. Софья пускает её случайно, неожиданно для себя самой, мстя Чацкому за его отношение к Молчалину.

Г. N. о Чацком:

Как его нашли по возвращеньи?

Софья: Он не в своём уме. д.3 я.14 стр.102

Однако гости Фамусова охотно подхватывают сплетню и отворачиваются от человека, который говорит немыслимые с их точки зрения вещи.

Подробнее см. «Повторение»: Сплетня в «Горе от ума».

VII.Динамика развития действия: монологи замедляют его, реплики же ускоряют.

Быстрее всего развивается сплетня: возникает в 14 явлении 3 действия стр.102 и достигает кульминации в 22. Переходя от одного гостя к другому, сплетня возвращается к самой Софье, которая ещё раз подтверждает её.

Сплетня передаётся по цепочке и каждый добавляет что-то своё: Софья – Г. N. – Г. Д. – Загорецкому – Графине внучке – Графине бабушке – князю Тугоуховскому– в итоге сумасшествие Чацкого становится общепризнанным фактом: «Какое ж в этом есть сомненье?»

ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА «ГОРЯ ОТ УМА»

I.Новаторство образной системы.

1. Отсутствует чёткое деление персонажей на положительные и отрицательные.

2. Количество действующих лиц более 20, а не 5-10, как этого требуют классицистические каноны.

3. В основу образной системы положен реалистический принцип типизации.

Гончаров: Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определённым и замкнутым, как колода карт. И общее и детали, всё это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы, - от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.

Подробнее см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» - черты реализма.

II.С точки зрения любовной интриги образная система «Горя от ума» в основном соответствует классицистической «системе амплуа».

1. Есть «любовный треугольник» Софья-Молчалин-Чацкий, есть субретка, есть недогадливый отец (см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» - черты реализма).

2. Кроме основного, есть также комические «любовные треугольники» (см. «Сюжет и конфликт «Горя от ума»).

III. С точки зрения общественного конфликта образная система построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу (см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» - черты реализма, «Век нынешний и век минувший», «Чацкий как победитель и как побеждённый»).

IV. Образы-пародии.

1. Репетилов – пародия на Чацкого.Чацкий – идеолог своего круга, Репетилов также претендует на это звание:

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня д.4 я.4 стр.118

2. Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалина. Молчалин старается всем угодить, считает, что в его «лета не должно сметь своё суждение иметь». Не доверяет своим суждениям и РЕПЕТИЛОВ:

Частенько слушаю, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп. д.4 я.4 стр.120

МОЛЧАЛИН: Вот сам Фома Фомич, знаком он вам? д.3 я.3 стр.87

РЕПЕТИЛОВ: Но если гения прикажите назвать: д.4 я.4 стр.121

V. Соотношение образов по принципу: тип – индивидуальность. Явным отражением образа Молчалина является ЗАГОРЕЦКИЙ, всеобщий угодник.

ЗАГОРЕЦКИЙ СОФЬЕ: Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся

Другой вам услужить… д.3 я.9 стр.96

МОЛЧАЛИН: Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, д.3 я.12 стр.101

ЧАЦКИЙ о МОЛЧАЛИНЕ: В нём Загорецкий не умрёт д.3 я.12 стр.101

Загорецкий как бы чистый носитель черты, а Молчалин – живой характер.

VI.С точки зрения речевой характеристики все герои делятся на тех, кто говорит монологами Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).

Те, кто говорит монологами, являются идеологами (Чацкий, Фамусов) или им подражают (Репетилов). Идеологи не слушают друг друга, толпа их тоже не слушает:

ЧАЦКИЙ: И в Петербурге, и в Москве, д.3 я.22 стр.113

ФАМУСОВ не слушает ЧАЦКОГО.

ЧАЦКИЙ: Я досказал.

ФАМУСОВ: Добро, заткнул я уши. д.2 я.2 стр.60

ЧАЦКИЙ не слушает ФАМУСОВА:

ФАМУСОВ: Нельзя не пожалеть, что с этаким умом…

ЧАЦКИЙ: Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом? д.2 я.5 стр.67

VII. Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых «галерея типов» фамусовской Москвы была бы неполной.

