Целеполагание в публичном управлении. Целевые программы
Принятие и реализации решений как функция публичного управления.
78. Контроль как функция публичного управления: понятие, порядок осуществления.
Организация контроля исполнения решений в органах государственного (муниципального) управления.
По мнению специалистов Всемирного Банка, которые разрабатывали проект принятой затем государствами-членами ООН так называемой «Лимской декларации руководящих принципов контроля» 1977г., контроль является принципиально необходимым компонентом современных систем государственного управления и регулирования.
Термин «контроль» в управленческую терминологию вошёл из сферы бухгалтерского учёта. Он является производным от французских слов «contra» - «против» и «role» - ведомость учёта материальных ценностей.
То есть, в буквальном переводе слово «контроль» означает «отметку в ведомости учёта материальных ценностей, сделанную напротив имеющейся там записи».
КОНТРОЛЬ - а) функция управления (или этап управленческого цикла), представляющая собой осуществляемый субъек-том управления комплекс мер по наблюдению за подготовкой, принятием и ходом реализации управлен-ческих решений, а также проверки фактического состояния деятельности организации;
Б) проверка качества управленческой деятельности посредством сопоставления фактического состояния объекта управления с теми его характеристиками, которые обусловлены целями управления.
ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ:
- обеспечение достижения запланированных целей и результатов;
- оптимальное использование государственных ресурсов в соответствии со стоящими целями и задачами управления;
- предупреждение ошибок и недопущение перерасхода ресурсов.
ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ:
Установление стандартов и норм, в сравнении с которыми должен оцениваться объект контроля;
Измерение показателей, характеризующих состояние объекта управления;
Сравнение названных выше стандартов и норм с реальными показателями, характеризующими состояние объекта контроля;
Оценка результатов контроля (выяснение степени расхождения желаемого и существующего состояний объекта управления);
Разработка и реализация корректирующих мер, направленных на достижение целей управления.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ:
Анализ документов, характеризующих состояние объекта контроля;
Непосредственное изучение объекта контроля на месте;
3) заслушивание отчётов должностных лиц на заседаниях коллегиальных органов управления;
Периодическая аттестация служащих на предмет соответствия занимаемой должности т.д.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ:
Массовость;
Повсеместность;
Всесторонность;
Реальность;
Объективность;
Результативность;
Гласность и т.д.
КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ –
Вид управленческого воздействия, заключающийся в анализе и оценке состояния и результатов реализации управленческих решений.
Особенности организации контроля исполнения решений в органах государственного управления определяется спецификой отношений объекта и субъекта государственного управления, особыми условиями осуществления государственной службы и рядом иных обстоятельств. Целью контроля исполнения является не столько выявление недостатков и упущений в деятельности исполнителей, сколько оказание им содействия в достижении поставленных целей управления.
Особенности организации контроля исполнения управленческих решений концентрированно отражаются в его принципах.
ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ: