Институты государственной власти Республики Беларусь.
Законодательная власть: Парламент — Национальное собрание РБ. Исполнительная власть: Правительство—Совет Министров РБ, Местные исполнительные и распорядительные органы. Судебная власть: Конституционный Суд Республики Беларусь. Общие суды Хозяйственные суды Контрольно-надзорные органы власти, Органы прокуратуры, Комитет государственного контроля Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Ключевые функции Президента: принятие мер по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства; представительство государственных интересов в системе международных отношений. Законодательная власть — это система органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориальном представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Исполнительная власть - Высший орган исполнительной власти — Правительство; Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, местные референдумы.
29. Генезис, понятие и функции политич партий. . Партия(лат) — часть, разделять. возникло в Др Греции, Др Риме(узкие по составу группировки,кот. выражали в основном интересы разл течений внутри организ.возник к XVII — н XVIII в.в рождение полит партии отражало раннюю стадию борьбы сторонников развития различных направлений(аристократов, федерал) Полит партия - добровольная организация (союз) определенного количества людей данного гос-ва, связанных идеологической общностью, стремящихся к обладанию властью либо к участию в осуществлении таковой с другими партиями. Важнейший признак полит партии - открытая борьба за правительственную власть, формирование в случае победы на выборах правительства и соответственно использование государственной машины в интересах представляемых партией классовых сил.Функции:1. выявление, формулирование и обоснование интересов тех социальных сил (классов, сдоев, групп), представителями которых они выступают, интеграция и активизация этих субъектов социальной деятельности;2. формирование идеологии и разработка на ее основе политических доктрин и программ деятельности, как самой партии, так и гос-ва (программы могут быть общие и частные, то есть охватывающие отдельные сферы общественной жизни);3. полит образование общ-ва в целом или его части, формирование общественного мнения в направлении, желательном для партии и отвечавшем ее политической линии;4. участие в борьбе за власть, в осуществлении гос власти, в формировании политической системы общества;5. влияние и непосредственное участие в формировании персонального состава государственных органов, всех общественных институтов политического характера, подготовка и выдвижение кадров для них. По направленности действий:1. революционные (стремящиеся к глубоким, принципиальным изменениям общественных отношений, в характере самого политического строят.2 реформистские (выступающие за определенные изменения в разных сферах жизни общества, не посягая, однако на основы строя и его важнейшие структуры);3. консервативные (видящие свою задачу в сохранении основных черт современной им социальной действительности);4. реакционные (ставящие перед собой в качестве цели восстановления предшествующих общественных структур).
30. Партийные системы и их характеристика. типы однопартийности и многопартийности:Партийную система с единственной партией, стоящей у власти, можно считать классическим образцом однопартийности. В такой системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии, то есть партия превращается в руководящую силу гос-ва, и все государственные органы строго подчиняются ее решениям.Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя крупными партиями, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном Собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Следующая разновидность многопартийности - атомизированная партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. (Малайзия, Боливия). Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определённые недостатки.( власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики, отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство.) Существенное влияние на характер деятельности полит партий оказывают СМИ. Партии нуждаются в гибкой организационной модели, открытой по отношению к людям, дифференцированной и разветвлённой по способам организации, по функциям и компетенциям; партии должны чутко реагировать на изменения в обществе и взаимодействовать с ним. Партия должна уметь не только уметь прислушиваться к чётко выраженным требованиям, но и активно действовать, чтобы выявлять и защищать весь комплекс требований её сторонников, расширять их ряды. Полит партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Они должны быть привлекательны для молодёжи и представителей новых профессий, воспитывать такие кадры, которые могут хорошо понимать и представлять требования и нужды людей. А так же самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения
31. Становление многопартийной системы в РБ. Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь 1 партия, в 1994 — 16. Всего к началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет РБ 13-го созыва в 1995 году в стране в качестве политических партий было зарегистрировано 34 общественных объединения.
В результате объединения отдельных партий, а также их самоликвидации 6 политических партий были исключены Министерством юстиции из Государственного реестра политических партий.
В марте 1998 года решением Верховного Суда РБ еще 6 политических партий были ликвидированы. В настоящее время осталось 29 политических партий . группы полит партий и общ движений: 1) партии правого толка — в основном либеральной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.