Гончаров: Шесть княжон и Графиня внучка – «контингент невест»; Хлёстова – «остаток екатерининского века»; Тугоуховский – «без слова, но какая говорящая руина прошлого»; Загорецкий – «явный мошенник».

VIII. Чисто сюжетные образы: Г. N. и Г. Д. Они нужны для распространения сплетни.

IX. Внесценические персонажи:

1. Вводятся для типизации конфликта, среди них есть представители «века минувшего» и «века нынешнего».

а) «век минувший»:

внесценические персонажи разделяют взгляды Фамусова, их карьера служит аргументом в споре с «веком нынешним». Это люди, наиболее успешно воплощающие в жизнь мораль и идеалы фамусовского общества: почтенный камергер Кузьма Петрович, Максим Петрович, умевший вовремя прислужиться, а потому «в чины выводит… и пенсии даёт», известная Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родных. (Подробнее см. «Век нынешний и век минувший»)

б) «век нынешний»:

- двоюродный брат Скалозуба д.2 я.5 стр.63

- князь Фёдор, племянник Тугоуховской д.3 я.21 стр.109

- профессора педагогического институтад.3 я.21 стр.109(см. «Век нынешний и век минувший» отношение к образованию).

в) в монологах Репетилова пародия на «век нынешний»:

- «сок умной молодёжи»

- «горячих дюжина голов» д.4 я.4 стр.121

- князь Григорий

2. Внесценических персонажей больше, чем сценических, что было не допустимо в классицистическом произведении, так как нарушает единство действия.

3. Внесценические персонажи помогают раскрытию сценических. Например, дядя Фамусова Максим Петрович, с одной стороны, идеал Фамусова и ему подобных, с другой. он напоминает читателю и зрителю Молчалина, пытающегося угождением сильным мира сего добиться «степеней известных»:

А дядя? что твой князь? что граф? д.2 я.2 стр.57

ЧАЦКИЙ КАК ПОБЕДИТЕЛЬ И КАК ПОБЕЖДЁННЫЙ

I.Сюжет комедии любовный, конфликт социальный. Конфликт не укладывается в рамки сюжета (см. «Конфликт и сюжет «Горя от ума»).

II. В любовной интриге Чацкий терпит поражение: Софья, во-первых, его не любит, а, во-вторых, любит человека, нравственно намного ниже Чацкого, и это ещё больше его оскорбляет:

А вы? о боже мой! кого себе избрали? д.4 я.14 стр.135

1. Хотя Чацкий и презирает фамусовское общество, изгнание из этого общества для него мучительно, так как он здесь вырос, Фамусов некогда заменял ему отца и, наконец, Чацкий по-настоящему любит Софью:

Да, мочи нет: мильон терзаний… д.3 я.22 стр.111

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, д.4 я.14 стр.136

2. С неудачей Чацкого в любви связан комизм его положения. Чацкий комичен уже с самого своего появления, так как к его приходу мы уже знаем, что Софья любит Молчалина (см. «Конфликт и сюжет «Горя от ума»).

III.С точки зрения конфликта невозможно однозначно ответить на вопрос, победитель Чацкий или побеждённый.

1. С одной стороны, Чацкий побеждённый: он объявлен сумасшедшим и изгнан из московского общества (см. «Конфликт и сюжет «Горя от ума»).

2. С другой стороны, Чацкого можно считать в какой-то степени победителем.

Гончаров: Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.

Чацкий – победитель самим своим появлением. Некогда единое, монолитное фамусовское общество «века минувшего», века Екатерины, вдруг среди «своих» обнаружило непримиримого противника. Значит, не всё благополучно в этом обществе.

Победа Чацкого в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века (см. «Век нынешний и век минувший»).

3. На сцене Чацкий одинок, однако есть внесценические персонажи, показывающие его типичность, свидетельствующие в пользу грядущей победы Чацкого (см. «Образная система «Горя от ума»).

4. Взгляды Чацкого часто сравнивают со взглядами декабристов. Нельзя говорить о полном совпадении мнений – и сам Грибоедов скептически относился к некоторым их воззрениям 1821-25 годов: Сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России.

