Лекция-презентация с обсуждением
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
Для всех направлений подготовки (кроме ШП и ЮШ)
Форма подготовки очная
Курс 1 семестр 1
лекции 18 час.
семинарские занятия 36 час.
лабораторные работы не предусмотрены
в том числе с использованием МАО лек. 18 /сем. 36 час.
всего часов аудиторной нагрузки 54 час.
в том числе с использованием МАО 54 час.
самостоятельная работа 54 час.
в том числе на подготовку к экзамену 27 час.
контрольные работы (количество) не предусмотрены
курсовая работа / курсовой проект не предусмотрен
зачет не предусмотрен
экзамен 1 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого ДВФУ.
Рабочая программа обсуждена на заседании департамента истории и археологии, протокол № 10 от «23» июня 2016 г.
Заведующий департаментом истории и археологии: Пахомов О.С.
Составители: к.и.н., профессор Ковалёва З.А. (курс-лидер), к.и.н., доцент Щербина П.А., к.и.н., профессор Плохих С.В., к.и.н., доцент Исаев А.А., ст. преподаватель Ботнарь А.П.
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация
«История»является учебной дисциплиной, формирующей общекультурные компетенции по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата для студентов очной формы обучения набора 2016 года, в рамках проекта «Образовательная модель – 2.0».
Дисциплина «История» разработана для студентов всех направлений подготовки (кроме ШП и ЮШ).
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 час. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 час.), семинарские занятия (36 час.), самостоятельная работа (54 час.). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «История» дает научные представления об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, месте и своеобразии России в мировой цивилизации и предусматривает изучение студентами ключевых проблем исторического развития человечества с древнейших времен и до наших дней с учетом современных подходов и оценок. Особое внимание уделяется новейшим достижениям отечественной и зарубежной исторической науки, дискуссионным проблемам истории, роли и месту исторических личностей. Значительное место отводится сравнительно-историческому анализу сложного исторического пути России, характеристике процесса взаимовлияния Запад-Россия-Восток, выявлению особенностей политического, экономического и социокультурного развития российского государства. Актуальной проблемой в изучении истории является объективное освещение истории XX века, который по масштабности и драматизму не имеет равных в многовековой истории России и всего человечества. В ходе изучения курса рассматриваются факторы развития мировой истории, а также особенности развития российского государства. Знание важнейших понятий и фактов всеобщей истории и истории России, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира понимать роль и значение истории в жизни человека и общества, влияние истории на социально-политические процессы, происходящие в мире.
Дисциплина «История» базируется на совокупности исторических дисциплин, изучаемых в средней школе. Одновременно требует выработки навыков исторического анализа для раскрытия закономерностей, преемственности и особенностей исторических процессов, присущих как России, так и мировым сообществам. Знание исторических процессов является необходимым для последующего изучения таких дисциплин как «Философия», «АТР: политика, экономика, культура», «Логика» и др.
Целью изучения дисциплины «История» является формирование целостного, объективного представления о месте России в мировом историческом процессе, закономерностях исторического развития общества.
Задачи:
- формирование знания о закономерностях и этапах исторического процесса; основных событиях и процессах истории России; особенностях исторического пути России, её роли в мировом сообществе; основных исторических фактах и датах, именах исторических деятелей.
- формирование умения самостоятельно работать с историческими источниками; критически осмысливать исторические факты и события, излагать их, отстаивать собственную точку зрения по актуальным вопросам отечественной и мировой истории, представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.
- формирование навыков выражения своих мыслей и мнения в межличностном общении; навыками публичного выступления перед аудиторией.
- формирование чувства гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историческому наследию.
Для успешного изучения дисциплины «История» у обучающихся должны быть сформированы следующие предварительные компетенции:
- знание основных фактов всемирной и отечественной истории;
- умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- владение культурой мышления, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
В результате изучения данной дисциплины у обучающихся формируется следующие общекультурные компетенции:
Код и формулировка компетенции | Этапы формирования компетенции | |
ОК-9 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | Знает | закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории |
Умеет | критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений | |
Владеет | навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России |
Для формирования вышеуказанных компетенций в рамках дисциплины «История» применяются следующие методы активного/интерактивного обучения:
Лекционные занятия: лекция-беседа, проблемная лекция, лекция- презентация с обсуждением.
Практические занятия: круглый стол, дискуссия, диспут, коллоквиум, обсуждение в группах, публичная презентация.
I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
Лекционные занятия (18 час.)
Раздел I. «Ремесло историка» и особенности исторического знания (4 час.)
Тема 1. Место истории в системе наук (2 час.)
Лекция-презентация с обсуждением
Понятие истории. Значение познания прошлого. Становление истории как научной дисциплины. Рождение «истории» в Античности. Геродот. От описания к объяснению. Современное понимание предмета и объекта исторической науки. Место теории в исторической науке.
Сущность формационного и цивилизационного подходов. Понятие «исторический источник», его место в историческом исследовании. Система архивного хранения документов в России.
Структура исторической науки. Методологический поворот в истории в ХХ в. Междисциплинарность и компаративистика.
«Новая история». Основные направления современной исторической науки. История в системе научного знания: межпредметные связи.
Тема 2. Основные характеристики мировых цивилизаций. Этапы образования государств. (2 час.)
Проблемная лекция
Новые оценки и подходы к осмыслению исторического процесса. Термин «цивилизация» и типология цивилизаций по Данилевскому Н., Тойнби А., Шпенглеру О.
Принципы выделения цивилизаций и их типологии.
Восточный и античный типы цивилизационного развития. Великое переселение народов в III – VI вв. Падение Римской империи. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.
Типы цивилизаций в современной науке: непрогрессивный тип развития, восточный тип, западный тип цивилизации, техногенная цивилизация, глобальная цивилизация.
Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, психологическая, марксистская, органическая и другие.
Типы общностей в догосударственный период. Особенности становления европейских государств. Властные традиции и институты в государствах Европы, роль военного вождя.
Этнокультурные и социально-экономические и политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков.
Раздел II. Россия и мир в X – XIX вв. (6 час.)
Тема 1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России (2 час.)
Проблемная лекция
Хронологические рамки Средневековья. Происхождение понятия «Средние века». Особенности периода: феодальный способ производства и, как следствие, новые социально-классовые отношения: собственники земли – феодалы и крестьяне; укрепление статуса религии, становление христианства важнейшим фактором европейской культурной общности и превращение его в одну из мировых религий.
Историческая судьба Византийской империи. Причины и последствия крестовых походов. Централизация и формирование национальных культур. Возникновение сословно-представительных учреждений в Европе, появление университетов. Европейские страны в XVI - XVII вв.
Исторические предпосылки новых явлений:
- возрождение, Реформация и Контрреформация;
- изобретение книгопечатания и роль Библии;
- завоевание и колонизация европейцами американского континента;
- буржуазные революции (Нидерланды, Англия), укрепившие в общественном менталитете мысль о том, что власть обязана опираться на закон.
Особенности русского Средневековья. Факторы, повлиявшие на исторические процессы средневековой Руси: природно-климатический, геополитический, конфессиональный, национальный и фактор социальной организации.
Различные точки зрения историков на период «Средневековья»: Савицкий, Соловьев, Гумилев, Янин, Каргалов и др. Русь в межцивилизационном пространстве.
Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока. Монгольская экспансия: причины и результаты. Дискуссия о роли ордынского нашествия в становлении Русского государства. Экспансия Запада. Русь, Орда и Литва. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Становление и развитие Московского государства. Реформы Ивана III. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Тема 2. Россия в XVI –XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации (2 час.)
Проблемная лекция
Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Создание колониальных империй. Особенности развития европейских государств в эпохи Возрождения и Реформации. Различия между католичеством, православием и протестантизмом.
Развитие капиталистических отношений в странах Европы. Особенности европейского абсолютизма Абсолютизм и восточная деспотия.
Поиск альтернативных путей социально-политического развития страны при Иване Грозном. Реформы 50-х гг. XVI в., их значение для усиления централизации государства. Сословно-представительная монархия в России. Становление царской деспотии. Успехи (присоединение Поволжья) и провалы (Ливонская война) во внешней политике. Опричнина: причины, цели, последствия. Особенности российской колонизации.
«Смутное время» в России: предпосылки, противоречия и кризис государства. Новые явления в политической жизни России в период Смуты. Итоги и последствия Смуты. Начало династии Романовых. Особенности социально-экономического и политического развития России в XVII в. Усиление централизации государства и возрастание его роли. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Социальная структура общества. Зарождение буржуазных отношений. Социальные конфликты в XVII в. Колонизация Сибири и Дальнего Востока.