Оссобенности:1. в республике пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в соц-полит плане.2, по количественному составу большинство политических партий крайне малочисленны. 3. формирование полит партий в республике проходило в период тотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть в республике.4.между полит партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий. Всего по состоянию на 1 января 2010 года в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий. Партия БНФ(Образована в итоге раскола Белорусского Народного Фронта (старейшей партии страны, с 1988 года) в 1999 году – самая многочисленная 5000 человек.)
32. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции. Обществ движение - это совместная деятельность граждан, преследующих общие соц значимые цели, не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированного членства. черты общ движ: многочисленность, широкая соц база, организационная и идейная аморфность, нестабильность ориентации и состава, стихийность и спонтанность действий. Стадий появления:1. Стадия создания предпосылок движения( возникновении опред соц беспокойства по поводу нерешённых проблем. 2. Стадия формулировки целей и задач( люди сознают себя причастными к одному движению). 3. Стадия агитации(вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выходит на первый план) 4. Стадия развёрнутой деятельности (осуществлением программы).5. Стадия затухания движения (цели осуществлены либо оказались неосуществимыми). Окончательная остановка существования движения возможна только после того, как полностью исчезнут соц потребности, которые привели к его возникновению.
Характерные черты общ организаций: наличие разветвлённого аппарата, наличие чёткой структуры, устава, постоянного членства, централизованного руководства.функции:1. участие в образовании гос структур, 2 участие в обсуждении и принятии полит решений,3 представление и защита интересов граждан,4 осуществление соц контроля, 5 формирование общ мнения и т.д.Массовые движ международный характер(экологические, антивоенные. правозащитные). Для них характерны расширение соц Базы, высокая степень активности, широкие масштабы деятельности, целеустремленность в отстаивании и выдвижении требований, широкий спектр позиций участников, отсутствие строгой организации и возможность несогласованных действий, неверие в эффективность существующих форм парламентской демократии и отказ от традиционных парламентских форм борьбы
33. Политическое лидерство: понятие, основные теории и функции. Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.
теория черт (Э.Богардус) природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой концепции среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность.Теория черт рассматривает лидерство как социально-психологический феномен.
Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, кот. он должен выполнять; характеристики его последователей; с-му взаимоотношений между лидером и последователем; конкретные условия и обстоятельства лидерства; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.
Функции лидера - главные направления его деятельности. Обычно выделяют три общих функции:
диагностическую(аналитическую), разработки программы деятельности, мобилизационную.
Другие ф-ции:инновационная, коммуникативная, организаторская.
Коммуникативная направлена на упрочение каналов политической связи с целью предотвращения отчуждения граждан от власти.
Инновационная функция характеризуется возможностью лидера генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь.
В отечественной политологии чаще всего выделяют следующие основные функции политического лидера:
Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению
34. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства. Лидерство – это управленческий статус, соц позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность(если рассматривать общество как сложной, иерархически организованной систему соц позиций и ролей).особенности: 1. влияние должно быть постоянным,2. воздействие лидера должно осуществляться на всю группу,3. полит лидера отличает явный приоритет во влиянии.4. влияние лидера опирается на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Полит лидер – человек с высоким общественным авторитетом, сильным личностным влиянием, способный аккумулировать и адекватно выразить в своей деятельности интересы определенных социальных сфер. Типы лидерства (по Веберу):1. традиционное. (исходит из традиций)2. харизматическое(Осн на вере присутствия у человека исключительных качеств)3. легальное.(Осн на убежденной вере в законность порядка, его разумность)
Стили лидерства:1. авторитарное.2. демократическое. 3. невмешивающееся.