ОднакоГерцен писал впоследствии: Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста – это в Чацком (см. «Повторение»: «Чацкий и декабристы»).

Гончаров: Вечность, неизбежность роли Чацкого как победителя и побеждённого заключается в том, что он появляется «при каждой смене одного века другим».

Историческая типичность Чацкого доказывается, например, тем, что в черновиках его имя писалось «Чадский», напоминая читателю о личности П.Я. Чаадаева.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МОНОЛОГОВ ЧАЦКОГО

I. «Горе от ума» - «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий – идеолог «века нынешнего».

Как все идеологи в комедии, Чацкий высказывается монологически.

II. Мнения Чацкого по основным вопросам полемики раскрываются именно в монологах. Он выступает как обличитель «века минувшего», отношения фамусовского общества

а) к воспитанию: Что ныне, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки д.1 я.6 стр.49

б) к образованию: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился д.1 я.6 стр.48

в) к службе: Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом, д.2 я.2 стр.58

г) к чинам: А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели… д.2 я.2 стр.58

д) к иностранцам и к иностранному: Ни звука русского, ни русского лица д.3 я.22 стр.112

е) о пустом времяпрепровождении: Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы? д.2 я.5 стр.67

ж) выступает против злоупотреблений крепостным правом:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окружённый слуг; д.2 я.5 стр.68

III.Многие высказывания Чацкого выражают мнения самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонёра: Ах! если рождены мы все перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять д.3 я.22 стр.112

IV.Композиционная роль монологов Чацкого.

Монологи появляются в переломные моменты развития сюжета и конфликта. В них проявляется и комичность персонажа – несоответствие между тем, что и кому он говорит, пылкость и увлечение.

ПЕРВЫЙ МОНОЛОГ – экспозиция.

Конфликт только намечен: Чацкий даёт картину московских нравов:

Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба

Старинный, верный член до гроба? д.1 я.7 стр.48

Заканчивается монолог довольно мирно:

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? д.1 я.7 стр.48

ВТОРОЙ МОНОЛОГ – завязка конфликта.д.2 я.2 стр.58

Резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего».

Фамусов даже не хочет слушать, что говорит Чацкий. «Опасный человек», - решает он и затыкает уши. Не слышит даже того, что ему докладывают. д.2 я.2-3 стр.60-61

ТРЕТИЙ МОНОЛОГ – «А судьи кто?» - развитие конфликта. д.2 я.5 стр.67

Программный монолог (наиболее полное изложение взглядов Чацкого):

- отношение к свободе суждений

- к кумовству и протекции

- к крепостному праву

- к московским нравам

- к военной службе

- идеалы Чацкого

см. «Век нынешний и век минувший»

Чацкий высказывается по принципиально важным для него вопросам, очень серьёзен. Реакция же Скалозуба показывает, что слушатели абсолютно ничего не понимают. д.2 я.6 стр.69

ЧЕТВЁРТЫЙ МОНОЛОГважен для развития любовной интриги, в нём воплощается отношение Чацкого к любви. д.3 я.1 стр.81

ПЯТЫЙ МОНОЛОГ – кульминация и развязка конфликта. д.3 я.22 стр.113

Все сошлись на том, что Чацкий - сумасшедший, и игнорируют его горячие речи.

ШЕСТОЙ МОНОЛОГ – развязка сюжета. Чацкий выступает как резонёр. д.5 я.14 стр.134

V.Художественное своеобразие монологов Чацкого.

Фамусов восклицает, что Чацкий «говорит, как пишет».

1. Речи Чацкого присущи черты публицистического стиля:

а) обилие риторических вопросов:

Ну что ваш батюшка? А судьи кто? Где? укажите нам отечества отцы?

б) обилие восклицаний:

На них он выменял борзые три собаки!!! Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке!!! С кем был! Куда меня закинула судьба!

в) обращённость, использование форм повелительного наклонения:

Где? укажите нам отечества отцы… Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом… А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам…

2. Афористичность: А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

…смешенье языков:

Французского с нижегородским.

