Виды юридической ответственности
В научной и учебной литературе юридическая ответственность подразделяется на виды по различным основаниям. Она обособляется в зависимости от порядка возложения на ответственность, налагаемую в судебном, в административном порядке и др. Традиционным является деление юридической ответственности – в зависимости от вида правонарушения (по отраслевому признаку). В соответствии с этим основанием выделяются следующие виды юридической ответственности:
- дисциплинарная;
- материальная;
- административная;
- гражданско-правовая;
- уголовная;
- конституционная.
Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка, например, нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. Характерная особенность дисциплинарной ответственности – ее применение в порядке служебной подчиненности лица, совершившего дисциплинарный проступок. Выделяются три вида дисциплинарной ответственности:
- в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;
- в порядке подчиненности;
- в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых сферах (обороны, внутренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта).
Дисциплинарная ответственность возлагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении же отдельных категорий – дисциплинарными коллегиями.
Меры дисциплинарной ответственности – замечание, выговор, увольнение (см. ст. 192 ТК РФ).
Материальная ответственность состоит в обязанности работодателя возместить работнику или обязанности работника возместить работодателю ущерб, причиненный в результате виновного противоправного действия или бездействия (см. раздел XI ТК РФ).
Законодательство Российской Федерации различает два вида материальной ответственности – ограниченную, при которой возмещение ущерба ограниченно заранее установленным пределом, и полную, при которой ущерб подлежит возмещению в полном объеме (ст. 235, 241-243 Трудового кодекса Российской Федерации).
Существенно то, что это самостоятельный вид ответственности, который наступает независимо от привлечения лица к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Административная ответственность наступает за совершение административного проступка в сфере установленного порядка управления, общественного порядка, осуществления прав и свобод граждан и др. Регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях. Налагается как судом, так и должностными лицами. Субъектами, полномочными возбуждать дела об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности, кроме судов, являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления, в частности органы внутренних дел, государственные инспекции, налоговые, таможенные и другие государственные органы и должностные лица.
К административным взысканиям относятся: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное лишение специального права и др.
Примечательно следующее: посредством административной ответственности реализуются санкции не только административного права, но и некоторых иных отраслей права – трудового, финансового, уголовно-процессуального и др.
Гражданско-правовая ответственность – следствие совершения гражданско-правового деликта, заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица – установленных законом или договором мер воздействия.
Гражданско-правовая ответственность бывает двух видов: договорная и внедоговорная. Договорная ответственность наступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору и может быть установлена как самим договором, так и законом. Внедоговорная ответственность предусматривается только законом и наступает при причинении вреда лицом, не состоящим с потерпевшим в договорных отношениях.
Данный вид ответственности отличается, прежде всего компенсационным характером и ставит своей целью возместить полностью ущерб, причиненный неправомерными действиями правонарушителя. Вместе с тем гражданско-правовая ответственность предусматривает и штрафные санкции: неустойку, пени, штраф.
Уголовная ответственность применяется только в судебном порядке к лицу, виновному в совершении наиболее опасного вида противоправного деяния – преступления. Осуществляется по строго регламентированной процедуре, влечет состояние судимости. Уголовная ответственность носит публичный характер, реализуется от имени государства, отличается от других видов юридической ответственности большей степенью суровости наказания. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление, за соучастие в преступлении.
Конституционная ответственность как самостоятельный вид выделяется в научной и иной литературе только в последние годы. При этом признается неразработанность данного института в российской правовой системе, чему препятствовал господствующий в России миф о «непогрешности» государственной власти.
В новых публикациях признается, что конституционная ответственность – следствие нарушения общих требований конституционно-правовых предписаний, ненадлежащего осуществления публичной власти.
Ее особенности – в источниках; в основаниях; в политико-правовой природе; в субъектном составе; в санкциях.
Источники – Конституция РФ, конституционное законодательство, основные законы субъектов Федерации.
Основание – совершение деяний, нарушающих Конституцию РФ, конституционное законодательство.
Политико-правовая природа – проявляется в возможности возложения отрицательных последствий не за нарушение конкретной нормы, а общих требований конституционно-правовых предписаний (политическое порицание, признание политической несостоятельности, выражение недоверия).
Субъектный состав – органы государственной власти, должностные лица, общественные объединения, органы местного самоуправления.
Санкции специфичны. К ним относятся:
а) отрешение от должности Президента РФ (ст. 93 конституции РФ);
б) отставка Правительства РФ или отдельных его членов (ст. 117 Конституции РФ);
в) досрочное прекращение полномочий государственных органов или должностных лиц (отзыв посла, роспуск Государственной Думы и др.);
г) роспуск общественных объединений (только по решению суда);
д) признание неконституционными актов или их отдельных частей (ч.6 ст. 125 Конституции РФ);
е) приостановление действия актов органов исполнительной власти (ч.2 ст. 85 Конституции РФ).
Вопросы, связанные с привлечением к конституционной ответственности, решаются различными органами. В современной России в этой области особая роль принадлежит Конституционному Суду РФ, конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации.
[1] См.: М.Г. Смирнова. Социальные притязания и субъективное право. Монография. СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2008.
[4] Соответственно, политические права и свободы, свойственные гражданам РФ, не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства. Эти лица, в отличие от российских граждан, не могут быть субъектами и ряда иных правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России и т.д.).
[5] Заметим, Президент РФ, Правительство РФ в порядке исполнения законов издают подзаконные акты. И соответственно, в них могут содержаться и разъяснительные (истолковательные) положения.
[6] См.: Казаков В.Н. О некоторых чертах современного международного правопорядка // Государство и право. 2003. № 4. С. 88-92; Сауляк О.П. Законность и правопорядок // Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В.М. Сырых. М., 2008. С. 502-519; Тарадонов С.В. Правовой порядок и пути его укрепления. Параметры внутригосударственного и международно-правового совершенствования // Государство и право. 2006. № 5. С. 75-84.
[7] См.: Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В.М. Сырых. – М.: Эксмо, 2008. С. 448.
[8] См.: Ларин В.В. К вопросу о противоправности злоупотребления правом // Право и политика. 2007. № 3. С. 26-30; Карнышев И.А. Виды злоупотреблений правом // Право и образование. 2008. № 6. С. 96-102; Колесников О.П. Правомерная форма злоупотребления правом в современной России // Современное право. 2007. № 2. С. 50-52.
[9] См.: Шаленко М.С. Правомерность государственно-властных отношений // История государства и права. 2008.№ 2. с. 19-21.