Тенденции развития лидерства в современном мире:(1) резкое возрастание ответственности полит лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и гос-в, которыми они управляют.(2)- возрастание роли и влияния неформальных полит лидеров. (3) - концентрация активности лидеров на эконом и соц проблемах.(4) - уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев.(5) - сокращение границ власти полит лидера
35. Политическое поведение, основные характеристики, типология. Политич поведение– важная разновидность поведения человека в обществе. Оно представляет собой процесс взаимодействия человека с политич средой и составляет совокупность форм и способов бытия индивидуума в политич сфере жизнедеятельности общества. Речь идет о политич поведении субъектов политики: физич-х, юридич-х лицах, соц-х группах. Единицей политич поведения является конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт, в кот отражаются политич знания человека, его убеждения, материализуется его политич культура. Политич поведение определяют многие факторы, кот можно классифицировать по нескольким основаниям. 1е по степени политич включенности субъекта в политич поведение, распадается соответственно на активное и пассивное. 2е по характеру поступков, используемым методам, а также направленности политич-ое поведение можно разделить на конфликтное и бесконфликтное. В самих политич институтах политич поведение определяется и регулируется правовыми нормами, традициями, правилами и т.п. Власть имеет возможность контролировать политич поведение гр-н и соц-х групп посредством законодательства, подзаконных актов органов гос управления, а также с помощью правоохранительных органов. Политич участие – это вовлечение членов общества в существующие внутри нее политич отношения и структуру власти.Уровней и типы участия: 1.Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политич системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. 2.Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или гос-го уровня), референдумах и т. д. 3.Участие в деятельности политич и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов и др. 4.Выполнение политич ф-ий в рамках гос-ных институтов, включая сми. 5.Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. 6.Участие во внеинституциональных политич движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы. Политич иммобильность- низкая эффективность механизма обратной связи между гражданским обществом в целом и самой системой. Политическая апатия как форма непринятия политич системы. Политический байкот как выражение политической активности в политич системе и ее институтах
36. Полит элита: концепции типология. Полит. элита -соц. группа, представляющая собой меньшинство, отделенное от основной массы общ-ва благодаря исключительным возможностям в обладании властью, непосредственно участвующей в принятии и осущ решения, связанной с исполнением гос власти или воздействием на нее. В отличии от полит класса, элиты не имеют массового хар-ра, т.к. не обладают дост численностью, не включает в себя всех лиц, связанных с выполнением какой-либо политической деятельности или занимающих общественные посты соответствующего ранга. Сущ элиты обусловлено действием следующими факторами:1) псих и соц неравенством людей;2) законом разделения труда, кот требует проф занятия управленческим трудом как условия его эффективности;3) высокой общ значимостью управленческого труда 4) широкими возможностями использ управленческой деят для получения соц привилегий; 5) невозможностью осущ всеобъемлющего контроля, за полит руководителями; 6) полит пассивностью широких масс населения, Паретто– основал теорию элит. Полит жизнь – это борьба и смена, циркуляция элит. Возникновение и существ-е господства элиты – это психологические св-ва людей. В основе человеческих поступков лежат иррациональные побудительные начала или инстинкты, стремления. Выделял след инстинкты: 1)инстинкт общительности 2) инстинкт комбинации 3)потребность в демонстрации собственных чувств 4)стремление к постоянству агрегатов 5)инстинкт целостности индивидуума 6)инстинкт сексуальности.
МОСКА –сущ. два класса – который правит и которым правят. что власть должна находиться у меньшинства, который наделен особыми качествами. В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:1)наследственные, 2) ценностные 3) властные 4) функциональные Среди элит различают правящую, оппозиционную (контрэлита). Элита м.б закрытой и открытой.Закрытая элита – это замкнутая группа людей, которая жестко регулирует процесс включения новых членов общества в свой состав. Элита также делится на высшую, среднюю и маргинальную. Ф-ции:1) принятие политических решений и контроль над их исполнением;2) формирование и представление групповых интересов;3) политическое проектирование
Структура и механизмы формирования полит элиты. В мире существуют 2е тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты. Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является исторически первым поэтому преобладает в консервативных обществах.
Вторая типична для демократических государств и соответственно ее обуславливает гораздо более широкий круг социальной базы и требует для своего функционирования высокой политической культуры , что является следствием развития политической системы. Хотя и для стран с демократическими принципами государственности диапазон открытости может в большой мере отличаться.
Cтруктура политической элиты:1)правящая элита – группа, управляющая общ-вом от имени гос-ва;2)потенциальные элиты – группы, стремящиеся к власти;3)селекторат – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;4)самодеятельные элиты -группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам;5)элиты в политике – авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;6)связанная группа – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов гос-ва.Механизмы формирования элит:1. Интенсивные внеполитические и внегосударственные дискуссии.Дискуссионный механизм формирования элит в его нынешнем состоянии неработоспособен. Но исторические примеры показывают, что дискуссионные площадки и сами дискуссии являются важной сферой, где формируется элита, обладающая пониманием текущей ситуации страны в целом. Этим они отличаются от площадок для обсуждения узких профессиональных точек зрения по частным (например, экономическим или финансовым) вопросам.2. Участие в формировании инстанций власти.3. Надпрофессионалъные решения по поводу жизни страны в целом.4. Технология «социального лифта».
