Средства массовой информации как социальный институт общества
Современное общество часто называют информационным, то есть обществом, в котором, согласно ряду концепций, основным фактором общественного развития признаются создание и использование индустрии информации (компьютеров и микро-электроники, коммуникационно-вычислительных сетей, национальных и межнациональных баз данных и т.д.). Информатизация общества означает совокупность процессов, происходящих во всех сферах и подсистемах общества и связанных с качественно новым уровнем (формами) производства, переработки и распространения информации. Информатизация — это глобальный цивилизационный процесс, который формирует в мировом сообществе основу информационного общества. Это ценнейший ресурс жизнеобеспеченности современного общества, имеющий чрезвычайно важное социальное, экономическое, политическое и духовное значение. Это такой фактор, который можно использовать и как баланс соблюдения интересов граждан, общества и государства, и как фактор их противостояния.
В функционировании современного общества, как бы оно ни называлось и какова бы степень его информатизации ни была ему присуща, важнейшую роль играют средства массовой информации (далее - СМИ). Под ними понимаются социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку, распространение информации в массовом масштабе.
Они обеспечивают массовую коммуникацию, которая в научной литературе трактуется как производство и передача информации средствами прессы, радио, телевидения как общение людей — членов организованных объединений и спонтанных группировок, осуществляемое с помощью технических средств. Массовая коммуникация выступает мощным способом закрепления установок и представлений, их изменений в желаемом направлении. Она оказывает существенное влияние (положительное или отрицательное) на все социальные процессы в обществе, в том числе на решение проблем социальной защиты, помощи и поддержки населения, его различных групп, слоев и общностей.
Как видно из сказанного, СМИ и массовая коммуникация неразрывно связаны между собой. Это естественно, поскольку СМИ служат орудием коммуникации, а последняя невозможна без них. Поэтому нередко в литературе можно встретиться с отождествлением понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации».
Рассматриваемые понятия, отражающие реальные процессы современного общества, имеют одно общее, родовое понятие – «коммуникация». Это передача некоторой идеи от источника к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя. По своему содержанию коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, в котором можно выделить четыре основных элемента: отправитель – лицо (группа лиц, организация и т.д.), генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов; канал – средство передачи информации; получатель — лицо (группа лиц), которому (которым) предназначена информация и которое (которые) интерпретирует (интерпретируют) ее.
Функционирование и восприятие различных СМИ обусловливается, прежде всего, их техническими характеристиками. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации, радио – на слуховое, а телевидение — одновременно и на зрительное, и на слуховое. Отсюда — сильное влияние телевидения на людей, несмотря на более позднее появление этого вида коммуникации по сравнению с печатью и радио.
В ходе развития и функционирования СМИ проявилась одна очень интересная закономерность: появившись, каждое новое средство массовой коммуникации, обогащая возможности человеческого общения, в то же время не уничтожает старых средств коммуникации, продолжая существовать вместе с ними. Объясняется это тем, что новые СМИ имеют лишь отдельные характеристики старых, а их новые качества не заменяют полностью качества старых СМИ.
Можно указать как позитивные, так и негативные качества каждого из основных видов СМИ.
Так, печать, в отличие от радио и телевидения, требует значительных интеллектуальных усилий, определенного уровня образованности, как минимум, умения читать. Газеты, тем более журналы менее оперативны, дальше отстоят от обычных форм межличностного общения по сравнению с радио и телевидением.
В то же время серьезными преимуществами печати являются:
а) возможность выбирать интересующую информацию;
б) возможность вернуться к прочитанному или непрочитанному материалу;
в) возможность получать комментарии по поводу множества событий, известных читателю из передач радио и телевидения.
Для радио характерны свои плюсы и минусы. Его слушание не требует больших интеллектуальных затрат; оно более oперативно, чем газета; имеет возможность осуществлять прямые передачи с места события, создавая «эффект присутствия» радиослушателю; позволяет последнему не только слушать, но заниматься другими делами. Ограничения радиовещания обусловлены тем, что у радиослушателя нет возможности первоочередного выбора той или иной информации, в отличие от читателя газеты, вернуться к прослушанной информации для ее обдумывания и т.д.
Преимущества телевидения состоят в возможности синтеза трех знаковых систем: устной речи, изображения и музыки. Здесь «эффект присутствия» еще выше, чем в радиопередачах. В то же время ему присущи все недостатки радиопередач, в частности, невозможность возврата (или ограничение) к увиденному. Бурное развитие телевидения вызвало необходимость исследовать его воздействие на людей. Оказалось, что воздействие является как положительным, так и отрицательным.
Среди факторов отрицательного воздействия назывались закабаление человека, насаждение стереотипов восприятия, мышления и поведения, лишение их фантазии, самостоятельной творческой позиции; сокращение возможностей для межличностного общения в семье, с друзьями; снижение интереса детей и подростков к чтению, «размывание» у них представления о реальном мире.
Среди факторов положительного воздействия назывались такие, как расширение кругозора людей, доступность получения информации из любой точки земного шара, получение новых знаний об образе жизни других стран и народов и т.д. Надо признать, во-первых, действительную противоречивость этого воздействия. Во-вторых, иметь в виду, что характер воздействия определяется содержанием подаваемой информации, что предопределяется природой социально-политического строя, социально-общественной системы.
Предпочтение тех или иных каналов массовой коммуникации во многом определяется двумя важнейшими факторами: образованием и возрастом. Исследования показали, что периодическую печать (в первую очередь, газеты) предпочитают взрослые, радио — главным образом молодежь и взрослые, телевидение — все возрасты, в особенности дети и пожилые.
Информация может служить средством приобщения к общественно-политической жизни, способствовать возвышению человека, его социальной защищенности, понимаемой в самом широком плане, обогащению духовного мира человека, его общению с другими людьми. Однако низкопробные материалы в СМИ, сцены жестокости и насилия, разжигание ненависти к другим народам и т.д. не могут способствовать «очеловечиванию», развитию личности, нормальному общению с другими людьми.
Немаловажную роль играет конкретизация основной функции, которая может быть представлена решением задач: социального контроля и управления; интеграции общества и его саморегуляции; формирования общественного мнения; создания определенного эмоционально-психологического тонуса; идейно-воспитательного характера; реализации социальной активности членов общества; распространения культуры; развлечения; связи между различными социальными группами.
Важнейшими признаками массовой коммуникации являются ее публичность, универсальность (включает всевозможную информацию), социальная актуальность (выражает потребности и интересы больших социальных групп и слоев), периодичность информации. Эти и другие признаки существенно отличают массовую коммуникацию (информацию) от межличностного общения.
Коммуникационные функции СМИ в определенной мере могут решать проблемы замены непосредственного межличностного контакта в обществе для тех, кто страдает от дефицита коммуникации, общения. Важнейшее значение имеет также отмеченная некоторыми исследованиями функция самоутверждения. Она проявляется в том, что реципиенты (читатели, слушатели, зрители) могут находить в СМИ прямую или косвенную поддержку тех или иных ценностей, идей, взглядов, установок, которые исповедуют они сами или реципиентные группы.