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Свежо предание, а верится с трудом…

3. Высокий стиль речи:

а) высокая образность (перифраз):

Тот Нестор негодяев знатных…

б) высокая лексика, иногда архаическая:

В науки он вперит ум, алчущий познаний…

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

4. «Эпиграмматическая соль языка» (Гончаров):

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут…

А трое из бульварных лиц,

Которые с полвека молодятся?..

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

VI. В процессе работы над комедией меняется речь Чацкого: устраняются книжные обороты, появляются социально острые высказывания, язык приближается к разговорной речи.

В синтаксическом плане речь Чацкого сложнее речи других персонажей, исключая Софью.

VII. Гончаров: Речь Чацкого кипит умом, остроумием.

Пушкин же считает, что ум и красноречие Чацкого позаимствованы у Грибоедова (см. «Жанровое своеобразие «Горя от ума» - комические черты в образе Чацкого).

СРЕДСТВА РАСКРЫТИЯ САТИРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ

I.Средства, которые использует автор для раскрытия характеров, определяются методом и жанром.

1. По жанру «Горе от ума» - «общественная» комедия, то есть характеры раскрываются через показ несоответствий (см. «Жанровое своеобразие «Горя от ума»).

2. Что касается метода, то в комедии есть черты классицизма и реализма.

а) реалистическими принципами изображения являются типизация и индивидуализация характеров;

б) традиционным классицистическим средством создания образа можно считать «говорящие фамилии». Подробнее см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума».

II.Так как комедия – драматическое произведение, то основное средство раскрытия характеров – это речь героя. Речи персонажей «Горя от ума» присущи два основных признака: афористичность и индивидуализация.

1. Афористичность.

СОФЬЯ: Счастливые часов не наблюдают.

ЧАЦКИЙ: Служить бы рад, прислуживаться тошно.

ЛИЗА: Грех не беда, молва не хороша.

ФАМУСОВ: Подписано, так с плеч долой.

РЕПЕТИЛОВ: Ешь три часа, а в три дни не сварится.

2. Индивидуализация.

ЧАЦКИЙ (см. «Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого»).

ФАМУСОВ:

а) смешение иностранных и просторечных слов:

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

б) речь с юмором:

Помилуйте, что это вдруг припало

Усердье к письменным делам!

Дался им голос мой, и как себе исправно

Всем слышится и всех сзывает до зари.

СОФЬЯ. Влияние сентиментальных романов:

Потом пропало всё: луга и небеса. –

Мы в тёмной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол – и вы оттуда,

Бледны как смерть, и дыбом волоса!

Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,

Из глубины души вздохнёт…

СКАЛОЗУБ:

а) военная терминология:

Дистанции огромного размера.

Однако за полком два года поводили.

А форменные есть отлички:

В мундирах выпушки, погончики, петлички.

Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам.

Он в три шеренги вас построит…

б) неправильное построение фразы:

Мне совестно, как честный офицер.

в) своеобразный «военный» юмор:

Мы с нею вместе не служили.

МОЛЧАЛИН:

а) характерное «С» (сокращённое «сударь»):

Я-с… С бумагами-с…

По-прежнему-с..

Нет-с, свой талант у всех…

Два-с: умеренность и аккуратность.

б) штампы и канцеляризмы:

По мере я трудов и сил.

С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил.

в) деловой стиль речи:

Я только нёс их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок,без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

г) словечки с уменьшительно-ласкательными суффиксами (в разговоре с Лизой):

Какое личико твоё!

Есть у меня вещицы три:

Есть туалет, прехитрая работа, -

Снаружи зеркальце и зеркальце внутри…

Подушечка, из бисера узор…

Игольничек и ножинки, как милы!

д) говорит мало:

Я вам советовать не смею.

ЛИЗА:

а) речь афористична, так как Лиза – второй резонёр, она даёт меткие характеристики другим героям.

б) влияние стиля речи барышни, что характерно для субретки классицистической комедии:

У девушек сон утренний так тонок…

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

в) разговорная и литературная речь переплетаются:

Ах! амур проклятый!

Твердила я: в любви не будет в этой прока

Ни во веки веков.

г) лакейский пласт в речи Лизы, характеризующий её как прислугу в доме московского барина (обращение во множественном числе; «-С»):

Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…

Скажите лучше, почему

Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

Сужу-с не по рассказам.

Да полноте-с!

РЕПЕТИЛОВ:

а) употребляет слова, значение которых не совсем понимает:

Зови меня вандалом…

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом…

Лахмотьев Алексей чудесно говорит,

Что радикальные потребны тут лекарства…

б) комическое сочетание разговорного и высокого стилей:

Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!

Всё отвергал: законы! совесть! веру!

А у меня к тебе влеченье, род недуга,

Любовь какая-то и страсть,

Готов я душу прозакласть,

Что в мире не найдёшь себе такого друга…

ХЛЁСТОВА – московская барыня. Прототип Хлёстовой, Офросимова, жила на Поварской. Она же прототип Марьи Дмитриевны Ахросимовой из «Войны и мира» Толстого.

а) много просторечной лексики, фразеологизмов:

Час битый ехала с Покровки, силы нет;

Ночь – светопредставленье…

Не мастерица я полки-то различать

Ух! я точнёхонько избавилась от петли.

Ведь полоумный твой отец…

Купил, он говорит, чай, в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай Бог ему здоровье!

б) иностранных слов нет вообще.

ГОСТИ НА БАЛУ:«смешенье языков: французского с нижегородским»:

Нет, если б видели мой тюрлюлю атласный…

Какой эшарп cousin мне подарил!

Ах! да, барежевый!

Ах! grand maman! Ну кто так рано приезжает?

III.Стих комедии вольный (басенный) ямб способствует передаче разговорных интонаций, индивидуализации характеров.

Гончаров: Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

IV.Оценка одних персонажей другими:

ЛИЗА о Скалозубе:

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы!

о Чацком:

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

о Фамусове:

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами да чинами.

о Молчалине:

Скажите лучше, почему

Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

СОФЬЯ о Скалозубе:

Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, -

Мне всё равно, что за него, что в воду.

о Чацком:

Он славно пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно…

Остёр, умён, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него…

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым!!

Не человек, змея!

о Фамусове:

Брюзглив, неугомонен, скор,

Таков всегда, а с этих пор…

о Молчалине:

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело…

Ночь целую с кем можно так провесть!

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В душе ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрёл;

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

ЧАЦКИЙ о Молчалине:

Молчалин прежде был так глуп!

Жалчайшее созданье!

Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут впору карточку вотрёт!

В нём Загорецкий не умрёт!

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

ведь нынче любят бессловесных.

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож;

Молчалин, например…

А он? смолчит и голову повесит.

Конечно, смирен, все такие не резвы…

о Скалозубе:

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки!

ФАМУСОВ о Скалозубе:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

о Чацком:

Опасный человек!

Ах! Боже мой! он карбонари!

Он вольность хочет проповедать!

Да он властей не признаёт!

Тот нищий, этот мот-приятель;

Объявлен мотом, сорванцом…

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с этаким умом…

о Молчалине:

Один Молчалин мне не свой,

И то за тем, что деловой.

Безродного пригрел и ввёл в моё семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведён через моё содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

ХЛЁСТОВА о Загорецком:

Лгунишка он, картёжник, вор.

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить…

о Фамусове и Скалозубе:

Дался ему трёх сажен удалец, -

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

V.Сопоставление и противопоставление персонажей.

Например, и Чацкий, и Молчалин по возрасту принадлежат к молодому поколению, однако Молчалин, которому необходимо выбиться в люди, безоговорочно принимает правила фамусовского общества, Чацкий же категорически их отвергает.

Чацкий и Молчалин противопоставлены также по отношению к Софье (см. «Век нынешний и век минувший» - отношение к любви).

VI.Внесценические персонажи являются средством раскрытия сценических (см. «Образная система «Горя от ума», «Век нынешний и век минувший» - идеалы, отношение к кумовству, к свободе суждений).

VII. Для типизации используются монологи Чацкого и Фамусова (см. «Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого», «Век нынешний и век минувший» - отношение к московским нравам и времяпрепровождению).

VIII. Фарсовые детали (детали, связанные с комизмом действия, внешним комизмом: падениями, драками):

РЕПЕТИЛОВ:

Вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется.

IX.Комическая гипербола:

ХЛЁСТОВА:

Шампанское стаканами тянул.

НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА:

Бутылками-с, и пребольшими.

ЗАГОРЕЦКИЙ (с жаром):

Нет-с, бочками сороковыми.

X.Ремарка.

1. Описание места действия.

2. Ремарки, характеризующие отдельных персонажей:

ЧАЦКИЙ

а) «с жаром целует руку» Софье

б) говорит

«рассеянно»: Как Софья Павловна у вас похорошела!

«с жаром»: Зачем же вы его так коротко узнали?

«с хохотом»: Не поздоровится от этаких похвал,

И Загорецкий сам не выдержал, пропал.

в) последний монолог – богатство интонаций:

сначала растерян потом говорит «с жаром», затем «насмешливо».

СОФЬЯ

а) смена чувств и интонаций;

б) говорит

«сквозь слёзы»

«с огорчением»

«громко и принуждённо» с Чацким

«торопко и громко» справляется о Молчалине.

в) динамические ремарки, когда Софья узнаёт о падении Молчалина с лошади:

«бежит к окну»

«теряет чувства»

«высовывается в окошко»

г) то, как Софья приходит к решению распустить сплетню о сумасшествии Чацкого, также показано через ремарку:

Г. N. :Ужли с ума сошёл?

Софья (помолчавши):

Не то чтобы совсем…

Г. N. :Однако есть приметы?

Софья (смотрит на него пристально): Мне кажется…

(в сторону): Готов он верить!

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

ФАМУСОВ

а) «жмётся к ней (к Лизе) и заигрывает»

«Крадётся вон из комнаты на цыпочках»

б) говорит

«торопливо»: Тс!

«скороговоркой»: Вот рыскают по свету, бьют баклуши,

Воротятся, от них порядка жди.

«громогласно»: Ждём князя Петра Ильича…

«опасливо»: Любезнейший! Ты не в своей тарелке.

ЛИЗА

бойкая, ремарки динамичные: «вдруг просыпается, встаёт с кресел, оглядывается», «стучится к Софье», «отходит от дверей». «опять к дверям», «прочь от дверей», «лезет на стул, переводит стрелку, часы бьют и играют»; «хлопочет возле барышни», «отводит её (Софью) в сторону».

НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА ГОРИЧ

неестественность, жеманство:

«тоненьким голоском»:

Князь Пётр Ильич, княгиня! Боже мой!

Княжна Зизи, Мими!

(Громкие лобызания; потом усаживаются и осматривают одна другую с головы до ног).

ПЛАТОН МИХАЙЛОВИЧ ГОРИЧ

«муж-мальчик», осознающий нелепость своего положения: говорит с женой «хладнокровно», «глаза к небу», «со вздохом».

КНЯГИНЯ ТУГОУХОВСКАЯ

кричит «громко, что есть мочи».

КНЯЗЬ ТУГОУХОВСКИЙ

отец в поисках женихов для многочисленных дочерей: «Отправляется, вьётся около Чацкого и покашливает».

СКАЛОЗУБ

говорит «густым басом» - комический эффект:

Зачем же лазить, например,

Самим! Мне совестно, как честный офицер.

ЗАГОРЕЦКИЙ

а) говорит

«с жаром»: Нет-с, бочками сороковыми!

«с кротостию»: Нет-с, книги книгам рознь.

б) находится постоянно в движении, перебегает от одних к другим: на бале сначала подходит к Софье, потом «отходит к мужчинам».

«Загорецкий выставляется вперёд», когда хвалят, «Загорецкий исчезает», «Загорецкий мешается в толпу», когда ругают.

МОЛЧАЛИН

Хлёстовой на балу «подаёт карту»:

Я вашу партию составил: мосье Кок,

Фома Фомич и я.

«Ведёт её под руку».

Лизу «хочет обнять».

Наши рекомендации