37. Роль выборов Избирательная кампания как инструмент власти.
Система государственных органов современного общества предполагает обязательное наличие представительных учреждений, которые формируются путем выборов. Выборы это способ формирования органов власти и управления на основе выражения политической воли граждан. Они являются главной формой проявления суверенитета народа, обеспечивают смену правящих элит и передачу власти мирным путем. Власть, избранная самими гражданами, является легитимной, а выборы выступают инструментом легитимации власти. Наконец, выборы выполняют функцию показателя, или барометра состояния политической жизни в стране, они дают наглядную картину расстановки политических сил. В ходе подготовки к выборам политические партии и общественные объединения излагают перед избирателями свои идейные платформы и предлагают свои рецепты решения существующих социально-экономических и политических проблем. В политической практике различных стран выборы бывают президентские, парламентские, муниципальные, а также очередные, внеочередные и дополнительные. Они представляют собой своеобразный политический рынок, где претенденты на занятие определенных должностей предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны тогда, когда действует избирательное право и существует гражданское общество. Выборы выполняют свои функции тогда, когда обеспечиваются: -свобода выборов, которая предполагает отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов, выборов; - наличие альтернативных кандидатов. - состязательность, конкурентность выборов. - периодичность и регулярность выборов.
- равенство возможностей политических партей и кандидатов.
Практическо-организационная часть избирательной системы называется избирательным процессом. Он включает в себя избирательную процедуру и избират кампанию. Избирательная процедура – сов-сть предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство. Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов - партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей - проводимые в установленный для этого законом период времени. Избирательная процедура включаетв себя как правило, следующие мероприятия: назначение выборов; создание избирательных органов; организацию избирательных округов и участков; выдвижение и регистрация кандидатов: регистрация избирателей; проведение голосования; определение результатов голосования.
38. Избирательное право: сущность, основные принципы и виды. Абсентеизм. Существуют 2 вида избират права: объективное избир право и субъективное избир право. 1е это система правовых норм, определяющих принципы, этапы, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избир-ых кампаний в стране. 2е это гарантированное гос-ом право конкретного лица на участие в выборах. Важнейшие принципы и нормы избир-го права закрепляются в конституции. В 1ю очередь это всеобщие, равные, прямые выборы при свободном и тайном голосовании, гласность и открытость выборов, их периодичность и др. Избират право может быть ограничено в силу гражданской недееспособности, окончательного уголовного приговора и в случаях недостойного поведения, указанных законом. Избират право также разделяется на активное и пассивное. Активное это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах гос органов (парламента, главы гос-ва и др.), органов местного самоуправления. Пассивное это право граждан быть избранными в органы гос власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан обладает активным и пассивным избир правом. Не всякий, кто обладает активным избир правом, обладает и пассивным. Гр-не получают активное избир право раньше (чаще по достижении гражд-ном совершеннолетия), чем пассивное, кот приобретается на несколько, иногда на 10—15 и более лет позже. Это стандартный набор принципов, кот, закрепляются в современном избират законодательстве и даже в некот международных актах. В то же время в некот странах в законодательстве зафиксированы и некот др принципы. К ним относится, напр, альтернатива. Под альтернативностью на выборах понимают включение в законодательство таких условий, при кот кандидаты вступали бы в конкуренцию, а избиратель действительно имел бы возможность выбора между различными кандидатами. Абсентеизм (лат. отсутствующий) 1а из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, полит-го режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. Абсентеизм есть в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т.п.Его причины: неверие граждан в эффективность полит институтов; отсутствие полит культуры и др
39. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности. Система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при кот избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя (Австралия, Франция). Система относительного большинства: кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, необязательно больше половины, чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах (Великобритания, Япония, США). Система квалифицированного большинства: побеждает кандидат набравший заранее установленное большинство, существенно превышающее половну 2\3, 3\4 (Чили) Достоинства и недостатки мажоритарной системы. Достоинства: -Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте. -В отличие от партийных списков, у избирателя есть возможность выбрать не «тёмную лошадку», и кандидат должен представить не только декларативные обещания, но и реальные заслуги перед обществом. и др Недостатки: -Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание. -Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров. -Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже). -Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей, но этим, в большей степени, грешат партии