Европейская реформация и церковная реформа в России. Раскол русской православной церкви. Влияние раскола на национальный характер и политическую культуру русского человека. Политический строй и административное устройство Московского государства. Особенности и основные тенденции развития российской культуры в XVII в.
Тема 3. Россия и мир в XVIII – XIX вв.: промышленный переворот и особенности модернизационного процесса (2 час.)
Проблемная лекция
Понятие «модернизация», степень необходимости ее реализации. Задачи модернизации в ходе становления европейской цивилизации всоциальной, экономической, политической культурно-духовной областях.
Европейский вариант модернизации. Ломка традиционализма, формирование основных черт современной промышленной цивилизации. Источники первоначального накопления капитала в европейских странах. Характерные черты эпохи Просвещения и ее влияние на становление европейской цивилизации. Идеи гражданского общества и правового государства. Промышленный переворот в России и Европе: общее и особенное.
Особенности модернизации России в XVIII - XIX вв. Объективная необходимость модернизации России на рубеже XVII- XVIII вв. Петровская модернизация. Основные направления «европеизации» страны. Переход к светскому абсолютистскому государству. Сущность и основные черты российского абсолютизма. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперского сознания и имперской политики. Северная война и изменение геополитического положения России. Итоги петровских реформ и их влияние на развитие России. Цивилизационный раскол общества в петровскую эпоху. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Освещение петровских реформ в современной историографии.
Характерные черты эпохи дворцовых переворотов в России.
«Европейские заимствования» Россией в XVIII в. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Россия и Европа в XVIII в.: изменения в международном положении. Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.
Российская культура и образование XVIII в. Усиление светских тенденций в развитии культуры. Зарождение русской интеллигенции.
Основные тенденции развития европейских государств в XIX в. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Крымская война. Россия в системе международных отношений во второй половине XIX в.
Формирование буржуазных отношений и разложение крепостничества в России в первой половине ХIХ в. Реформы Александра I, проекты реформ М.М.Сперанского. Трудности и противоречия их реализации.
Россия эпохи Николая I: политическая реакция и реформы. Дальнейшая бюрократизация государственного управления. Общественно-политическая атмосфера и духовная жизнь России в первой половине XIX в. Формирование системы взглядов о путях развития России. Западники и славянофилы. Возникновение «русской идеи». Уваровская формула «самодержавие – православие – народность» как основа теории официальной народности.
Александр II. Отмена крепостного права в России. Реформы 1860-70-х годов, их сущность и характер. Значение реформ, их незавершенность и противоречивость.
Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права. Особенности развития российского капитализма. Структурные изменения в экономике. Социально-экономические последствия промышленного переворота в России. С.Ю. Витте и его реформы. Изменения в социальной структуре общества, специфика социального развития России. Начало формирования гражданского общества.
Попытка модернизации государственного строя. Контрреформы 1880-1890-х годов. Александр III и Николай II.
Результаты российской модернизации в XVIII – XIX вв. Особый тип развития капитализма в России, для которого были типичны: незавершенность политической революции и сохранение абсолютизма; быстрое развитие капиталистического уклада за счет заимствования опыта и инвестиций; переход от раннего капитализма сразу к монополиям; высокая конфликтность в обществе.
Раздел III. Россия и мир в ХХ – ХХI вв. (8 час.)
Тема 1. Россия и мир в первой половине XX в.: выбор путей общественного развития (4 час.)
Проблемная лекция
Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Развитие капитализма в метрополии и колониях. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Международные отношения на рубеже XIX – начала XX вв. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Национально-освободительное движения в странах Азии: причины движущие силы и проблемы. Россия в контексте мировых проблем начала ХХ в.
Россия в начале XX столетия. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Социально – экономическое развитие. Территория и население. Политический строй. Социальный строй. Промышленный подъём. Концентрация производства и рабочей силы. Формирование монополий. Концентрация банковского дела. Сращивание промышленного и банковского капитала, образование финансовой олигархии.
Рост промышленности и городов. Российская буржуазия и пролетариат. Противоречия российского монополистического капитализма. Рабочий вопрос. Социальные конфликты. «Полицейский социализм».
Сельскохозяйственное производство. Факторы, обусловившие медленное развитие капиталистических отношений в деревне. Экономическое и правовое положение крестьянства. Земельный вопрос в политике правительства Николая II.