40. Пропорциональная избирательная система. 1а из разновидностей избират систем, применяемых на выбора в представительные органы. При проведении выборов по пропорц-ой системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорц-но голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер. Сегодня ее придерживаются значительное число стран:Норвегия, Израиль, Испания, Нидерланды, и др.Т.к пропорц-ая избират-я система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, кот включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим существует вопрос о распределении мандатов внутри списков: Система «жестких» списков избиратели могут голосовать только за партию в целом (Испания, Греция, Израиль)Система «гибких» списков избиратели, голосуя за партию, могут поменять в ее списке очередность кандидатов, выразив предпочтения (преференции) отдельным кандидатамСистема «полужестких» списков1е место, полученное партией на выборах, закреплено за 1ым кандидатом в списке, а остальные места распределяются согласно полученным преференциям (Австрия, Дания, Голландия)Система панаширования избиратели при голосовании могут выбирать кандидатов из разных партийных списков ( Швейцария, Люксембург).В условиях многопартийности пропорц-ая система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки. Возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Представительство в органах гос власти получают политич силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране. Т.к голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, то непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.Т.к при данной системе голосование идет за политич партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отриц сказаться на обсуждении и принятии важных документов
41. Сущность и виды референдумов: достоинства и недостатки. Современная демократия существует в 2х формах: непосредственной и представительной. При 1ой принятие решений осуществляется всеми гражданами путем прямого голосования. Высшей формой непоср-ой демократии выступает референдум. от лат re fero «сообщаю, докладываю»,всенародный опрос\голосование по законопроекту. Реф-м основывается на принципах всеобщего, равного и прямого волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном принципе его проведения, участия гр-н, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении. Задача реф-ма: выявить волю народа, принять непосредственным голосованием закон или решение по конкретному вопросу гос жизни. Значение референдума в том, чтобы с его помощью народ выразил свое отношение к решению, выступил за или против его принятия. Родина Швейцария. Виды: Реф-мы, проводимые по вопросам, указанным в Конс-ции именуются обязательными. Референдумы по другим вопросам считаются факультативными. В Конст-ции РБ предусматривается проведение обязательного реф-ма. Решения, принятые в порядке обязательного реф-ма, обладают наивысшей юридич силой по сравнению с решениями, принятыми органами гос власти. Такое решение может быть отменено или существенно изменено лишь посредством другого реф-ма. Право инициативы на проведение респ-го реф-ма принадлежит Президенту РБ, Палате представителей и Совету Республики, гражданам РБ. Однако, решение о его проведении принимает Президент РБ. В РБ проводилось 3 референдума 95\96\04. Р-м является гарантией сохранения и укрепления политич стабильности в РБ. Если выборы– это механизм представительной демократии, то референдум– элемент непосредственной дем-ии. Проведение референдума основывается на тех же принципах, что и выборы (всеобщность, равенство, свобода, тайное голосование). Сущ некот недостатки реф-ма: ослабляет представительную демократию, снижая роль и важность выбранных представителей; избиратели не всегда обладают той осведомленностью или инф-ей, кот необходима для принятия компетентных решений по актуальному вопросу; исполнительная власть обладает полномочиями решать, в каких случаях следует проводить референдумы, то она может использовать их как политический инструмент скорее в интересах правящей партии, нежели в интересах демократии и др
42. Избирательная система и избирательная практика в РБ. В РБ применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с кот депутаты всех уровней и През-нт РБ избираются непосредственно избирателями РБ. Выборы През-та и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирателями являются граждане РБ, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении кот в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу. Президент РБ избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гр-н РБ по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на тер-ии РБ не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку кот собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на кот может избираться Президентом РБ 1но и то же лицо, законом не ограничивается. Парламент РБ – Нац собрание РБ депутатом может стать достигший 21 года гр-н РБ, постоянно проживающий на территории гос-ва. Верхняя палата Парламента – Совет Республики. Членом Совета Рес-ки может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на тер-и соответств области, г. Минска не менее 5лет. Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин РБ, достигший 18лет, проживающий либо работающий на тер-и соответствующего Совета Правовую основу избирательной системы РБ составляют Конституция РБ. Избирательное законодательство РБ гарантирует демокр-кий характер выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты, в члены Совета Респ-ки. Кандидаты в депутаты могут выдвигаться 3мя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей. Особое значение в Избирательном кодексе придается открытости и прозрачности избирательного процесса (специально посвященная этому 13 статья Кодекса).Процедура установления результатов выборов четко регламентирована в законодательстве. Защита избир-ых прав участников избир-ого процесса осуществляется путем обжалования в вышестоящие избир-ые комиссии и суд. Следует отметить, что при обращении в суд с жалобами на действия избир-ых комиссий гр-ам не нужно уплачивать гос пошлину. Надзор за соблюдением избир-ого законодательства осуществляет прокуратура
43. Политическая культура: сущность, структура, функции. Полит. к-ра - сов-ность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения гос-ва и общ-ва. ПК — один из основных эл-нтов, составляющ дух потенциал общ-ва. Выражает суть соц.-полит. с-мы, определяет “правила игры” в политике, базовые полит ценности и общ-в цели. Отражает многообразие полит жизни, оказывает решающее влияние на утверждение соц статуса гражданина. Ур-нь ПК во многом определяет ур-нь общей к-ры личности и общ-ва. Ф-ции ПК:1)идентификация, раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;2)ориентация, хар-ет стремление ч-ка к смысловому отображению полит явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкр. полит с-ме, 3)предписание выраж приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека; 4) адаптация, выраж потребность ч-ка в приспособлении к изменяющейся полит среде, условиям осущ его прав и властных полномочий; 5)социализация, характериз. приобретение ч-ком опред-ных навыков и свойств, позволяющих ему реализ-вать в той или иной с-ме власти свои гражданские права, полит ф-ции и интересы; 6)интеграция обеспеч различным группам возможность сосуществ в рамках определенной полит с-мы, сохранения целостности гос-ва и его взаимоотнош с общ-вом; 7)коммуникация, обеспеч взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения. В стр-ре ПК можно выделить 3 группы элементов:1. Познавательные эл-ты. знания о политике, кот. составляют основу ПК. 2. Эмоц-оценочные эл-ты: чув-ва, испытываемые к полит с-ме, выраженные в форме взглядов, полит установок, оценок; суждения и мнения о политике, соц. позиция личности.3. Поведенческие эл-ты: различн формы участия граждан в полит деятельности. Полит поведение — проявление широкой с-мы общ-ых отношений, в кот взаимодействуют полит с-ма, полит партии, соц-полит ценности
Типология политической культуры. Политич субкультура. В соврем-ом общ-ве сущ различные типы ПК. политологи Г.Алмонд и С,Верба провели исследование ПК в ряде стран и выделили 3 чистых типа ПК: патриархальную (традиционную), подданническую ПК и ПК участия (активистскую, гражданскую).1.Патриархальная. Характ отсутствием у человека интереса к политике. Индивид маловосприимчив к пол-й ку-ре и не выполняет никакие политич роли, т.е. полит интересы человека не выходят за рамки первичного сообщества..2.Подданническаяхар-ся тем, что в ней имеются специализированные полит институты,но индивидуальная активность отдельных личностей либо очень низка, либо вообще отсутствует. Полит. Ф-ции выполняют спец институты, тогда как обычные граждане могут лишь выражать своё отношение к ним. 3. ПК участияотличается политич активностью. Гр-не стремятся воздействовать на политику, направлять её деят с помощью законных средств влияния (выборов,демонстраций). (современные дем-е общества).Чаще встречаются смешанные типы ПК. Полит субкультура– это совок-ть ценностей,норм,представлений и символов, кот хар-ны для той или иной соц-ой группы внутри общества. Пол-ая субк-ра оличается от контркультуры тем, что она не противостоит доминирующей и не стремится к её уничтожению. Субк-ры:1)Региональные -обусловл. различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов т.п. Это порождает экономич различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень к-ры.2)Социоэкономические - обусловлены сущ-нием в общ-ве различных групп (соц слоев, классов), имеющих различный экономич статус.3)Этнолингвистические-связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих соц. групп. На полит к-ру этих групп определяющее воздействие оказывают этническое самосознание и национ. характер. 4)Религиозные- возникают когда религия является основным всепроникающим элементом общей к-ры определенной группы людей. 5)Возрастные - отражают различные системы полит ценностей у представителей разных поколений. Особенности политич субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономич и соц-ой структуре общества, образовательному, половозрастному и др признакам
44. Политическая социализация:сущность, этапы, типы Политич. Социализация - стабильное функционирование полит с-мы общ-ва, сохранение целостности соц организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие полит к-ры общ-ва, кот осущ через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей полит поведения.Под ПС понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей полит поведения, обеспечивающих его адекватное участие в полит жизни общ-ва. Важнейшая ф-цией ПС - достижение личностью умения ориентироваться в полит с-ме, выполнять там определенные -ции. выделяют три уровня полит социализации. На социальном уровне (всего общества в целом) на полит формирование личности определяющее значение оказывают соц-эконом и полит отношения, ур-нь полит культуры. На социально-психологическом ур-не полит ценности передаются индивиду большими и малыми соц группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов ПС выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике. Типы ПС: 1) гармонический тип ПС, предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократ. традиций и гражданского общ-ва, кот обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. 2) плюралистический тип, свойствен опосредующий хар-ер взаимодействия личности с властью 3) конфликтный тип, хар-ный для обществ не западной цивилизации. Высокий ур-нь нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижение согласия между носителями различных к-р и властью.4)гегемонистский тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса , определенной религии или полит идеологии. Этапы ПС: 1)Допартиципаторный( дотрудовой возраст). закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры. 2)партиципаторный (начин. на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни).Главную роль начинает играть обратная социализация, кот хар-тся тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные полит ценности и установки. Индивид -субъект собственной политической социализации. В формир полит взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации. 3) постпартиципаторный- чаще всего в пенсионном возрасте.хар-ся значительным ослаблением ПС
45. Политическая идеология: понятие и функции. Полит идеология – систематизированная совокупность полит идеалов, оценок, ценностей, теорий, концепций, целей, которые служат обоснованию и оправданию полит действий по завоеванию и удержанию власти. Основным содержанием ПИ является полит власть, её трактовка, отношение к различным полит институтам, представления о наилучшем гос устройстве, методах и средствах соц преобразований. ПИ формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Цель идеологии – формир сознания людей и формир их поведения путём воздействия на сознание. ПИ реализуется в полит теорий, доктрин и полит программ.Уровни функционирования ПИ:1) теоретико – концептуальный (политическая философия)2) программно – политический (здесь принципы и идеи преобразуются в политическую программу, лозунги, требования властвующей элиты);3)актуализированный(определяет степень эффективности идеологии).Функции идеологии:1)познавательно – воспитательная 2)нормативно-ценностная 3)интегрирующая 4)мобилизационная.Функции идеологиисводятся к овладению массовым полит. сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач. Идеология должна создавать позитивный образ проводимой политической линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций
46. Консерватизм и неоконсерватизм Консерватизм (возник в 18 в) - полит идеология, ориентир на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм гос и общественной жизни, приверженность полит ценностям, выдержавших испытание временем (английский философ Э. Берк, М. Фримен).Полит идеи консерватизма:1)Традиционные нормы жизни общ-ва –главная движущая сила прогресса, а исходные ценности – порядок в обществе, стабильность гос-ва. Власть в общ-ве принадлежит элите. Свобода личности предполагает подчинение гос власти и лояльность к ней. 2)Частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала, а частная собственность – гарант личной свободы и защиты соц порядка.3)Природа человека несовершенна и его пороки неискоренимы => закономерно неравенство людей в отношении умственного и физ развития, соц статуса. 4)Соц попечительство гос-ва порождает иждивенчество, а это есть источник революций, растущих притязаний, поэтому помощь должна предоставляться лишь тем, кто не в состоянии себя обеспечить.1970 – 80 гг. – неоконсерватизм (Вильям Кристол и Роберт Каган). Лео Штраус —основатель неоконсерватизма. Неоконсервати́зм — идеология и полит движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации,не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера гос аппарата и расходов на соц обеспечение. Основные идеи – усиление гос регулирования экономич жизни и соц сферы, индивидуальная свобода, поведение человека не может выходить за рамки традиционных ценностей общества. Главное отличие между либералами и консерваторами: степень свободы личности в принятии решений. Консерваторы выступают против абортов и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Если для либералов гос. символы (флаг, герб) не имеют принципиального значения ,то консерваторы считают, что для укрепления гос-ва нужны уважаемые символы. И те, и другие – за свободный рынок, но если для либералов свободный рынок нужен для полной реализации способностей личности, то для консерваторов рынок естествен и неотъемлем. Либералы более интернационалистичны, консерваторы более националистичны