Историческая обусловленность перестройки отношений собственности в сельском хозяйстве. Выработка концепции новой аграрной реформы в правительственных кругах на рубеже ХIХ - ХХ вв. (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка и провидение аграрной реформы П.А.Столыпиным. Переселенческая политика. Противоречивость, значение и итоги столыпинской реформы.
Расстановка политических сил. Программные требования основных российских политических партий, их стратегия и тактика.
Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг. Пересмотр внешнеполитического курса России после 1907 г. Образование двух военно-политических блоков в Европе - Тройственного союза и Антанты. Противоречия России с Австро-Венгрией на Балканах и Ближнем Востоке. Балканы - «пороховой погреб Европы». Балканский кризис 1914 г. Начало Первой мировой войны. Первая мировая война как кризис западной цивилизации. Причины и характер мировой войны. Силы сторон, планы России. Отношение к войне в русском обществе. Дипломатия военного времени 1914 - 1917 гг. Восточный фронт 1914 - 1916 гг.
Социально-экономическая и политическая ситуация в России в конце 1916 – начале 1917 гг. Вторая революция в России. Причины падения самодержавия. Сущность двоевластия. Кризисы Временного правительства. Приход к власти большевиков, причины их победы. Становление советской власти. Учредительное собрание, причины его разгона.
Распад российской империи, образование независимых государств на ее территории. Доктрина мировой пролетарской революции. Становление централизованной системы власти. Свертывание многопартийности, форм советской демократии.
Выход России из мировой войны. Брестский мир. Влияние социалистической революции в России на мировое развитие.
Гражданская война и иностранная интервенция, этапы, цели и средства войны. Политика военного коммунизма. Образование ДВР. Победа сторонников советской власти в гражданской войне. Эволюция идеологии основных политических сил и последствия гражданского противостояния в России.
Тема 2. Основные тенденции мирового развития во второй половине XX в. (2 час.)
Лекция-беседа
Итоги второй мировой войны: влияние на послевоенное мировое устройство. Холодная война: причины, содержание, итоги.
Основные международные организации второй половины ХХ в. Распад колониальной системы, формирование «третьего мира». Конфликты во второй половине ХХ в. в контексте противостояния сверхдержав (Арабо-израильский конфликт, Корейская война, войны во Вьетнаме и Афганистане).
Развитие мировой экономики в 1945 – 1991 гг. Капиталистическая мировая экономика. Роль США. Научно-техническая революция и её влияние на ход мирового общественного развития. Япония и «Азиатские тигры». Интеграционные процессы, глобализация. Вариант европейской интеграции.
Социалистические модели экономического развития (СССР, КНР), варианты преодоления кризисных явлений. Влияние распада социалистической системы на мировое развитие в конце ХХ в.
Тема 3. Россия и мир на рубеже XX – XXI вв. (2 час.)
Лекция-презентация с обсуждением
Необходимость преобразований во второй половине 1980-х гг. «Перестройка» в СССР. Этапы перестройки: Первый этап - март 1985 - январь 1987гг. – период экономических реформ, разрабатывавшихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главная идея: «ускорение социально-экономического развития»; Второй этап - 1987-1988 гг. Лейтмотив: решения январского пленума ЦК КПСС о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь; Третий этап - 1989-1991 гг. – период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформистских группировок.
Либерализация экономики, введение рыночных элементов при сохранении сущности социалистического хозяйствования. Попытка реформирования политической системы с сохранением социалистического выбора.
Нарастание центробежных сил в многонациональном государстве. Несостоятельность мер по урегулированию межнациональных отношений в СССР. Внутренние и внешние причины краха перестройки. Объективные и субъективные факторы распада СССР. Итоги и последствия перестройки. Становление новой российской государственности. Начало постсоциалистической трансформации. Россия на путях суверенного развития: социально-экономические, политические и государственные преобразования. Формирование и развитие новой политической системы. Проблемы государственно-политического строительства. Усиление вертикали власти в 2000-2010 гг. Экономические реформы: цели, пути и сложности их осуществления, итоги. Изменения в социальной структуре российского общества. Проблемы межнациональных отношений в РФ. Россия в системе международных отношений в конце ХХ – начале XXI вв.
II.СТРУКТУРА И содержание практической части курса
Практические занятия (36 час.)